Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Разработка урока биологии по теме «Витамины»  с использованием ИКТ.  8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_vitaminy.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок биологии по теме «Витамины»

 с использованием ИКТ.  8 класс.

Составлен Комаровой М.Д.

                                                                          Учителем  биологии

                                         Михайловка

                                                2013

Урок биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ.  8 класс.

Цель: сформировать представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и значении в  жизни человека.

Задачи:

  1. обучающая - раскрыть с биологическую ролью витаминов А, В, С, D,  и условия их сохранения при приготовлении пищи;
  2. развивающая - познакомить с классификацией витаминовпроблемой авитаминозов на примере важнейших представителей витаминов; развивать умение анализировать информацию;
  3. воспитывающая - сформировать понятие о роли витаминов для здоровья человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение и обобщение материала темы: «Обмен веществ».

Вопросы  классу

  1. Как вы понимаете словосочетание «обмен веществ»?
  2. Докажите, что обмен веществ – одна из основных функций организма.
  3. Назовите два вида обмена веществ.
  4. Докажите, что пластический и энергетический обмен взаимосвязаны.
  5. Как связаны обмен веществ и возраст человека?

Учитель. Мы выяснили, что процессы пластического и энергетического обменов происходят одновременно и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии. И оказывается, что в этом сложном процессе большое значение имеет особая группа веществ, без них невозможен полноценный обмен веществ и нормальная жизнедеятельность.

Слайд2 (четверостишие, которое поможет определить тему урока)

Итак, тема урока: «Витамины» -запись темы в тетрадь.

  Цель сегодняшнего урока выяснить, какую биологическую роль играют витамины и каково их значение для здоровья человека.  

III. Изучение нового материала.

Учитель.  Изучать данную тему будем самостоятельно, работая в парах.

 Каждая пара выполняет своё задание. Карточки с заданиями на столах. Через пять минут пара отчитывается оцениваем, делаем соответствующие записи в тетради.

Задания.

В тетради приготовить таблицу:

Витамин

Где содержится

Влияние на организм

Заболевания

Задание для 1 пары. Работаете только устно. Используя абзацы с первого по четвёртый на странице 258 пособия по биологии для абитуриентов. Автор Р.Г. Заяц, готовите мини-сообщение, освещающее следующие вопросы: 1) заслуга учёного Н.И. Лунина в изучении витаминов; 2) заслуга учёного К. Фрунка в изучении витаминов; 3) происхождение слова «витамин».

 Со второй по пятую пару работают с указанной частью текста учебника и заполняют одну строку таблицы, касающуюся заданного им витамина.(учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш)

2-я пара. Страница 115, первый абзац – витамин А.

3 –я пара. Страница 115, второй абзац,   – витамины группы В.

4 –я пара. Страница 115,  третий абзац – витамин С.

5 –я пара. Страница 115, четвёртый абзац – витамин D.

6 –я пара. Причины разрушения витаминов. Страница 123  А. С. Батуев Биология. Человек

Самостоятельная работа.

Проверка и анализ проделанной работы. Оформление записей в тетради.

1-я пара. Один учащийся заслушивается устно. Он кратко описывает эксперимент Н.И. Лунина с мышами. Его суть в том, что кроме питательных веществ, в организм обязательно должны поступать ещё какие-то вещества, без которых невозможно нормальное функционирование организма. Говорит об открытии К. Фрунка в 1911г и происхождении слова «витамин», предложенного Фрунком.

( Демонстрируются слайды3-5, которые подтверждают слова выступающего)

 . В тетради делается запись определения витаминов. 

2 –я пара. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина А на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 6 с витамином А. Учащиеся второго варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

3 –я пара. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витаминов группы В на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этих витаминов в пище; 3) продукты питания, содержащие данные витамины. Во время рассказа демонстрируется слайд № 7 с витамином В. Учащиеся третьего варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

4 –я пара. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина С на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 8 с витамином С. Учащиеся четвёртого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

5 –я пара. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина D на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 9 с витамином D. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

Учитель завершает данную работу выводом о необходимости получения витаминов с пищей.

Объясняются понятия:

  1. Авитаминоз
  2. Гипервитаминоз
  3. Гиповитаминоз

 В это время демонстрируется слайд № 10.

.Проверка записи в таблице. Демонстрируется слайд № 11

Учитель: Разделение витаминов на группы – слайды 12-13

6 –я пара. Рассказывает о сохранности витаминов при приготовлении пищи. Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения пищевых продуктов.

Разрушают витамины:

  1. высокая температура (поэтому содержание витаминов в сырых овощах и фруктах всегда выше, чем в тушёных, варёных и тем более жареных);
  2. металлическая посуда (поэтому готовить пищу лучше в эмалированной посуде);
  3. длительность хранения (полезнее и богаче по содержанию витаминов свежеприготовленная пища);

даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах (поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле).

 .Проверка записи в таблице. Демонстрируется слайд № 11.

Запись выводов в тетрадь

  1. Витамины – это……….
  2. Витамины делятся на……….
  3. Авитаминоз – это……….
  4. Гиповитаминоз – это……….
  5. Гипервитаминоз – это……….

IV. Рефлексия.

 Фронтальный опрос

  1. Каково происхождение слова «витамин»?
  2. Фамилия какого русского учёного связана с первыми открытиями в области витаминов?
  3. С недостатком какого витамина связано заболевание «куриная слепота»?
  4. С недостатком какого витамина связано заболевание «бери-бери»?

5.  С недостатком какого витамина связано заболевание «цинга»?

6.   С недостатком какого витамина связано заболевание «рахит»?

 7.Источником какого витамина является морковь?

        8. Источником какого витамина является рыбий жир?

  1. Как вы понимаете словосочетание «чудесная азбука здоровья»?

 Игра: «Витаминное лото» - слайд14.

VI. Домашнее задание.

 Параграф 37, использовать таблицу в тетради

Литература

  1. Биология. Человек: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений /  Под редакцией А.С. Батуева. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2002 – с.121-123.
  2. Биология: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся / Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; Под редакцией Д.И. Трайтака. – М.: Просвящение, 1983 – с.103-104.
  3. Муртазин Г.М.Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1989.
  4. Р.Г. Заяц и др. Пособие по биологии для абитуриентов.Минск «Вышэйшая школа» 1997
  5. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки по биологии. «ВАКО». М. 2005
  6. Интернет - ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии по теме "Витамины" 8 класс учебник Драгомилов Маш

Урок соответствует современным требованиям. С использованием элементов критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения, современных технических средств обучения....

Урок биологии по теме "Витамины" в 8 классе по программе В.В. Пасечника

Знакомство учащихся с разнообразными витаминами, их функциями, источниками витаминов. Урок прививает культуру ЗОЖ, повышает творческую активность учащихся, помогает запоминать продукты по содержанию в...

Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"

Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....

Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".

Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...

Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".

Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...

Конспект урока биологии на тему "Витамины"

Данный материал содержит конспект урока биологии в 8 классе (учебник Д.В.Колесов, Р.Д. Маш). Тема урока "Витамины"....

Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...