Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Разработка урока биологии по теме «Витамины»  с использованием ИКТ.  8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_vitaminy.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок биологии по теме «Витамины»

 с использованием ИКТ.  8 класс.

Составлен Комаровой М.Д.

                                                                          Учителем  биологии

                                         Михайловка

                                                2013

Урок биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ.  8 класс.

Цель: сформировать представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и значении в  жизни человека.

Задачи:

  1. обучающая - раскрыть с биологическую ролью витаминов А, В, С, D,  и условия их сохранения при приготовлении пищи;
  2. развивающая - познакомить с классификацией витаминовпроблемой авитаминозов на примере важнейших представителей витаминов; развивать умение анализировать информацию;
  3. воспитывающая - сформировать понятие о роли витаминов для здоровья человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение и обобщение материала темы: «Обмен веществ».

Вопросы  классу

  1. Как вы понимаете словосочетание «обмен веществ»?
  2. Докажите, что обмен веществ – одна из основных функций организма.
  3. Назовите два вида обмена веществ.
  4. Докажите, что пластический и энергетический обмен взаимосвязаны.
  5. Как связаны обмен веществ и возраст человека?

Учитель. Мы выяснили, что процессы пластического и энергетического обменов происходят одновременно и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии. И оказывается, что в этом сложном процессе большое значение имеет особая группа веществ, без них невозможен полноценный обмен веществ и нормальная жизнедеятельность.

Слайд2 (четверостишие, которое поможет определить тему урока)

Итак, тема урока: «Витамины» -запись темы в тетрадь.

  Цель сегодняшнего урока выяснить, какую биологическую роль играют витамины и каково их значение для здоровья человека.  

III. Изучение нового материала.

Учитель.  Изучать данную тему будем самостоятельно, работая в парах.

 Каждая пара выполняет своё задание. Карточки с заданиями на столах. Через пять минут пара отчитывается оцениваем, делаем соответствующие записи в тетради.

Задания.

В тетради приготовить таблицу:

Витамин

Где содержится

Влияние на организм

Заболевания

Задание для 1 пары. Работаете только устно. Используя абзацы с первого по четвёртый на странице 258 пособия по биологии для абитуриентов. Автор Р.Г. Заяц, готовите мини-сообщение, освещающее следующие вопросы: 1) заслуга учёного Н.И. Лунина в изучении витаминов; 2) заслуга учёного К. Фрунка в изучении витаминов; 3) происхождение слова «витамин».

 Со второй по пятую пару работают с указанной частью текста учебника и заполняют одну строку таблицы, касающуюся заданного им витамина.(учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш)

2-я пара. Страница 115, первый абзац – витамин А.

3 –я пара. Страница 115, второй абзац,   – витамины группы В.

4 –я пара. Страница 115,  третий абзац – витамин С.

5 –я пара. Страница 115, четвёртый абзац – витамин D.

6 –я пара. Причины разрушения витаминов. Страница 123  А. С. Батуев Биология. Человек

Самостоятельная работа.

Проверка и анализ проделанной работы. Оформление записей в тетради.

1-я пара. Один учащийся заслушивается устно. Он кратко описывает эксперимент Н.И. Лунина с мышами. Его суть в том, что кроме питательных веществ, в организм обязательно должны поступать ещё какие-то вещества, без которых невозможно нормальное функционирование организма. Говорит об открытии К. Фрунка в 1911г и происхождении слова «витамин», предложенного Фрунком.

( Демонстрируются слайды3-5, которые подтверждают слова выступающего)

 . В тетради делается запись определения витаминов. 

2 –я пара. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина А на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 6 с витамином А. Учащиеся второго варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

3 –я пара. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витаминов группы В на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этих витаминов в пище; 3) продукты питания, содержащие данные витамины. Во время рассказа демонстрируется слайд № 7 с витамином В. Учащиеся третьего варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

4 –я пара. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина С на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 8 с витамином С. Учащиеся четвёртого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

5 –я пара. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина D на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 9 с витамином D. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

Учитель завершает данную работу выводом о необходимости получения витаминов с пищей.

Объясняются понятия:

  1. Авитаминоз
  2. Гипервитаминоз
  3. Гиповитаминоз

 В это время демонстрируется слайд № 10.

.Проверка записи в таблице. Демонстрируется слайд № 11

Учитель: Разделение витаминов на группы – слайды 12-13

6 –я пара. Рассказывает о сохранности витаминов при приготовлении пищи. Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения пищевых продуктов.

Разрушают витамины:

  1. высокая температура (поэтому содержание витаминов в сырых овощах и фруктах всегда выше, чем в тушёных, варёных и тем более жареных);
  2. металлическая посуда (поэтому готовить пищу лучше в эмалированной посуде);
  3. длительность хранения (полезнее и богаче по содержанию витаминов свежеприготовленная пища);

даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах (поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле).

 .Проверка записи в таблице. Демонстрируется слайд № 11.

Запись выводов в тетрадь

  1. Витамины – это……….
  2. Витамины делятся на……….
  3. Авитаминоз – это……….
  4. Гиповитаминоз – это……….
  5. Гипервитаминоз – это……….

IV. Рефлексия.

 Фронтальный опрос

  1. Каково происхождение слова «витамин»?
  2. Фамилия какого русского учёного связана с первыми открытиями в области витаминов?
  3. С недостатком какого витамина связано заболевание «куриная слепота»?
  4. С недостатком какого витамина связано заболевание «бери-бери»?

5.  С недостатком какого витамина связано заболевание «цинга»?

6.   С недостатком какого витамина связано заболевание «рахит»?

 7.Источником какого витамина является морковь?

        8. Источником какого витамина является рыбий жир?

  1. Как вы понимаете словосочетание «чудесная азбука здоровья»?

 Игра: «Витаминное лото» - слайд14.

VI. Домашнее задание.

 Параграф 37, использовать таблицу в тетради

Литература

  1. Биология. Человек: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений /  Под редакцией А.С. Батуева. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2002 – с.121-123.
  2. Биология: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся / Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; Под редакцией Д.И. Трайтака. – М.: Просвящение, 1983 – с.103-104.
  3. Муртазин Г.М.Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1989.
  4. Р.Г. Заяц и др. Пособие по биологии для абитуриентов.Минск «Вышэйшая школа» 1997
  5. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки по биологии. «ВАКО». М. 2005
  6. Интернет - ресурсы.