Урок-игра по биологии: Покорение Севера.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Шевченко Наталья Витальевна

Урок приурочен к юбилею округа, направлен на повторение и закрепление биологических понятий, знакомит учащихся с особенностями северной природы, правилами поведения в природе, отношением хантов к природе, особенностями обычаев северных народов, пословицами и поговорками народов севера о природе и животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

«ПЕДАГОГ ГОДА - 2013»

В НОМИНАЦИИ

«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2013»

Урок – игра «Покорение Севера».

Автор: Бикбаева Наталья Витальевна

Учитель   химии  и   биологии

НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»

                                                                           

 

2012/2013

Тема урока:  Урок- игра « Покорение Севера», посвященный 80-летию  ХМАО-Югра.

Дидактическая цель: Создать условия для формирования представлений о  природном многообразии родного края, культуре и традициях народов севера.

Тип урока: урок- игра в 6-7 классах.

Цели по содержанию:

Образовательная: Закрепить ранее пройденный материал о многообразии растительного и животного мира края, дикой и редкой флоре и фауне севера, взаимосвязях живых организмов в природе, познакомить с культурой ХМАО и культурой ее коренных жителей, отношением коренных народов Севера к природе.

Развивающая: Продолжить обучение умениям:

- применять знания о многообразии живых организмов, их классификации, взаимосвязях в природных сообществах;

-развивать творческое мышление, коммуникативные качества;

Воспитательная: Способствовать воспитанию уважения к результатам собственной деятельности ученика на уроке и к результатам деятельности учителя и одноклассников.

Тип урока: урок- игра в 6-7 классах.

Структура урока:

  1. Организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  2. Целепологание,  формулировка цели и задач, фиксирование  объема работы на уроке учащимися.
  3. Подготовка учащихся к восприятию  учебного  материала, актуализация знаний.
  4. Творческое применение ранее полученных  знаний и умений, групповая работа.
  5. Индивидуальная работа учащихся в форме  доклада.
  6. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений и навыков.
  7. Формирование и закрепление первичных  знаний и умений применение их (по аналогии) в стандартных ситуациях, упражнения для применения знаний и умений в измененных условиях, связь новых знаний,  с ранее сформированными.
  8. Творческое применение умений и навыков.
  9. Итог урока  и подведение результатов.
  10. Рефлексия.

Материально-техническое оснащение урока: Наглядные пособия - стенд « Флора и фауна Крайнего Севера», « Традиции и обычаи хантов и манси», презентация урока « Покорение Севера», доска, украшена символикой округа и района, герб, флаг.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Организационный момент.

Встречаю детей в классе: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок, поэтому я предлагаю вам  разделиться на 2 команды (по классам), занять места за специализированными

« круглыми столами».

Доска заранее оформляется атрибутами: символика, геральдика края (флаг, герб). На стене стенд с красочной информацией о природе ХМАО, стенд, посвященный творчеству  хантов и манси  (национальные рисунки, изображающие животных и растения). Приложение №1.

Учащиеся приветствуют учителя и занимают свои места, готовятся к уроку.

Учащиеся обращают внимание на стенды, психологически настраиваются на то, что сегодняшний урок пройдет в необычной обстановке и форме.

Целепологание.

Предлагаю рассмотреть символику  края, района,  стенды, оформленные на стене, и сделать соответствующие выводы: Ребята, а какой сегодня у нас день? Скажите мне,

почему мы решили провести необычный урок биологии?

Приложение №1.

Учащиеся обращают внимание на стенды, доску,   называют дату, сообщают, что сегодня празднуется юбилей округа.

Высказывают предположение о возможной причине необычной формы проведения и названия урока.

Актуальность.

Предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:

-Какое географическое положение занимает наш округ?

-Какое созвездие расположено вблизи полярного круга?

- Что изображено на гербе, флаге?

- Что означает данная символика?

-Какая промышленность наиболее развита в округе?

- Чем богата природа нашего края?

-Какие коренные народы севера проживают на территории округа?

- Какого рода деятельностью они занимаются?

-Говорят, что северные народы с почтением относятся к природе. Почему? Докажите, что это так.

Ученики фиксируют внимание на школьной доске, несущей информацию о символике и геральдике родного края, изображениях природы края,  лиц коренных народов севера, актуализируют свои знания, полученные во время урочной и внеурочной деятельности.

Основная часть урока:

Какая у нас погода?

У нас сегодня не просто урок, а урок – игра, состязание. Каждое задание будет оценено в баллах. Предлагаю учащимся отправиться в поход, - покорять Север, а так же проявить смекалку, показать свои знания и умения.  Ребята, сегодня мы отправляемся  в поход  по Крайнему Северу. Но, как известно в поход

идут  в хорошую погоду, а так как в настоящее время пасмурно, (обращаю внимание на слайд презентации), нужно определить, какие высказывания хантов и манси  совпадают с тем или иным временем года и расставить их по порядку, и тогда станет  ясно.

Обговариваю время выполнения задания. Приложение  №2.

Учащиеся получают задание, выполняют его, поднимают руку, если ответ досрочный. Происходит знакомство с обычаями и поверьями коренных народов севера, связанных с распознаванием времен года.

Что возьмем с собой в поход?

Но и это еще не все, ребята. Разве в поход ходят без снаряжения?  Предлагаю учащимся взять со стола «конверты-рюкзачки», в которых вложены карточки с  понятиями .

Читаю задание: определите, о каком биологическом понятии идет речь. Уберите лишние термины из рюкзачка.

Называю правильные ответы, сообщаю о целесообразности применения данных понятий на уроке биологии.

Приложение  №3.

Учащиеся получают задание, слушают формулировки определений биологических понятий, убирают из конверта лишнее. Конверты передают жюри.

Учащиеся фиксируют внимание на значимости знаний именно  биологических терминов в ходе урока, делают выводы о результативности своей работы.

Природа родного края- знай

« наших».

Наши группы двигаются в правильном направлении, но так как мы имеем дело с живой природой, неплохо было бы

узнать, как хорошо вы ориентируетесь среди различных представителей флоры и фауны.

 

Команда 6 класса, определите, какое из перечисленных растений не является цветковым?! Команда 7 класса, определите, какое из перечисленных животных является млекопитающим?!  Ребята, задание располагается на слайде презентации.

Приложение №5.

Учащиеся выполняют задание. Отвечают  после истечения времени, или поднимают руку, если выполнили задание раньше.

Учащиеся  оценивают результативность своей работы, сравнивая свои ответы с ответом учителя.

Куда  мы попали…

Ребята, мысленно сконцентрируйте свое внимание и подумайте,  как выглядит природа нашего сурового края? Каких растений встречается больше, какие растительные сообщества они образуют и почему?

Читаю определение сообществ: болото, тайга, бор, роща.

Сообщаю, что березовая роща на севере округа –  создана искусственно.

Ученики мысленно настраиваются на выполнение следующего задания, активизируют зрительную память, мышление.

На столе каждой команды лежат карточки с понятиями , дети слушают определение и поднимают нужную карточку лицевой стороной к жюри.

Знакомство с многообразием живых организмов, обитающих на территории округа

Знакомство с многообразием живых организмов, обитающих на территории округа. Этот материал заранее прошу подготовить учащихся по одному из каждой команды: 6 класс – «растения»,

7класс - «животные».  Время ограничено, на все выступление не более 5 минут.

Ученики обращают внимание на стенд, знакомятся с представителями дикой фауны и флоры родного края.

Перечисляют известных им представителей дикой природы, занесенных в Красную Книгу.

Демонстрируют умение работать с дополнительными источниками информации.

Привал.

Рассказываю: Забрели мы в юрту хантов. Кругом лежат вещи, посуда- все в узорах. Да только узоры те непростые. Считается, что коренные народы севера почитают природу, они очень близки к ней. Обращаю внимание на стенд с орнаментами, потом на слайд презентации. Рассказываю о значении орнамента для народов севера, о том, что они обозначают. Упоминаю об оберегах, тотемах в виде изображений растений и животных. Говорю, сто узоры на одежде хантов и манси- это их визитная карточка, обозначающая род или фамилию, от которого (ой) он произошел.

Предлагаю учащимся выбрать для своей команды бумажный тотем (хантыйский узор животного или растения), который будет их визитной карточкой и талисманом во время игры

(помогут заработать баллы, хорошие оценки, а главное усвоить новый материал).

Учащиеся узнают новую, полезную информацию о культуре и обычаях северного народа, об их отношении к природным ресурсам.

Учащиеся выбирают тотем, закрепляют бумажный символ на одежде.

Знаковая символика позволяет учащимся глубже проникнуться в таинственный мир коренных жителей, дает возможность почувствовать себя частицей этого мира, жителем сурового края со своеобразным национальным колоритом.

Загадки народов севера о природе.

Ханты и манси не только поклоняются дарам природы, но и сочиняют о ней загадки. Сможете ли вы их разгадать? Загадываю загадки, если команда не угадала, право предоставляется другой команде.

Здесь можно использовать небольшие подсказки, пояснения,- если ученики затрудняются.

Приложение №7.

Ученики знакомятся с культурой народов севера, развивают творческое мышление, стараясь найти сходство в мыслях и образах, представлениях коренных жителей с тем, что видят и знают они. Отвечают на вопросы, аргументируют.

Пословицы хантов и манси.

Продолжаю знакомить учащихся с культурой и творчеством народов севера.

Читаю пословицы, прошу аргументировать ребят по каждому высказыванию.

Приложение  №6.

Учащиеся по желанию высказывают свою точку зрения, принося дополнительные баллы команде. Учатся анализировать, аргументировать, развивать мышление.

Посвящение в       ханты.

Мы проделали очень длинный путь. Преодолели множество препятствий. Поэтому случаю я объявляю, что мы отправляемся на праздник. Но не простой, почитаемый народами севера.  С одним нагрудным знаком вас на него не пустят. Чтобы вас приняли за хантов или манси нужно сшить себе национальный наряд.

Объясняю задание: вы уже познакомились с разнообразием узоров, украшающих жилище и одежду хантов. Теперь пришло время самим изготовить платье или малицу. Для этого предлагаю воспользоваться заранее подготовленными средствами: клей, ножницы, малица из ватмана, полоски различных узоров и орнаментов.

Оговариваю время выполнения работы.

Сообщаю, что теперь, получив  тотем и малицу, они могут считаться  посвященными в ханты и отправляются на один из главных праздников хантов и манси – «Праздник Медведя».

Учащиеся знакомятся с блоком  очередной информации, готовятся к выполнению следующего задания.

Учащиеся получают задание, готовятся к работе в группе, один режет, другой клеит, третий решает, куда приклеить узор……Учащиеся учатся работать сообща, развивают коммуникативные качества, общение в коллективе. Демонстрируют свои наряды, оценивают результат собственных трудов.

На праздник медведя!

Легенда гласит: Медведь у  хантов – священное животное. Считают, что происхождение хантов  связано именно с ним. Когда то  давно  от брака медведя и женщины появился первый человек. С тех пор шкуру медведя на праздник закидывают в жилье через печную трубу, делают из нее чучело, усаживают  на нарты (сани), накрывают ему стол и совершают ритуал. В основном люди просят о помощи и прощении.

Ваша задача создать импровизацию данного  действа.  Для этого один помощник (учитель) переодетый в медведя садится на стул, а команды по очереди в своих малицах отплясывают вокруг него и молят  (это обговаривается заранее) о защите природы.

Приложение №8.

Ребята знакомятся с мифологией родного края.

На данном этапе им предоставляется возможность проявить свои творческие возможности. Ученики подвижно двигаются, выполняя последнее, творческое задание.

Наведем порядок…

Рассказываю: Ребята, пока мы веселились на празднике, кто- то навел беспорядок в лесу. Вряд ли медведю, да и другим животным это понравится.

Раздаю карточки с заданием:  Составить цепь питания, включив в нее следующих живых организмов…

Ученики фиксируют внимание на характере и объеме выполняемого задания. Выполняют его в группе.

Знакомство с музыкой северных народов. Подведение  итогов.

Прошу учителей, выполняющих роль жюри, подвести итоги игры, а учащиеся, занять места для подведения итогов нашего путешествия по просторам севера.

Музыка звучит фоном, на протяжении практически всей игры ( презентация).

Ребята, а вы обратили внимание на своеобразие исполнения песен?

Давайте познакомимся с ее происхождением и авторами.

Ученики рассаживаются на свои места, фиксируют внимание на слайде презентации. Высказывают предположения о происхождении песен, знакомятся с известными многим сочинениями бурятского певца Колы Бельды, и.т.д.  Ждут результатов соревнования.

Рефлексия.

После оглашения результатов соревнования между классами, предлагаю ребятам подойти по очереди к столу. На столе коробочка, заранее украшенная национальным орнаментом и две стопочки смайликов из картона. Ребята, если вы чувствуете, что мы справились с поставленными задачами и урок вам понравился, возьмите смайлик «+», если нет «-» , положите смайлики в отверстие коробочки.

Благодарю всех за работу на уроке, объявляю урок законченным.

Учащиеся оценивают результаты трудов, своих и учителя, выбирают смайлик, опускают в коробочку

Самоанализ  урока биологии « Покорение Севера» в 6-7 классах

НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»  Нефтеюганского  района

учителя биологии Бикбаевой Натальи Витальевны.

 Данный урок проходил в 6 и 7 классах, в рамках предметной декады и был приурочен к праздничной дате - празднование юбилея округа.  Большинство учащихся этих классов имеют положительную  мотивацию к учебной деятельности.  В 7 классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, испытывающие трудности в обучении. Урок был построен с учетом индивидуальных особенностей детей.

Тема урока:  «Покорение Севера».

Урок повторения и обобщения знаний  о многообразии живых организмов, их классификации, взаимосвязях в природе. Учитывая то, что он был приурочен к юбилейной дате, был сделан акцент на ознакомлении учащихся с флорой и фауной  родного края, а так же в содержание урока была внесена информация об особенностях культуры коренных жителей севера, и конкретно их отношением к природе.

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:

- повторить и закрепить  знания об эколого-географических особенностях округа; многообразии живых организмов родного края и  его природных богатствах (ресурсах);

- закрепить знания основных биологических понятий и терминов, используемых  при изучении биологических объектов, процессов их жизнедеятельности, взаимосвязях, биологической роли,  охране;

- сформировать представление учащихся о культурных ценностях коренных народов севера, связанных  тесным отношением с окружающей их средой, образом жизни, отношением к природным ресурсам;

- тренировать навыки устных и письменных мыслительных операций, связанных с решением творческих задач; воображение, интерес к предмету;

- развивать  умения и навыки групповой работы, коммуникабельность;

- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам родного края, к культурным ценностям коренных жителей округа;

-  способствовать воспитанию бережного отношения к своему труду, труду одноклассников и учителя.

Данный тип урока (урок- игра, комбинированный урок) включает организационную часть, определение темы и  цели, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания заданий и инструктаж по их выполнению, самостоятельную работу учащихся, работу в группах, индивидуальную работу, творческую самостоятельную работу, оценку и самооценку проделанной работы на уроке.

Для достижения поставленных целей я использовала следующие приемы и методы:

-  словесные (рассказ учителя о культурном наследии хантов и манси, их вере, отношении к природе;  фронтальная беседа об особенностях символики, географического положения округа, его ресурсах, богатствах природы, анализ информации -размышление над смысловым значением загадок и пословиц народов севера);

-наглядный и демонстрационный (мультимедийная  презентация всех этапов урока, гербарный материал, стенды, оформленные по тематике урока);

- письменные и устные творческие задания  для индивидуальной и групповой работы.

В ходе урока также были использованы различные формы работы учащихся. С целью формирования умений  навыков коллективной работы, развития коммуникативных качеств  была организована работа в группах; с целью получения дополнительной информации, развития умений использовать дополнительный материал и выделять основную мысль из него, более сильным учащимся была предложена индивидуальная работа по подготовке доклада.

С целью активизации познавательного интереса учащихся, мотивации  к получению хорошего результата проделанной ими работы, была произведена оценка каждого задания, в результате возможностей  чего, ученики могли проанализировать уровень своих способностей и возможностей и узнать, над какими вопросами им еще необходимо поработать.

В ходе урока ребята показали  уровень знаний, умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Считаю, что данный урок достиг своей цели, так как дети показали, что владеют теми знаниями, которые необходимо было проверить в ходе урока, умеют эти знания применять в нестандартной ситуации, умеют логично и последовательно излагать материал, решать творческие задачи, грамотно рассуждать, излагать свою мысль, работать индивидуально и в группах. Материал урока был доступен как для учащихся 6, так и 7 класса.

Выбранный тип и форма урока себя оправдали. Этот вывод я сделала после окончания рефлексии, среди возможных вариантов « улыбочек», в коробке не оказалось ни одной « грустной».

Приложения.

Приложение №1. Оформление кабинета.

 

Приложение №2. Какая у нас погода?  Вопросы и ответы.

Весна:

Малые заморозки, малый наст (март);

Большие заморозки, вороны прилетают (апрель);

Гуси- утки прилетают, лед уходит (май).

Лето:

Нерест рыбы, месяц листьев (июнь);

Месяц луговых озер, середина лета (июль);

Лесные озера (август).

Осень.

Зеленые листья, месяц хода щекура (сентябрь);

Маленькая осень, деревья без листьев (октябрь);

Большая осень, осенняя охота (ноябрь);

Примечание: У северных народов исчисление времен года отличается от православного, поэтому  описание  зимних месяцев заимствованно из старорусского календаря (можно использовать для сравнения, я использовала второй слайд этого задания в случае одной неудачной попытки команд).

Зима:

Студень, студено - холодно (декабрь);

Сечень - время вырубки леса (январь);

Лютый - морозное время (февраль).

Приложение № 3. Что возьмем с собой в поход?

В конверты - рюкзачки помещаю карточки биологическими понятиями:  среда обитания, определитель, красная книга, цепи питания, заповедник, компас, телефон, карандаш, резинка, бумага и.т.п.  Читаю определения понятий, ученики должны убрать лишнее, а в конверт положить ответы  (карточки с понятиями). Вопросы к заданию также  находятся на слайде презентации.

-Книга, в которую внесена информация о редких и вымирающих видах живых организмов.

-Форма охраны природных участков, на которых запрещена всякая хозяйственная деятельность, охота, сбор растений и выпас скота.

- Определитель сторон света.

- Схема, отражающая взаимосвязь живых организмов в сообществах.

-Пособие, в котором можно найти точное описание животного или растения, а также его название.

Приложение №4.Природа родного края  (знай наших!).

Ответ 6 класса:  мох-сфагнум.

Ответ 7 класса:  млекопитающее - расомаха.

Приложение №5. Куда мы попали?

1.Избыточно увлажненный участок земли, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества. *Болото.

2.Сложное растительное сообщество, в котором преобладают деревья, одной или нескольких пород. *Тайга.

3. Лес, в котором преобладающими деревьями являются сосны. *Бор.

4.Лес, в котором преобладающими деревьями являются  березы. *Роща.

Приложение №6. Пословицы  хантов и манси.

  1. Не убивай зверя больше, чем нужно для твоей семьи.
  2. Не лови рыбы больше, чем нужно чтобы накормить семью.
  3. Будь рыболовом с душой, охотником с головой.
  4. Берегущий тайгу - себя уважает.
  5. Жизнь на земле - не сладкая морошка.

Приложение №7. Загадки хантов и манси.

  1. В середине дерева лобаз с мукой.  Дупло.
  2. Котел очень маленький, да соломат в нем очень сладкий.  Орех.
  3. Посреди болота, женщина в красном платке сидит. Ягода, клюква.
  4. Легкий наездник вершины дерева. Белка.
  5. За деревней яркая звезда. Медведица.
  6. Сто человек в одежде, другие все раздетые. Хвойные и лиственные растения зимой в лесу.
  7.  Встанет стол, ляжет калач. Собака.

Приложение№8. На праздник к медведю!

Бикбаева Наталья Витальевна, НРМОБУ «УСТЬ-ЮГАНСКАЯ СОШ»



Предварительный просмотр:

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Методы, приемы.

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм, настрой на урок. Приветствует учеников, создает доброжелательную атмосферу в классе.

Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Витальевна, я учитель биологии.

Самоопределение к деятельности, приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.

Педагогическое наблюдение.

2.Актуализация знаний.

Выявление уровня знаний биологических понятий.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок.  Я приглашаю вас отправиться со мной   в познавательную экспедицию.

А вы знаете, что такое экспедиция?

Экспедиция – это путешествие с целью исследования.

Объектом нашего исследования будет животное, внешний облик и образ жизни которого, позволил людям изобрести эти 3 необходимые в обиходе вещи: (ласты, фары, камуфляжная форма).

О каком животном идет речь?

Где можно встретить лягушку?

К какому классу можно отнести животных, обитающих на земле и в воде?

Отвечают на вопросы учителя:

Когда ученые путешествуют и изучают природу, животных…..

Лягушка, жаба…

В траве, в воде, на земле.

Земноводные.

Фронтальная работа.

3.Определение и формулировка темы урока.

Каким будет название нашего урока?

Запишите тему урока: Земноводные. Среда обитания и внешнее строение.

Отвечают на вопрос учителя: Земноводные.

Записывают тему урока.

Обмен мнениями.

4. Постановка учебной проблемы, формулировка гипотезы.

Прочитайте определение понятия «Земноводные».

Земноводные-первые выходцы на сушу, сохранившие признаки водных животных.

В этом предложении есть слова с противоположным значением, определите, какие это слова.

Правильно.

Давайте познакомимся с данными таблицы и сравним показатели воды и суши.

Показатели среды.

Вода.

Суша.

Доступность кислорода.

Количество растворенного в воде кислорода относительно невелико.

Количество кислорода постоянное, а доступность неограниченна.

Испарение воды с поверхности тела.

Испарения нет, избыток влаги.

Существенное испарение, особенно при низкой температуре.

Температурный режим.

Температура практически не изменяется.

Температура изменяется в течении суток и по сезонам года.

Прозрачность среды

 ( видимость).

Небольшая.

Большая.

Вес тела в воде.

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой.

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести.

 Формулирует учебную проблему:

Ребята, как вы  считаете,  какие задачи, связанные с особенностями строения, должны были решать земноводные при выходе на сушу?

Заслушивает ответы учащихся….

Корректирует ответы учащихся: 

Молодцы, а теперь обратите внимание на слайд.

Все ли задачи мы перечислили?

Обращает внимание  учеников на слайд с правильными ответами:

  1. С помощью чего дышать? Кислородом воздуха?
  2. Проблема высыхания кожи.
  3. Изменение характера передвижения. Как передвигаться по суше?
  4. Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
  5. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
  6. Перенесение неблагоприятных факторов среды.

Помогает сформулировать гипотезу:

Ребята, какой вывод о приспособлениях земноводных к новой среде  можно сделать?

Таким образом, мы сформулировали гипотезу: У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде.

Отвечают на вопросы учителя: 

Суша и вода.

Знакомятся с данными таблицы.

Отвечают  на  вопрос: Земноводные должны иметь конечности для передвижения по суше, дышать легкими, переносить перепады температур, потерю влаги с поверхности кожи.

Отвечают на вопрос, или формулируют вывод вместе с учителем:  Должны появиться новые органы.

 Создание проблемной ситуации, обмен мнениями.

5.Целеполагание.

Подумайте, какую цель мы поставим перед собой, отправляясь в научную экспедицию? Что нам предстоит изучить?

Дополняет ответы учащихся:

Изучить особенности внешнего строения земноводных, доказать взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания.

Формулируют цель: Изучить особенности внешнего строения земноводных, доказать взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания.

Определение цели, формулировка гипотезы. Обмен мнениями.

6.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует работу для определения средств и способов решения проблемы. Знакомит с правилами работы в группе.

Для этого мы выполним небольшую исследовательскую работу:

« Изучение особенностей  внешнего строения лягушки, как следствие  приспособления к водной и наземной среде обитания».

Задачи исследования: Перед вами находится объект исследования - живая шпорцевая лягушка. Вам необходимо:

- пронаблюдать за ее движениями в воде,

-выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше.

Правила работы с живым объектом: Ребята, что бы потрогать лягушку, во избежание фос-мажорных обстоятельств, рекомендую вам аккуратно помещать руку в баночку, второй прикрывая отверстие с помощью крышки. Баночку, потом, рекомендуется держать закрытой.

А начнем работу со знакомства с правилами работы в группе: Работать вы будете в парах.

- будьте вежливы;

-корректны;

-старайтесь выслушивать оппонента.

Ребята, на ваших столах лежат учебники и карточки с заданиями, в которые вы будете вписывать результаты своей работы. Результатом исследования будет таблица, которую мы должны заполнить, исходя из выводов, которые вы сформулируете сами.  На работу отводится 5 минут.

Карточки с заданиями для каждой группы:

№1.Рассмотрите внешний вид лягушки. Прочитайте текст (глава 9; стр.175-176, внешнее строение лягушки), ответьте на вопросы, подготовьте выступление.

1).  На какие отделы можно поделить тело животного?

2). Проследите за тем, как передвигается лягушка в воде.

3). Почему задние ноги лягушки больше передних? Как передвигается лягушка на суше? Найдите плавательные перепонки между пальцами ног, какова их роль?

4). Приспособлением, к какой среде обитания является наличие массивных задних ног? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие плавательных перепонок между пальцами ног?

Внесите свой ответ в таблицу: (впишите особенности строения, которые вы выявили).

Приспособление к водной среде обитания.

Приспособление к наземной среде обитания.

Наличие плавательных перепонок.

Наличие массивных задних ног.

№2. Изучите внешнее строение лягушки. Найдите голову, туловище, конечности. Прочитайте текст учебника (§36, стр. 175,  места обитания, внешнее строение).

1) Широкое и короткое тело лягушки лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище. Приспособлением, к какой среде обитания, является обтекаемая форма тела животного?

2). Рассмотрите голову лягушки, найдите рот. Какой у нее язык? Как питается лягушка?

3).  Можно ли проглотить сухую еду? У лягушки в отличие от рыб есть слюнные железы, выделяющие слюну. Какова их роль в процессе питания? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие длинного липкого языка и  слюны в ротовой полости лягушки?

Выясните, какие особенности строения помогли лягушке приспособиться к  водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу: ( впишите признаки, особенности строения, которые вы выявили).

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Обтекаемая форма тела.

Длинный липкий язык, слюнные железы.

№3. Прочитайте текст учебника (глава 9; стр. 175, 1 абзац;  стр.176, 2 абзац). Изучите кожу лягушки. Потрогайте лягушку руками ( осторожно, лягушка может выпрыгнуть)!

1). Чем покрыта кожа лягушки?  Как изменился внешний вид кожи лягушки в связи с выходом на сушу?

2). Какие органы на теле лягушки выделяют слизь? Вспомните, какую роль играет слизь на теле рыб в воде?  Какую роль играет слизь на теле лягушки?  Почему лягушка обитает в местах повышенной влажности?

3). Докажите, что слизь на коже - это признак водного животного. Какие  органы лягушки принимают участие в дыхании на суше? Приспособлением, к какой среде обитания они являются?

Выясните, какие органы лягушки указывают на приспособление к водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу:

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Голая кожа, покрытая слизью.

Кожное дыхание, легкие.

№4.Прочитайте текст  (глава 9; стр.176, 3 абзац). Изучите органы чувств лягушки.  

1). Найдите глаза.  Какие они?  Какую функцию выполняют веки и слезные железы?

2).  Ухо земноводных состоит из 2 отделов: внутреннего и среднего. В среднем ухе находится барабанная перепонка. Роль барабанной перепонки заключается в передаче вибрации воздуха, звука.  Какова роль усложнения в строении уха, в связи с выходом на сушу?

3). Почему глаза и ноздри лягушки находятся на возвышении? Приспособлением,   к какой среде обитания относится данный признак?

 ( §36.стр. 175,раздел: места обитания). Приспособлением, к какой среде обитания является появление барабанной перепонки, подвижного века и слезных желез?

 Определите признаки водного и наземного существования животного. Занесите ответ в таблицу: ( впишите названия органов).

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Глаза и ноздри на возвышении.

Слезные железы, подвижные веки, среднее ухо и барабанная перепонка.

№5.  Прочитайте текст учебника  (глава 9. стр. 174, общая характеристика земноводных). Изучите внешний вид лягушки.

1).Рассмотрите рисунок с изображением рыбы, головастика и взрослого земноводного. Кем является головастик? Черты строения,  какого животного он сохранил? В чем это проявляется? О чем это может свидетельствовать?

2). Прочитайте дополнительную информацию о способах развития животных (карточка), какой тип развития характерен для земноводных? Почему?

3). Выясните, какая особенность земноводных, касающаяся размножения является приспособлением к водному существованию? Ответ внесите в соответствующую колонку таблицы.

Занесите ответ в таблицу: (впишите признак, приспособления к водной среде обитания).

Приспособление к водной среде обитания.

Приспособление к наземной среде обитания.

Развитие личинок происходит в воде.

     

Записывают    название исследовательской работы.

Учащиеся   знакомятся   с объектом    исследования, задачами, которые перед ними стоят, определяют объём познавательной самостоятельной    работы.

Знакомятся   с   правилами работы   в   группе    (паре).

Приступают к самостоятельной учебной деятельности.

Организация работы в парах,  подготовка к самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Исследование , поиск ответа на проблемный вопрос, подтверждение или опровержение гипотезы.

7. Проверка результата самостоятельной учебной деятельности, достижения цели.

Предлагает участникам каждой группы рассказать о ходе своей работы и озвучить выводы.

А сейчас ребята, один участник исследования от каждой группы, познакомит нас с ходом исследования и его результатом, остальные должны внимательно выслушать выступающего и записать соответствующие выводы в сводную таблицу.

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Наличие плавательных перепонок.

Наличие массивных задних ног.

Обтекаемая форма тела.

Длинный липкий язык, слюнные железы.

Голая кожа, покрытая слизью.

Кожное дыхание, легкие.

Глаза и ноздри на возвышении.

Слезные железы, подвижные веки, барабанные перепонки, среднее ухо.

Развитие личинок происходит в воде.

Предлагает оценить результат: Достигнута ли цель самостоятельной учебной деятельности?

Молодцы! Взгляните еще раз на таблицу. Какой вывод можно сделать?

Помогает сформулировать вывод: 

Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше!

Рефлексия:  Ребята, как вы считаете, мы  достигли поставленной цели? Поднимите руки, кто согласен. Хорошо.

Выступление учащихся, озвучивание результатов исследования.

Ученики заполняют сводную таблицу.

Анализируют результаты своей работы, приходят к выводу:

Внешнее строение земноводных связано с жизнью в воде и на суше.

Ученики оценивают результат  своей деятельности, соотносят его с поставленной ранее целью и тем, чего они смогли достигнуть.

Публичное выступление. Представление результата исследования проблемы. Оценка результата, самооценка.

9.Деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

Организует деятельность учащихся:

Ребята, наше научное путешествие подходит к концу, один мыслитель сказал так: "Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути".

Давайте и мы проверим наши знания о земноводных, а для этого я предлагаю вам выполнить индивидуальную работу.

Соотнесите описание особенностей строения земноводных со значением этих особенностей в жизни земноводных.

1.

Задняя конечность удлинена и представляет собой сложный рычаг.

А

Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

2.

Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.

Б

Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.

3.

Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.

В

Возможность быстрых и дальних прыжков.

4.

Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

Г

Средство защиты от хищников.

5.

Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.

Д

Добывание подвижных насекомых.

Ответы внесите в таблицу:

1

2

3

4

5

В

Д

Б

А

Г

Организует самопроверку выполнения задания:

Ребята, обратите внимание на слайд в презентации, проверьте результат своей работы.  Поднимете руки те, кто справился с заданием, кто допустил ошибки?!

Молодцы!

Создает проблемную ситуацию, побуждает к дальнейшему изучению темы «Земноводные», предлагает решить творческие задачи дома.

Ребята, как называют животных, способных жить на суше и в воде?

Чего в них больше земного или водного?

На сегодняшний день мы не можем дать точный ответ на этот вопрос, для решения этой задачи, необходимо познакомиться не только с внешним, но и внутренним строением лягушки. Я предлагаю вам выполнить это творческое задание дома, и подготовиться к следующему уроку!

Выполняют индивидуальную проверочную работу.

Осуществляют самопроверку, оценивают свой результат.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение.

Индивидуальная  самостоятельная работа учащихся.

Оценка результата, самооценка.

Обмен мнениями.

Стимулирование, побуждение к дальнейшей самостоятельной творческой работе, проблемная ситуация.

9. Домашнее задание.

Раздает карточки с творческим заданием на дом.

Карточка с творческими задачами.

Прочитайте внимательно текст:

У амфибии невысокий уровень обмена веществ. Температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды: амфибии - холоднокровные животные. С наступлением холодов, они опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение.

Задача: Наибольшее число земноводных обитает в тропиках с их ровной температурой и большой влажностью, в умеренных широтах их мало, а в Антарктиде их совсем нет.   Объясните,  с чем это связано?

(Холоднокровные животные,  вода в твердом состоянии, замерзнут)

Задача: У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой? ( Под водой лягушка дышит кожей)

Задача: Задняя  пара конечностей лягушки больше передней, между пальцами имеются плавательные перепонки. Какова взаимосвязь такого строения ног с водной и наземной средой обитания? (лягушка отталкивается ногами от воды, когда плавает, от земли, когда прыгает).

Задача: В 18 веке шведский ученый Карл Линней, предложил назвать класс земноводных – амфибиями, что в переводе с греческого, означает «двоякодышащие».  Почему? Как вы понимаете значение это слова?

Задача: Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного?

§36, вопросы 1,2,4.

Получают карточки с творческими задачами на дом.

Творческие задачи.

10.Рефлексия.

Организует рефлексию, подводит итоги работы.

Ребята, послушайте одну притчу:

Одна старая мудрая лягушка как-то сказала: "Вы ничего не можете сделать с длиной вашей жизни. Но можете кое-что сделать с ее глубиной и широтой!

Что имела ввиду лягушка? Я думаю, она говорила о широте и глубине знаний! Поэтому, я хочу подарить вам брошюрки с интересной информацией о земноводных. А главным трофеем, привезенным из экспедиции, при вашем желании, могут стать эти замечательные шпорцевые лягушки.

Ребята, на ваших столах лежат листочки с незаконченными предложениями, закончите данные высказывания согласно вашему впечатлению о сегодняшнем уроке.

Подводят итоги работы, оценивают продуктивность урока.

Стимулирование, побуждение к дальнейшему самообразованию. Рефлексия, самооценка, оценка продуктивности урока.