конспект урока "Полушария большого мозга"
методическая разработка по биологии по теме

Стрекаловская Ольга Валерьевна

Тема урока: Полушария большого мозга.

Цель: рассмотреть особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

 

- Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

- Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

- Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

- В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

 (Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

- Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

- Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

- Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

- Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

- Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

- Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

-Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

- Какое строение имеет кора?

( толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм2; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

- доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

- функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

Название полушарий.

Их функции.

1.

Левое полушарие

  • устная и письменная речь;
  • анализ информации;
  • обобщение, принятие решений.

2.

Правое полушарие

*образное мышление;

*музыкальное и художественное творчество;

*восприятие музыки.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются  у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polushariya_bolshogo_mozga.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Полушария большого мозга.

Цель: рассмотреть особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

- Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

- Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

- Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

- В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

 (Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

- Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

- Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

- Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

- Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

- Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

- Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

-Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

- Какое строение имеет кора?

( толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм2; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

- доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

- функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

Название полушарий.

Их функции.

1.

Левое полушарие

  1. устная и письменная речь;
  2. анализ информации;
  3. обобщение, принятие решений.

2.

Правое полушарие

*образное мышление;

*музыкальное и художественное творчество;

*восприятие музыки.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются  у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.