урок "Класс Земноводные или Амфибии"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Спесивцева Ольга Анатольевна

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Класс Земноводные или амфибии"с использованием творческих заданий для учащихся, которые повышают познавательную активность, мотивируют учеников к поиску и получению новых знаний, их применению в нестандартных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_klass_zemnovodnye.rar1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Класс Земноводные или Амфибии.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой.

ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде, расширить представления о многообразии амфибий, их роли в природе и жизни человека, познакомить с земноводными – обитателями Камчатки.

ЗАДАЧИ УРОКА:

познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;

развивающая: развитие умения сравнивать и обобщать, развитие дивергентного (творческого) мышления посредством решения творческих задач , формирование умения работать с демонстрационным мультимедийным материалом.

воспитывающая: воспитание бережного отношения к живому, формирование любви к природе.

МЕТОДЫ: словесные (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образные (таблицы, иллюстрации, игрушка), ТСО (мультимедийный проектор).

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, демонстрационный мультимедийный материал.

 

ХОД УРОКА:

Этап урока

Основные вопросы

Методы

Оборудование

1

Организационный

Земноводные и люди: защита незаслуженно гонимых амфибий

Постановка проблемного вопроса

Определение целей и задач урока

Посылка с игрушкой, письмо

2

Изучение нового материала

Место земноводных в системе органического мира

Беседа

Слайд

Происхождение земноводных

Беседа

Слайд

Особенности внешнего и внутреннего строения как результат жизни в двух разных средах

Беседа

Слайд

Дыхание земноводных

Беседа

Решение творческих задач

Слайд

Кровообращение

Метод контрольных вопросов

Слайд

Пищеварение, обмен веществ

Беседа

Слайд

Размножение, развитие

Лекция

Решение творческой задачи

Работа с текстом учебника, составление таблицы

Слайд

Многообразие земноводных

Работа в малых группах, обсуждение результатов

Сообщения учащихся

Учебник,

слайды

Роль земноводных в природе и в жизни человека

Лекция

Слайд

Закрепление знаний

Земноводные  и их особенности

Тест

Слайд

Рефлексия

Самоанализ

Задание на дом

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.(4 – 5 мин)

Сегодня утром в школу принесли посылку и письмо для кабинета биологии. Давайте прочитаем, что написано в этом послании:

«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня всем людям большая. Помогите мне, ребята!»

Как вы думаете, кто его прислал? Отгадка – в посылке. Открываем, а там лягушонок Квака.

Давайте разберёмся сегодня на уроке - права ли лягушка, а заодно попробуем доказать слова известного писателя Джеральда Даррелла.

«Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишено каких – либо пусть самых маленьких привлекательных черт».

 Но для этого мы должны познакомиться поближе с этим замечательным, на мой взгляд, существом и его ближайшими родственниками.

ТЕМА УРОКА: Класс Земноводные или Амфибии.

Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

Выяснить особенности внешнего и внутреннего строения земноводных  в связи со средой обитания

Познакомиться с многообразием класса, определить роль амфибий в природе и жизни человека

Узнать о земноводных – жителях Камчатки

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (25 мин)

Давайте вспомним, животных какого Типа мы изучаем? С представителями каких классов мы познакомились?

Посмотрите на лестницу животных – следующая ступенька – это класс земноводные.

Определите систематическое положение класса земноводные. (часть А)

В настоящее время на нашей планете обитает около 3 тыс. видов земноводных. А появились они примерно 350 млн. лет назад, их  предками были древние кистеперые рыбы. Это были первые наземные животные, но перейдя к жизни на суше, земноводные столкнулись с рядом проблем.

 Квака спрашивает «Что это за проблемы?»

Со всеми проблемами земноводные справились очень хорошо, приспособившись к жизни на суше, но не потеряв связь с водной средой.

Давайте поговорим об этом подробнее, по ходу заполняя схему на рабочем листе.

Внешнее строение

Дыхание

Кровообращение

Пищеварение

Размножение и развитие

Головастик – личинка лягушки (заполнение таблицы, стр 116)

Многообразие земноводных. ( 7 – 8 мин)

Работа по группам – рядам. Сообщения о камчатских видах. Заполнение схемы часть Б.

Роль в природе и в жизни человека

В Токио памятник есть удивительный!

Просто не знать о таком возмутительно!

Памятник этот поставлен животному:

Не птице, не зверю, а земноводному.

Всё для людей они сделать готовы!

Верой и правдою служат учёным.

Ведь опыты с нею не ради игрушки -

 Памятник этот поставлен – лягушке!

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (10-12 мин)

 Тест

Творческая задача – по мультфильму «Рукавичка»

ВЫВОДЫ – почему лягушку мы воздвигли на пьедестал почета?

- Лягушки томные в пруду,

Особенно в начале лета              

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедлю у пруда шаги,

Как песня лунная напевна.

Не бей лягушек – береги

А вдруг одна из них… царевна!

РЕФЛЕКСИЯ (4 – 5 мин)

Посмотрите внимательно на цели урока. Достигли ли вы их? Что Вам понравилось на уроке? Какой момент показался трудным?

ЗАДАНИЕ НА ДОМ (2 мин)

  1. § 24, вопросы
  2. Кроссворд «Многообразие земноводных»


ТЕМА:

  1. Систематическое положение класса земноводные.

Тип______________________

Подтип___________________

Класс____________________

Отряд 1___________________Представители ______________________

Отряд 2___________________Представители ______________________

Отряд 3___________________Представители ______________________

        _________________________                     __________________________

                   __________________________                    __________________________

                   __________________________                    __________________________

                   __________________________                    __________________________

                    _________________________                     __________________________

  1.  Сравнительная характеристика лягушки и головастика

Признак

головастик

лягушка

дыхание

сердце

кровообращение

Боковая линия

  1. Роль в природе и в жизни человека.





  1. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Спесивцева О.А.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Земноводные или Амфибии. Особенности строения и организации.

Презентация "Класс Земноводные" разработана для проведения уроков биологии  в 7 классе. В презентации содержатся иллюстрации о строении органов и систем органов  класса Амфибии....

Урок биологии в 7 классе "класс Земноводные или Амфибии"

Познакомить учащихся с особенностями строения представителей  классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты сходства и различия, познакомиться с основными отрядами классов....

Презентация к уроку биологии по теме "Земноводные или амфибии" в 7 классе

Данная презентация поможет учителю заинтересовать школьников, расширить их кругозор, систематизировать знания по биологии....

Открытый урок по теме "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс

Задачи урока:- на примере земноводных выяснить особенности животных, впервые вышедших из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп животных;- показать  приспособительны...

Модульный урок по теме земноводные или амфибии

Модульный урок по теме земноводные или амфибии...