Открытый урок по теме "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Овсянникова Вера Александровна

Задачи урока:

- на примере земноводных выяснить особенности животных, впервые вышедших из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп животных;

- показать  приспособительные особенности земноводных к водному и наземному образу жизни;

- выяснить значение амфибий как лабораторных животных и как важное звено в цепях питания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_biologii.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии

Овсянникова Вера Александровна

Биология 7 класс

Тема урока «Класс  Земноводные, или Амфибии».

Цели урока:

Образовательные:

-обеспечить усвоение знаний об особенностях внешнего  строения  и жизнедеятельности класса земноводных в связи с образом жизни;

- сформировать представление о  многообразии и систематике земноводных;

- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны;

Развивающие:

- развивать умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

-воспитывать умения работать в группах;

-воспитывать гуманное отношение к животным;

-  формирование экологической культуры

Метапредметные: ставить цели, задачи, осуществлять самоконтроль, работать с текстом, иллюстрациями.

Задачи урока:

на примере земноводных выяснить особенности животных, впервые вышедших из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп животных;

показать  приспособительные особенности земноводных к водному и наземному образу жизни;

выяснить значение амфибий как лабораторных животных и как важное звено в цепях питания;

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 Деятельность учеников

Методические комментарии

I этап Мотивационно-целевой

Организационный момент

Рефлексия эмоционального состояния

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!».Присаживайтесь.

Сегодня у нас не совсем обычный урок.На уроке присутствуют гости.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.

Откройте тетради и запишите число.

Слайд 1

Приветствуют учителя.

Записывают число в тетради

Цель: снять психологическое напряжение, создать благоприятную  психологическую атмосферу, настроить на работу.

Привлечение внимания учащихся

Актуализация знаний и мотивация

Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Вы сами, с помощью моих подсказок сможете угадать, о ком идет речь.

Итак, подсказка первая:этих животных считают переходной формой от водных к типично наземным животным.

Подсказка вторая:

эти животные имеют огромное  значение в природе и для человека: в большом количестве поедают  насекомых и сами являются пищей для некоторых животных, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки.

Загадка:

 Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка.

Речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Запишите тему урока в тетрадь.

Слайд 2

Земноводные- приспособленные к жизни в воде и на суше

Амфибии- (греческое слово )-земноводные, живущие двоякой жизнью.

1.животные

2.транспорт (автомобиль, бронетранспортер, самолет-амфибия).

Слайд 3

Отвечают, высказывают свое мнение

Записывают тему урока

Записывают понятия в словарь.

Цель:

Активизация учебно-познавательной деятельности через создание проблемной ситуации.

Цель: Формирование интереса к проблеме.

Цель: выделение главного

Создание проблемной ситуации

Давайте сформулируем вопросы, над которымимы будем работать  на уроке

1.Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично наземным?

2.Каково значение земноводных в природе и жизни человека. Почему одни относятся к ним с отвращением, а другие ставят им памятники ?

Слайд 2

Формулируют вопросы

Цель:Реализация принципа вариативности. Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

Выход на цель урока

На основе темы урока и наших вопросов давайте сформулируем цель урока

Цель  урока-изучить особенности внешнего строения земноводных в связи с жизнью на суше и в воде.  Выяснить значение земноводных.

Слайд 5

Участвуют в определении общей цели урока

Цель: мотивация, личная заинтересованность каждого ученика

II этап Изучение нового материала

1.Организация самостоятельной работы по приобретению новых знаний

У вас на рабочем столе есть листы с заданиями, которые вам нужно будет выполнить на уроке. По результатам проверки этих заданий вы сможете получить оценки.

Учитель:

Изучение нового материала мы проведем в виде исследования.

Работать мы будем по следующему плану:

1. Лабораторная работа по изучению особенностей внешнего строения лягушки;

2.Биологическое расследование «Лягушечьи тайны»;

3. Итоги проведенного соцопроса «Как вы относитесь к земноводным?»

4. Исследование многообразия и систематики земноводных.

Цель: настроить учащихся на работу, активизация познавательной деятельности Цель: мотивация получения хорошей оценки

Цель: привлечение внимание, вызвать интерес.

1. Лабораторная работа №3»Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Слайд 6

Познакомьтесь с таблицей » Показатели среды»

Какой вывод сделаем?

 Условия жизни в водной и наземной среде отличаются. И это не смогло не сказаться на  внешнем строении  и процессах жизнедеятельности земноводных.

 Приступим к изучению особенностей амфибий на примере лягушки.

Координирует работу учащихся, дает рекомендации.

Ознакомьтесь с инструкционной карточкой. Все ли понятно?

Какие есть вопросы?

Вывод оформляют в виде таблицы:

Приспособленность к жизни в воде

Приспособленность к жизни на суше

Обтекаемая форма тела

Дышат через кожу

Плавательные перепонки

Расположенные на возвышениях глаза и ноздри

Органы дыхания-легкие

 Глаза имеют подвижные веки и слезные железы

Передние и задние конечности позволяющие передвигаться прыжками.

Работают с таблицей, обсуждают в парах, высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы

Работают с таблицей, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют работу, знакомятся с инструкционной карточкой, обсуждают вопросы, отвечают на вопросы учителя, делают вывод, оформляют работу в рабочих тетрадях .

Цель:  активизация мыслительной деятельности;

формирование уменийпрактического  применения знаний , формирование умение наблюдать, сравнивать иделать выводы

Физминутка

На болоте три подружки-

Три зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Вам, друзья:» Физкультпривет!»

Цель: здоровье сберегающие технологии

2.Лягушечьи тайны.

Учитель:»Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех ее тайн».              Жан Ростон

Слайд 7

Тайна  первая-происхождение земноводных

Слайд 8

Тайна вторая- размножение Учитель: ЖоффруаСент-Илер говорил, что «Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам может каждую весну видеть чудо-повторение выхода позвоночных на сушу». Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное.

Слайды 8,9,10,11

Лягушки издают звуки (резонаторы)

Еще одна тайна- лягушачий глаз

Слайд 12

Значение земноводных.

Слайд 13

Всего 6 видов земноводных обитает в Ростовской области.

Редкие земноводные Ростовской области. В Красную книгу входят: жаба зеленая, лягушка озерная, чесночница, обитающие в нашей местности, в заповеднике «Ростовском».

Демонстрация слайдов презентации

Слайд 14

Тайна лягушечьей кожи

Если кожу лягушки смазать растительным маслом, или посыпать крахмалом, то через некоторое время она задохнется. Почему?

Лягушка-барометр: перед дождем кожа лягушки сереет, а к ясной погоде желтеет.

Первые «слюнтяи планеты»

Лягушки первыми из позвоночных животных полетели в космос.

Слайд 15

Самые ядовитые позвоночные на Земле принадлежат к земноводным. Это лягушки-древолазы.

Корректирует и дополняет ответы и сообщения уч-ся

Сообщение учащегося.

Смотрят видеофильм.

Делают вывод о том, что часть личиночная стадия проходит в воде, а взрослое животное обитает на суше.

Сообщение учащегося

Сообщение учащегося о значении земноводных в природе и жизни человека, о памятниках лягушке в различных городах России.

Цель: Развитие умения работать с учебником , дополнительным материалом, рисунками учебника , материалами  презентации, готовить сообщения и выступать перед одноклассниками.

Цель: вызвать интерес.

Цель: краеведческий материал.

3.Итоги соцопроса «Как вы относитесь к земноводным?

Учитель предлагает сделать сообщение об итогах соцопроса.

Отчет учащихся

Цель: связь с жизнью

4.Многообразие и систематика земноводных

Слайды 16, 17,18,19

Нацеливает на выполнение следующего этапа работы

Сколько видов земноводных встречается на Земле?

На какие отряды делится класс земноводные?

Работают в группах по заданиям

Составляют схему:

            Класс Земноводные

Заполняют таблицу

Название отряда

Признаки

Представители

Безногие

Нет ног и хвоста

Червяга

Хвостатые

Есть хвост

Саламандры, тритоны, аксолотли

Бесхвостые

Нет хвоста

Лягушка, жаба, чесночница, жерлянка

Выступают с сообщениями

Цель: развитие умений находить в учебнике сведения для составления таблиц и схем.

Цель: опережающее задание.

Цель: готовить сообщения и выступать перед одноклассниками.

III       Закрепление учебного материала

Обобщение знаний, выделение главного

Составление синквейна по теме «Земноводные»

1.Земноводные

2.Голые, влажные

3. Прыгают, плавают, квакают

4.Земноводные-первые наземные животные.

5.Амфибии.

Составляют синквейн, обмениваются мнениями

IV Подведение итогов

Рефлексия

Слайд 2

Давайте вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично наземным?

Какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека?

 Изменилось ли ваше отношение к земноводным после сегодняшнего урока?

Продолжи фразу:

Я сегодня на уроке впервые узнал, что…

Меня особенно удивило….

Отвечают на вопросы

Цель: систематизация знаний, развитие общеучебных навыков, коммуникативных навыков, рефлексия своей деятельности

Тестовая работа

Выполняют тестовую работу

Цель:Оценкаполученных знаний по теме

Решение кроссворда и ребусов

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_d31c8f4483e18f7f8eead236e4654302.jpg.jpg

Слайды 18,19,20,21

Заполняют кроссворд

Цель: активизиция познавательной деятельности, формирование интереса к биологии, проверка знаний о земноводных

V Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание.

Задание по выбору:

Творческое:

1.подготовить сообщение или презентацию о земноводных, обитающих в нашей местности или в заповеднике «Ростовский»

2.Лягушки и жабы-не такие уж мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.

4. Составьте кроссворд или ребус  «Земноводные»

Записывают домашнее задание

Цель:

возможность выбора заданий исследовательского или творческого характера, расширение знаний об изученном классе животных, формирование интереса к науке биологии, метапредметные умения

VIВыставление оценок

Оборудование:  компьютер, медиапроектор,  компьютерная презентация, звукозапись голосов лягушек, фрагмент видеофильма «Развитие лягушки», учебник, справочники, словарь, таблицы по биологии животных, инструктивные карточки для лабораторной работы, раздаточный материал: таблицы, кластеры, тесты, смайлики.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Основные методы: проблемный, частично-поисковый, практический.

Основные понятия: земноводные, амфибии, лягушки, метаморфоз, головастик.

Межпреметные связи:экология, литература, искусство, русский язык, история, география.

Литература:

1. Бровкина Е.Т. Уроки зоологии. Пособие для учителя.М,»Просвещение»1987 г.

2. ОдановичМ.В.Биология 7-8 классы .Тесты. Издательство «Учитель» Волгоград,2007 г.

3. Латюшин В.В. Биология. Животные,7 класс. Учебник.

4.С.А. Молис, С.С.Молис Активные формы и методы обучения биологии.

5.Юнусбаев Б.Х. Биология. Животные. Тесты Изд-во АРКТИ Москва, 2001 г.

6.Я познаю мир: Детская энциклопедия. Амфибии.

7.Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные. Москва. «Первое сентября» 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку в 3 классе "В Лесной школе - викторина!". Урок 48 по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"

Авторская разработка 2012 года!!!!!  Разработки учителей с подобным сценарием являются плагиатом...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Конспект урока по теме "Земноводные" для 7 класса

Конспект урока по учебнику 7 класса авторской программы Пономаревой....