урок по теме "Внешнее строение листа"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Тетерева Татьяна Яковлевна

Предварительный просмотр:

Қостанайауданыәкімдігінің «Білімбөлімі» ММ

«Затоболмектеп-гимназиясы» ММ

ГУ «Отдел образования» акиматаКостанайского района

ГУ «Затобольская школа-гимназия»

Сабақтынтақырыбы:

Тема урока:

Внешнее строение листа

(в рамках предметной недели)

Учитель биологии:  Тетерева Т.Я.

2 категория

4 декабря, 2012  год

Цель:  формирование знаний  о внешнем строении листа.

Задачи:

           1. Білімділік   /  Обучающая

  1. изучить разнообразие листьев;
  2. изучить внешнее строение листа;
  3. научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле;
  4. научить различать простые и сложные листья;

     2. Дамытушылық Развивающая

  1. Развивать мышление, развивать умения  работать с гербарными образцами, развитие коммуникативных навыков, умений работать с интерактивной доской.

     3. Тәрбиелік   Воспитательная

воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами, учить работе в группе.

Оборудование: гербарии растений с различными типами листовых пластинок, простыми и сложными листьями,  комнатные растения кабинета биологии – фикус, толстянка, вороний глаз, берёзка и т.д. (по усмотрению),  электронный учебник Виртуальная школа Кирилла и Мифодия, флипчарт к уроку, дидактические карточки к уроку, флипчарт к уроку, флеш – анимации.

Ход урока

1 .    Орг.момент2 мин.

Флипчарт №1.

Здравствуйте, ребята!  Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать. Садитесь!

2. Введение в тему.

Дайте определение побегу. (Ответ – побег это стебель с расположенными на нём листьями и почками)

Посмотрите на  этот побег, который стоит у меня в вазе. Скажите, чего на нём   не хватает (Ответ детей: листьев).

Сегодня нам с вами предстоит изучить еще один орган побега – лист.

Флипчарт №2.Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев. Сегодня на уроке мы с вами разберемся во всем разнообразии листьев, изучим их типы и формы, расположение на стебле и жилкование. Научимся определять типы листьев, типы жилкований. Но сначала с опорой на личный жизненный опыт дайте определение, что такое лист? (Дети отвечают).

Лист – это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функции фотосинтеза, транспирации (испарения) и дыхания.

(запишите определение в тетрадях).

3.1. Внешнее строение листа.Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа

Флипчарт №3. (кликнуть на рисунок)

Работа с флеш  анимацией  «внешнее строение листа»    

Каждый лист имеет достаточно сложное строение. Основная часть листа обычно плоская и расширенная. Ее называют листовой пластинкой. От листовой пластинки у большинства растений отходит черешок.  Он гораздо уже листовой пластинки и похож на стебелек. Именно благодаря черешку лист может поворачивать свою листовую пластинку к свету так, чтобы на нее попадало как можно больше солнечных лучей. Место прикрепления черешка к стеблю всегда немного расширено. Это основание листа. У основания листа некоторых растений, плотно прижавшись с двух сторон к черешку, располагаются два маленьких листочка. Это тоже часть листа. Такие выросты у основания листа называются прилистники. Они могут иметь очень разнообразную форму и окраску.

А теперь объединитесь на группы по 4 человека, посмотрите на гербарные образцы листьев  и  сравните строение листа с рисунком, найдите его составные части убедитесь  в строение листа.

Тренажёр «Строение листа»

3.2. Флипчарт №4Черешковые, сидячие  листья.

По наличию или отсутствию черешка у листьев существуют разные способы прикрепления к стеблю. Может, вам приходилось видеть, что у некоторых растений листовая пластинка «сидит» на стебле без всякого черешка. Такие листья называют сидячими, а те, у которых есть черешок, – черешковыми. 

(дем.Фикус – черешковые листья, вороний глаз – сидячие листья)

3.3. Простые и сложные листья  

Посмотрите на эти два гербария. Скажите чем эти листья отличаются друг друга? ( Ответ детей:Количеством листовых пластинок)

Листья могут состоять из одной или нескольких листовых пластинок.

Флипчарт №5.

( просмотр видео фрагмента)

У вас на парте есть комплект рисунков листьев.  

  1. Покажите мне рисунки простых листьев.
  2. Покажите мне рисунки сложных листьев.

Флипчарт №6.

Сравним сложный лист рябины со сложным листом люпина и клевера. А помогут вам три подсказки: перо, ладонь и цифра три. Соотнесите подсказку и форму листа. (Дети называют соответствия)

У рябины листовые пластинки расположились в два ряда по обе стороны черешка. Правда, это напоминает перышко?  Такой лист называется перистосложным. А у листа люпина листовые пластинки прикреплены как бы в одной точке на верхушке черешка. Они очень похожи на растопыренные пальчики. Поэтому такой лист называют пальчатосложным. Если у люпина в сложном листе листовых пластинок много, то у клевера их всего три. Такой лист получил название тройчатосложный.

- тренажер «Простые и сложные листья»

3.4. Физкультминутка.

Листья растений тянутся к свету;

Падают на землю в листопад.

Они распустятся из почек вновь весною,

И снова свет увидеть захотят.

3.5.Форма  листовых пластинок

– Глядя на листья данных комнатных растений, (сингониум, фикус, хлорофитум, сосна) сравните и скажите по какому признаку могут ещё отличаться листья? (Дети отвечают: по форме листовых пластинок

Флипчарт №7.Назвать форму листьев помогут вам три подсказки: яйцо, линейка и круг. Соотнесите подсказки к соответствующим листьям. (Дети называют соответствия)

(рисунок 30  учебника на стр. 55) Листья разных растений отличаются друг от друга и по форме листовых пластинок. Форма листа кувшинки называется округлой, а у гладиолуса – линейной, форма листьев жасмина – яйцевидная. Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловидные, сердцевидные, продолговатые и др.

- Работа с комнатными растениями.

Сингониум – стреловидные.

Фикус –овальная форма

Хлорофитум – линейная

Сосна – игольчатая.

3.6. Жилкование листьев.

Флипчарт №8.– Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают)

Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить  рисунок - жилки – пучки проводящих сосудов. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ расположения жилок называют жилкованием листа. Выделяют несколько типов жилкования: (флеш анимация)

параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое.Например, лист осины украшает тончайшая сеточка из жилок. Такое жилкование называется сетчатым. В листе клена крупные жилки расходятся из одной точки у черешка. Это пальчатое жилкование.У длинного заостренного листа гладиолуса все крупные жилки расположены параллельно друг другу. Такое жилкование называется параллельным.В листе подорожника все жилки, кроме центральной, изогнуты как дуги. И жилкование называется дуговым. Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных.

- тренажер «Типы жилкования»

3.7. Листорасположение.

4. Я предлагаю вам выполнить в группах (объединяемся по 6 человек по три парты) практическое задание. Почему по 6 человек. Для её выполнения вам нужно выполнить пять пунктов. Для быстрой, сплочённой работы каждому нужно будет выполнить 1 пункт, а 1 ученик будет записывать ваши ответы и в итоге вы заполните таблицу.

Задание: Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану и заполните таблицу:

  1. Название растения

  1. Каков лист по наличию черешка?

  1. Каково жилкование листа?

  1. Простой это лист или сложный?

  1. Какова форма листовой пластинки этого листа?

  1. Листорасположение

5. Д/З §16, вопросы., повторить §15 – строение стебля.  На следующем уроке будет проверочная по двум параграфам.

6. Рефлексия урока:  2 мин.

 «Ресторан»

Цель: Выяснить, получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Участвует весь класс. Материал: магнитная доска, цветные карточки.

Проведение:

Ребята, представьте себе, что  эти 45 мин.  вы провели в ресторане, ели самую различную и вкусную пищу. (Пища – это знания).   И теперь директор ресторана, т.е. я, прошу ответить мне на несколько вопросов.  

Я съел бы ещё этого……

Больше всего мне понравилось…..

Я почти переварил…..

Я переел…..

Пожалуйста, добавьте мне ещё…….

Запишите на цветных яблочках ответы и приклейте в книгу жалоб и предложений моего ресторана.   (Несколько  учеников читают свои ответы)

Я хочу сказать,  что вашей работой я довольна, продолжайте пополнять свой багаж знаний в таком же духе. Урок окончен! До свидание!!!!

Работа в группах. Практическое задание.

Задание: Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану и заполните таблицу:

  1. Название растения

  1. Каков лист по наличию черешка?

  1. Каково жилкование листа?

  1. Простой это лист или сложный?

  1. Какова форма листовой пластинки этого листа?

  1. Листорасположение

Работа в группах. Практическое задание.

Задание: Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану и заполните таблицу:

  1. Название растения

  1. Каков лист по наличию черешка?

  1. Каково жилкование листа?

  1. Простой это лист или сложный?

  1. Какова форма листовой пластинки этого листа?

  1. Листорасположение

Работа в группах. Практическое задание.

Задание: Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану и заполните таблицу:

  1. Название растения

  1. Каков лист по наличию черешка?

  1. Каково жилкование листа?

  1. Простой это лист или сложный?

  1. Какова форма листовой пластинки этого листа?

  1. Листорасположение