Практико-значимая работа "Влияние компьютера на здоровье школьника"
материал по биологии (5 класс) на тему

      Мир компьютеров очень интересен детям, заманчив и, в век развития новомодных технологий, очень моден среди населения и в том числе среди школьников. Трудно не согласиться с тем, что компьютеры облегчили работу детей. Они помогают им и в учебе. И, к сожалению, являются одним из популярных развлечений, и причиниой множества заболеваний. Эта работа направлена на профилактику заболеваний связанных с использованием компьютеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Афанасьева Татьяна Викторовна, учитель биологии МКОУ Орешковская ООШ  Луховицкого района Московской области. Практико-значимая работа «Влияние компьютера на здоровье школьника.


МКОУ Орешковская основная общеобразовательная школа






Практико-значимая работа

«Влияние компьютера на здоровье школьника»





Выполнила учитель биологии МКОУ Орешковская основная общеобразовательная школа

Афанасьева Татьяна Викторовна




Февраль 2013 г.







Содержание.



Стр.

1

Введение.

3

2

Методический паспорт работы

5

3

Влияние ПК на здоровье школьника

6


3.1 Компьютер в жизни ребёнка.

6


3.2 Влияние компьютера  на физиологию школьника

6


3.3 Вредоносные факторы длительного пребывания перед компьютером.

7


3.4 Организация рабочего места учащегося

8

4

Практическая часть.

10

5.

Рекомендации школьникам по сохранению здоровья при работе на компьютере.

12

6

Заключение.

15

7

Библиография.

16

8

Приложения.

17



 

1. Введение.

     Организуя работу школы по направлению «Здоровый образ жизни», ежегодно составляя графики и сводные таблицы по распределению учащихся по группам здоровья и физкультурным группам, мы уделяем внимание  изменению количества детей с различными заболеваниями, в том числе и связанными с офтальмологической областью. Считаем, что одной из причин  этих заболеваний является не правильное использование персональных компьютеров. Мир компьютеров очень интересен детям, заманчив и, в век развития новомодных технологий, очень моден среди населения и в том числе среди школьников. Трудно не согласиться с тем, что компьютеры облегчили работу детей. Они помогают им и в учебе. И, к сожалению, являются одним из популярных развлечений. А с появлением сети Интернет он стал едва ли не лучшим способом получения информации, общения, отдыха и развлечений. Человеку уже сложно представить свою повседневную жизнь без этого «друга». Наши ученики активно используют ПК в подготовке к занятиям (приготовить сообщение, найти интересные факты, подготовиться к олимпиаде или конкурсу). И на школьных занятиях, и на уроках информатики, или других предметов все больше времени уделяется освоению ПК. Получается, что школьники много времени проводят перед экраном монитора компьютера.

     В наше время мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. Но в то же время никто не собирается отказываться от работы на столь привычном нам компьютере ради сохранения своего здоровья. Насколько большое влияние  на человека оказывает компьютер, ученым ещё предстоит выяснить. Но каждый из нас после работы перед экраном монитора длительное время чувствует себя уставшим, иногда раздраженным, с головной болью или усталостью глаз. Это вызвано частой сменой изображения (в игре), обилием информации (при работе в Интернете). Наиболее опасны такие симптомы у детей, наших учеников.

     Так или иначе, для многих детей, компьютер стал важной и неотъемлемой частью жизни. Как это отражается на здоровье детей – физическом и психологическом. Как учащемуся школы сохранить своё здоровье в век активного расцвета компьютерной техники. В своей работе мы рассматриваем влияние ПК на учащихся своей школы. Исследование проводилось среди учащихся 5-7 классов (40 учащихся).

     При подведении итогов работы планируются следующие результаты:

- в результате анализа данных ежегодных медицинских осмотров установить изменение количества с заболеваниями зрительного анализатора;

- по итогам изучения литературы рекомендовать определённые комплексы упражнений. Обязательным элементом работы считаем обращение к СанПин;

- проведение  тематических анкетирований среди учащихся;

- проработка и внедрение комплекса упражнение по профилактике негативного воздействия на здоровье учащихся.

     В связи с актуальностью проблемы для своей проектной работы выбрали тему исследования «Влияние компьютера на здоровье школьника»

     В работе применялись следующие методы:

   - анализ психолого-педагогической, методической  литературы;

   - анкетирование;

   - опрос;

   - наблюдение;

   - анализ полученных результатов.





































2. Методический паспорт работы.

     Тема: Влияние компьютера на здоровье школьника.

     Цель: теоретически обосновать косвенное влияние компьютера на здоровье школьника и проверить эффективность формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью.

     Гипотеза: формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью будет успешным, если реализуется правильное использование ПК и снизится его негативное влияние на здоровье школьника.

     Задачи:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Показать влияние ПК на физиологию школьника и определить вред наносимый человеку компьютером.

3. Определить вредоносные факторы длительного пребывания перед компьютером.

4. Провести анкетирование среди учащихся.

5. Рассмотреть организацию рабочего места ученика при работе за компьютером.

6. Проработать комплекс упражнений по профилактике негативного воздействия компьютера  на здоровье учащихся.

7. Дать рекомендации по предотвращению и уменьшению проявляемых признаков нездоровья.

     Возраст: 34 года

     Время работы над проектом: январь – февраль 2013 года.

     Режим работы: ежедневно

     Учебно–методическое обеспечение: компьютер, принтер.

     Дополнительно привлекаемые специалисты: фельдшер фельдшерско- акушерского пункта (ФАП), школьная медицинская сестра Елизарова А. В.

     Мотивация к работе: уменьшить количество учащихся с заболеваниями, связанными с использованием ПК.
















3. Влияние ПК на здоровье школьника.

     В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможным отдаленным последствиям такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.

3.1 Компьютер в жизни ребёнка.

     Современные дети очень много «общаются» с телевидением, интернетом. И совсем не читают книг.  Герои книг и сказок оживают на экране. А очень часто они оживают в компьютерных играх. Мир компьютерных игр очень интересен, полезен, опасен и коварен. Играя в игры дети могут обобщать представления об определенных ситуациях. Таким образом, у детей развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

     Одна из важных функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки реальных вещей.  В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и всё меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания: нас окружают реальные предметы, картинки, схемы, слова и уравнения, мысли. Некоторые компьютерные игры развивают интеллект, определяют развитие моторики, совместной деятельности зрительного и моторного анализатора.

     Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Психоэмоциональные нарушения у детей часто возникают при сильном увлечении компьютерными играми и сетью Интернет. Проявляется в: ослаблении памяти, нарушении сна, ученик не может сосредоточиться на уроках, излишняя возбудимость, раздражительность, обидчивость, ухудшение отношений с родителями и учителями.

     Такое общение не дает возможности настоящего общения. Недаром во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови, а значит,  повреждена защитная система организма.

3.2 Влияние компьютера  на физиологию школьника.

     В школьном возрасте продолжается рост и окостенение костей скелета, остающихся в ряде участков хрящевыми. Особенно активно идет формирование костей таза, кисти и предплечья. Позвоночные хрящи мягки и эластичны. Очень чувствителен к воздействию деформирующих факторов позвоночный столб.

     Мышечный комплекс, составляющий брюшной пресс, состоит из анатомически сформированных мышц, но их сухожилия развиты ещё не конца. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы шеи, груди, поясницы, а также мышцы и связки позвоночного столба образовали своего рода «мышечный корсет». С годами у ребёнка укрепляются мышцы спины и живота. Преобразуется форма грудной клетки. Все эти особенности детей школьного возраста очень важно учитывать пр посадке ученика за компьютером. Осанка – это то положение, которое принимает тело, когда ученик сидит за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук и спины.

     Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжение мышц шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз.  При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

3.3 Вредоносные факторы длительного пребывания перед компьютером.

     Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

   - сидячее положении;

   - электромагнитное излучение;

   - перегрузка суставом кистей;

   - повышенная нагрузка на зрение;

   - стресс при потере информации.

     О вреде сидячего положения в течение длительного времени мы уже сказали. Вопросы о воздействии электромагнитного излучения (ЭМИ) на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных статей. Результаты исследований свидетельствуют о вредном влиянии ЭМИ всех диапазонов длин волн на организм человека. Современные мониторы с кинескопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десяти - пятнадцатилетней давности. Однако во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ, эффекты которого в настоящее время прогнозировать ученые не могут. Но они предостерегают, что в некоторых случаях это ЭМИ может приводить к таки изменениям состояния организма, при которых он становится более уязвимым для вредных факторов природы, например вирусов.

     Зрительная система человека плохо приспособлена к рассмотрению изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказывается на зрении удачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана. Работа на компьютере технически сводится к введению или чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунка, чертежа. Это огромная нагрузка на глаза – ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.

     В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости., онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. В докомпьютерную эру у людей некоторых профессий (клерки, чертежники, водители, музыканты) возникало заболевание карпальный туннельный синдром. Его причина и в генетической предрасположенности, и нарушении обмена веществ, и результат травмы кисти и предплечья. Но главная причина – длительная однообразная и неправильная работа кистями и пальцами рук. В наше время от этого синдрома страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению карпального туннельного синдрома, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации своего рабочего места и режима работы, в частности каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

     Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски лучших фирм ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей информации, случались и инфаркты. Людям, «живущим» в интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т. п.

3.4 Организация рабочего места учащегося.

     Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны падать прямо в глаза. Компьютер необходимо укомплектовывать хорошим монитором, правильно его настроить, использовать качественные программы. Здоровье школьника зависит от качества той техники, которую используют в процессе работы. Поэтому покупать стоит современные модели, в которых предусмотрена минимальная нагрузка на организм человека. Необходимо организовать так рабочее место, чтобы осанка была правильной. Это снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развитии растущего детского организма. Помещение для работы с ПК должно ежедневно проветриваться, в помещении необходимо проводить влажную уборку. Несоблюдение гигиенических рекомендаций  сопровождается  значительным ухудшением параметров микроклимата (повышение температуры  воздуха, снижением уровня относительной влажности, повышение сухости воздуха и т. д.).  По возможности  лучше приобрести специальный компьютерный стол с выдвижной панелью для клавиатуры и стул, высота сиденья которого способна регулироваться. Самое главное – надо научиться не поддаваться стрессу, сталкиваясь с проблемами при работе на компьютере.


4. Практическая часть.

     Исследование проводилось среди учащихся МКОУ Орешковская основная  общеобразовательная школа. Для определения степени значимости компьютера в жизни школьников им была предложена анкета. (Приложение 1). Опрос проводился дважды: в начале исследования и после рассмотрения вопросов о влиянии компьютера на здоровье школьника. По результатам начального опроса опроса мы получили следующие результаты.

     Было опрошено 40 учащихся: 12учеников  5 класса, 14 учеников 6 класса и 14 учеников 7 класса. Среди 40 опрошенных 36 учащихся имеют компьютер и подключение к Интернету. 30 ученикам нравится работать с компьютером. 24 ребенка ежедневно садятся за компьютер. И только 6 учащихся пользуются им 1-3 раза в неделю. 30 учеников проводят  за компьютером от 30 минут до 2 часов. И всего лишь 6 учащихся работают менее 30 минут. По результатам опроса 22 ученика (особенно ученики 7 класса) используют компьютер для общения в социальных сетях, 9 человек – для игр, 7 учеников – для подготовки к занятиям с целью поиска информации в Интернете и оформления сообщений или докладов.

 Тем не менее, ребята определились с тематикой игр, в которые они играют через социальные сети или просто, с диска. Предпочтение отдают «догонялкам»  16 учеников, «стрелялкам» - 8 учеников, 8 учеников предпочитают логические игры.

У 50% учеников бывают ссоры с родителями из-за компьютера, долгой игры перед монитором. 16 учеников предпочитают общение с компьютером, нежели прогулку с друзьями (14) или посещение спортзала (4). 11 учеников из 40 опрошенных имеют проблемы со зрением, что подтверждается медицинскими справками. Основной диагноз – миопия слабой и средней степени, близорукость.

 На вопрос об изменении физического состояния во время работы за компьютером все 40 учеников (100%) ответили, что испытывают боли в спине, кистях рук, у некоторых возникают головные боли, слезятся глаза.

     На уроках биологии, на классных часах с приглашенным медицинским работником с учащимися были проведены тематические беседы о продолжительности работы за компьютером. В каждом кабинете, вывешены таблички с временными рамками таких занятий. (Приложение 2). По итогам повторного опроса доля учащихся, которые проводят за компьютером  более 30 минут, снизилась на 14 учеников (на 41%).

     При тематических беседах, при анализе предлагаемой литературы по этому вопросу  совместно с учащимися  определили правила работы за компьютером и подготовили «Памятку юного любителя компьютера». (Приложение 3).

На классных часах, в тематических беседах, на уроках здоровья  обратили внимание детей на следующие положения.

1. Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.

2. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображение на экран резко ухудшаются.

3. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а ещё лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на экрана или немного выше. Не следует, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног.

4. Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохраненный естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперёд. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайне положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90о . Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела.

5. При наличии высокого стола и стула необходимо обязательно позаботиться о регулируемой по высоте подставке для ног.

6. Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений, в которых размещены компьютеры. При низких значениях влажности, как известно, велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным абсорбировать частицы пыли, и поэтому обладающих аллергизирующими свойствами.

7.  Регулярная влажная уборка и обеспечение оптимальных параметров микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

8. Компьютер не должен находиться рядом со спальным местом ученика.

5. Рекомендации школьникам

по сохранению здоровья при работе на компьютере.

     При опросе учащимся задавался вопрос: делаете ли вы специальные упражнения во время работы с компьютером. Основная масса – 31 учащийся – дали отрицательный ответ. Тогда мы увидели необходимость предложить комплекс специальных упражнений для снятия напряжения  организма и усталости глаз.

     Для учащихся одним из проявлений неправильной работы на компьютере является утомление глаз. Мы предложили ученикам комплекс упражнений, которые они проделывают во время работы за компьютером.

Комплекс упражнений для глаз (по материалам СанПин).

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2.

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз - влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо  прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант 3.

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Учащиеся также испытывают общее напряжение организма. Для его снятия также предлагается комплекс упражнений.

Гимнастика для снятия общего утомления

Упражнения 1.

Исходное положение (далее и.п.) – стоя, ноги врозь. На счёт 1- руки к плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и.п. На счёт 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 2.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счёт 1-2 сделать два рывка согнутыми руками назад (выдох); 3-4 – два рывка назад прямыми руками (вдох); 5-6 – руки опустить (выдох). Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх. На счёт 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо (вдох); 2 – прийти в исходное положение (выдох); 3 – повернуть туловище налево (вдох); - вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза

Упражнения 4 («рубка дров»).

И.п. – стоя, руки вниз, ноги широко расставлены. На счет 1-2 – руки соединить в замок и поднять вверх за голову; 3 – резко опустить руки вниз; 4 – вернуться в и.п. На счёт 1-2 делается вдох, на счет 3-4 выдох. Повторить 3 раза.

Все упражнения выполняются в среднем темпе.

     На протяжении всего периода исследования отслеживалась доля учащихся которые часто, и порой бесконтрольно, использовали компьютер в целях развлечения. В результате проведенной работы количество детей пользующихся ежедневно компьютером сократилось на 7 человек. От ежедневного общения в социальных сетях отказалось два ученика. Дети стали больше гулять, общаться со сверстниками. Совместно с медицинским работником Елизаровой А. В. проводились классные родительские собрания и внимание родителей всё больше акцентировалось на снижение времени проводимого учениками перед монитором компьютера.

     Еще одним важным фактором является освещение рабочего места.

Монитор компьютера не должен стоять перед окном, т. к. свет из окна раздражает глаза. Из 36 опрошенных детей (тех, у кого есть компьютер) 32 ученика имеют правильное расположение рабочего места. У 3 учащихся компьютерный стол стоит не правильно. После посещения семьи на дому, беседы с родителями, рекомендовано переставить стол нужным образом. У 1 учащегося нет возможности поменять расположение рабочего места, но его окно закрывается плотными шторами, что не противоречит требованиям.

     При оптимальном освещении комнаты наличие настольной лампы не требуется. Все учащиеся имеют настольную лампу. У 29 учеников – лампа дневного света. Лампы не используются во время работы на компьютере.

6. Заключение.

     Дети очень быстро приспосабливаются ко всему новому, намного быстрее взрослых. Для  них компьютер может быть  другом, помощником, и злейшим врагом. Он может быть необходим при обучении, а может вызвать массу заболеваний и привести к одиночеству. Проведя исследование,  мы пришли к выводу, что многие проблемы детей в сфере работы с компьютером вызваны элементарным незнанием правил пользования этим видом техники. Современная жизнь требует хорошего знания ПК. Но при этом не стоит забывать и о своем здоровье. В результате проведенной работы мы внедрили в ряды школьников комплексы упражнений по снятию общего напряжения организма при работе с персональным компьютером. Рекомендовали несколько комплексов упражнений по снятию напряжения с глаз. В результате нашей работы видно, что часть учеников уже изменила свое отношение к принципам работы с ПК.

     И все - таки компьютер - это наше будущее. И мы должны научить учеников сделать работу с ПК не только нужной, интересной, полезной, но и максимально безвредной.

7. Библиография.

  1. М. М. Бондарук, Н. В. Ковылина «Дополнительные материалы к урокам и внеклассным меропритиям по биологии и экологии». -  Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с
  2. Газета «Биология», - М.: первое сентября, № 6. 2007 г
  3. А. Ф. Новиков  « Дети и компьютеры». -  М.: Бином, 1996 г.
  4. СанПин 2.4.4.2599 -10  
  5. М. А. Ступницкая «Что такое учебный проект». - М.:Первое сентября, 2010.-44 с.
  6. Е. В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии». - М.: Глобус, 2008.-255 с.
  7. С. Г. Щербакова «Организация проектной деятельности в образовательном учреждении», - Волгоград, «Корифей», 2007. – 96 с.
  8. http://svyatozero.edusite.ru/p28aa1.html (дата обращения 23.02.2013)


8. Приложения.

 

Приложение 1.

Анкета для учащихся

на определение степени значимости компьютера в жизни школьника.


1. В каком классе ты учишься?

2. Есть ли у тебя компьютер?

а) да    б) нет

3. Нравится ли тебе работать с компьютером?

а) да    б) нет

4. Сколько раз в неделю ты садишься за компьютер?

а) 1-3 раза   б) 4-5 раз     в) ежедневно

5. Сколько времени ты проводишь за компьютером?

а) меньше 30 минут     б) от 30 минут до 2 часов    в) более 2 часов

6. С какой целью ты используешь компьютер?

а) работа с текстом, нахождение информации в сети Интернет    б) для игры

в) общение в социальных сетях   г) просмотр фильмов, фото, слушание музыки

7. Какие компьютерные игры ты предпочитаешь

а) «догонялки»   б) «стрелялки»     в) логические

8. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?

а) да    б) нет

9. В свободное время ты предпочитаешь:

а) погулять с друзьями     б) посетить спортзал   в) посидеть за компьютером

10. Есть ли у тебя проблемы со зрением?

а) да    б) нет

11. Во внеурочное время что ты выберешь?

а) посмотрю ТВ    б) почитаю   в) поиграю на компьютере

12.  Испытываешь ли ты физическое недомогание при длительной работе за компьютером. Если да, то какие?


Приложение 2.

Продолжительность непрерывного применения

технических средств обучения  на уроках

Классы

Непрерывная длительность (мин.) не более


Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушиваемые аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

10

15

15

15

20

10

3 - 4

15

20

20

15

20

15

5 - 7

20

25

25

20

25

20

8 - 11

25

30

30

25

25

25