Лесной дом и его обитатели
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Милютина Татьяна Ивановна

Развивающий урок на деятельностной основе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesnoy_dom_i_ego_obitateli.doc155.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Лесной дом и его обитатели.

ВИД   урока:       развивающий урок на деятельностной основе.

ТИП урока:   комбинированный.

ФОРМА проведения: урок-прогулка.

ВРЕМЯ   проведения: 5 урок по теме «Увлекательные путешествия в мир

природы».

ЦЕЛИ урока:

Закрепить знания учащихся о грибах,особенностях их произрастания,объяснить структуру леса (ярусность, редколесье), распределение животного населения по

 « этажам» (ярусам) леса, условиях разнообразия зверей, обитающих в лесу.

Развивать познавательную активность учащихся в процессе формирования представлений о лесе и его обитателях; коррек ция логического мышления через выполнение коррекционно--развивающих упражнений.

Воспитывать мотивацию к учению.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, опорная схема, диск «Природа России»,

коррекционно- развивающие упражнения, план-схема урока, учебные

картины, дидактические карточки.

СЛОВАРНАЯ работа: ярус, редколесье.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: объяснительная беседа, рассказ, демонстрация

наглядности, просмотр видеофрагментов, рассказы учеников, работа с

учебником, отгадывание загадок.

                            Ход урока.  

 Орг. момент.

Отчёт дежурного.          

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО    ЗАДАНИЯ,

  1. Сядет тот кто назовёт съедобный гриб.
  2. Работа с дидактическими карточками на которых изображены грибы
    ( в парах, один называет, другой отвечает).
  3. Деревья + грибы = добрые соседи.
    Как вы понимаете эту фразу?

4.        Задание: « Где нужно поставить частицу «не»?».
Правила сбора грибов.

При сборе грибов важно ... повредить грибницу.

... следует осторожно срезать, сломать или выкрутить.

... стоит трогать маленькие только, что появившиеся грибочки.

ВЫХОД НА ТЕМУ

О чём пойдёт речь на уроке?

Отгадайте загадки:

-Что же это за девица не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год?

  • Что за зверь лесной встал как столбик над сосной,
    И стоит среди травы уши больше головы.
  • Я под шапкою цветной на ноге стою одной

У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.

Давайте подумаем какое слово объединяет эти слова? (лес).

Задание: « Прочитай слоги сначала на деревьях, затем на кустах и ты узнаешь тему урока»,

Изучение  новой темы.

А всё ли вы знаете о лесе, его обитателях?

Перед вами « волшебные линеечки», отметьте на них, пожалуйста, где вы

сейчас находитесь ( начало урока).

Начало урока.        Конец урока.

Знаю всё.        Знаю всё.

Знаю, но не всё.        Знаний о лесе стало больше.

Не знаю        Знаю, но не всё.

Не знаю

Предлагаю отправиться на прогулку в лесной дом и познакомить с его обитателями по плану:

  1. Лес-многоэтажный дом.
  2. Поляна.
  3. Привал.
  4. Густой лес.
  5. Редколесье.

ЛЕС можно сравнить с большим многоэтажным домом. Основные его

«этажи» (ярусы) образованы растениями.

Ярус-это определённый этаж, в котором произрастают различные растения.

Верхний ярус - деревья.

Средний - низкие деревья, кустарники.

Нижний - кустарнички, мхи, грибы, травянистые растения.

ЛЕС неоднородный. Участки густого леса чередуются с полянами и

редколесьем.

Редколесье- работа со словарём учебника с. 176.

Редколесье-редкий лес.

ЛЕС - это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные

растения и животные. Такая группа растительных и животных организмов,

живущих вместе называется сообществом ( живут сообща).

Почему в лесу живёт так много животных, и чем объясняется их

разнообразие? ( работа с опорной схемой).

                      Почему?

                      Условия

все необходимое для жизни

Неоднородность      несколько
леса        ярусов

Густой лес Редколесье Поляны.

            верхний

убежище

нора берлога дупло

пища

           средний

                   нижний           растения            

                                      животные

Такая неоднородность леса( густой лес, редколесье, поляны), а также наличие нескольких ярусов растений создают условия для совместного обитания в нём самых разных животных.

Здесь есть всё, что необходимо для их жизни ( пища, убежище).В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками. Но есть в лесу много мелких и крупных животных - хищников, которые питаются другими животными ( лиса, волк, ёж).

Все растения и животные леса связаны друг с другом. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Они приспособлены к жизни в лесу: находят разнообразную пищу, убежище.

Поляна.

Каждое животное занимает в лесном доме свою « квартиру» и выполняет особую роль. Это место зависит от того, чем питается животное и где оно находит себе укрытие. Весь лес- от верхушки дерева до земли заселён животными.

            В нижнем ярусе в траве живут мышевидные грызуны. Какие?

 Мы можем увидеть их на рисунке 108 с.99.учебника.

Работа с учебником- чтение статьи « Оказывается»

Ответьте на вопросы: Какие мышевидные грызуны живут в лесу?  Чем они отличаются друг от друга?

Рядом с грызунами живёт...

Задание: « Соотнеси цифры со слогами и отгадайте загадку». Ты узнаешь животное. ( ёж).

Не

га

игол

кой

под

ву

1

4

7

17

15

И

Я

ДО

9

2

Тро

ках

3

8.

В

6, 12.

жи 10

весь

5

но 13

ел 16

ре 14.

Загадка: Он колюч, но безобиден

         А в траве совсем не виден

         Часто ловит он мышей,

         Нападает на ужей,

         На колючку он похож

         А названье ему ....

Можно ли ежа назвать хищником?

Это интересно: А едят ли ежи яблоки? Нет. Очень редко они накалывают яблоки на иголки, чтобы перебить свой запах и меньше привлекать клещей.

Основная пища этого животного- насекомые и дождевые черви. Густая трава, старьте пни и подземные норы служат им надёжной защитой от глаз крупных животных.

Привал. Физкультминутка « На поляне».

Представьте, что вы сидите на поляне.

Тёплое ласковое солнышко согревает нас. Мы загораем.

Действия: подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (вдох)...

 

  • Летит жучок, собирается сесть на язычок ( крепко закрыть рот-задержать
    дыхание). Действия: энергично двигать губами и руками ( жучок улетел-
    вы дохнуть).
  • Подставить нос солнцу. Летит бабочка. Выбирает , на чей нос сесть (вдох).
    Действия: сморщить нос, поднять верхнюю губу 9 задержать дыхание).
  • Снова прилетела бабочка. Пусть бабочка катается на качелях. Брови-
    качели.

Действия: двигать бровями вверх-вниз.

Бабочка улетела совсем. Мышцы расслаблены.

Густой лес.

Вот мы попали в густой лес. В верхнем этаже лесного дома. В кроне деревьев живут птицы и такие звери-белочки и куницы. Они научились лазать по деревьям и почти незаметны среди веток деревьев. Здесь они находят свой корм и удобное укрытие.

Работа с учебной картиной « Белка и куница».

 Рассказы учащихся по картине .

  • Белка резвый непоседливый зверёк. Шерсть белки рыжеватая.
  • Куница довольно крупный зверёк. Мех у неё пышный, мягкий.
    -Излюбленные места обитания белки и куницы-старые хвойные и

смешанные леса с обилием дуплистых деревьев. Что привлекает их?

-Белка находит здесь хорошие убежища. Гнездо своё белка сооружает около вершины ели или сосны. Домов у белки может быть несколько -основной и запасные, где можно переждать непогоду, спрятаться от нежданного врага, устроить склад запасов впрок.

-Куница устраивает гнездо в дупле на большой высоте. Лесная куница превосходно лазает по деревьям, даже перепрыгивает с одного дерева на другое, используя пышный хвост как парашют.

-Белка постоянно находится в движении: она быстро спускается с ели на землю, тотчас быстро взлетает по стволу обратно, цепляясь за кору дерева длинными и острыми когтями , или ветку.

- Куница находит в лесу обилие пищи. Благодаря своей силе, быстроте и ловкости куница может поймать зайца, глухаря, кроме того , питается мышами. Главная добыча- обычная белка.Любит куница лакомиться ягодами, особенно рябиной. Часто зверёк является разорителем птичьих гнёзд.

-Белка тоже находит в лесу обилие пищи. Она питается орехами, семенами, грибами, ягодами, не брезгуя птичьими яйцами и птенцами. Основной корм белок-семена хвойных деревьев.

Участки густого леса-места обитания крупных и мелких хищных зверей-куницы, медведи, волки, лисы и др.

Самый крупный хищный зверей- медведь.( Работа со статьёй учебника «Лесные охотники» с. 100).

Задание: Найдите и прочтите рассказ о медведе.

Волки-крупные животные.Самое трудное время для волка-зима:в лесу и полях лежит глубокий снег, домашние животные содержатся в помещениях.

Задание: Как охотятся волки зимой- найдите ответ в тексте.

Рысь- осторожный и опасный сильный хищник .

 Рассказ ученика о рыси.

Тело рыси короткое плотное и мускулистое. Окраска шерсти рыси чаще всего серая, с небольшими пятнами на боках и спине. На ушах у рыси имеются кисточки длинных волос. Рысь живёт обычно в глухих лесах. Рыси не догоняют свою добычу, а нападают на её из укрытия. Рысь устраивает засаду на деревьях и ожидает жертву. Питается мелкими зверями и птицами. Часто нападает на лисиц, зайцев и даже молодых оленей.

А что предпочтёт на обед кумушка- лиса?

Просмотр видеофрагмента « Лиса». Почему лиса побежала в лес? ( образ жизни скрытный, в лесу есть где спрятаться).

Таким образом: в густом лесу обитает очень много животных, которые находят себе пищу и убежище.

Редколесье.

Густой лес становится реже. И здесь мы тоже видим животных? А каких?
Задание: Какие животные? ( буквы разной величины).
Л        К        3

О        А        А

С        Б        Я

Ь        А        Ц

Н

Что объединяет этих животных? ( они едят траву и листья- травоядные). Рассказы учащихся о лосе, кабане, зайце.

Лось- самый крупный и сильный зверь наших лесов. Взрослые самцы бывают более 2м в высоту и весят до 570 кг. Это зверь растительноядный. Лоси кормятся молодыми сочными ветками осины и берёзы. Они щиплют молодую траву на полянах.

Кабан. Тело кабана длинное, на коротких ногах. Голова с вытянутым рылом оканчивается пятачком. Толстая кожа кабана покрыта щетиной. Кабаны едят траву, корни растений, жёлуди, насекомых, дождевых червей. Часть пищи они находят на поверхности земли, а часть вырывают из почвы длинным рылом. У кабанов во рту имеются крупные клыки, они загнуты вверх и торчат изо рта. При их помощи кабаны защищаются от хищников. А как приспособился заяц к защите от врагов?

Просмотр кинофрагмента « Заяц» ( заяц имеет маскировочную окраску, линяет).

Травоядных животных спасают быстрые ноги, чуткий нюх. В зарослях кустарника , среди молодых деревьев они находят себе укрытие. Таким образом: лес-это дом и стол для животных.

Этап закрепления учебного материала.

  1. На рисунке 107 с. 98 учебника изображён широколиственный лес.
    Почему лес можно назвать 2многоэтажным домом» со множеством
    квартир?
  2. Сколько в лесу ярусов?
  3. Задание: расположи животных по « квартирам».( наборное полотно,
    открытки).
  4. Почему в лесу много разнообразных животных? (работа с опорной
    схемой).

Подведение итогов.

 

 

1.        Работа с « волшебными линеечками» ( конец   урока).
2.Что нового вы узнали?

Синквейн.

1. Лесной дом.

2.Болылой многоэтажный со множеством « квартир». 3.Живут, питаются, прячутся.

4. Лесное сообщество - группа растительных и животных организмов вместе. 5.Обитатели леса.

Домашнее задание: с. 97- 102.

Литература:

1 .Хлебосолова О. А., Хлебосолов Е. И. Природоведение: Учебник для 5 класса специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VI Т Т вида .- М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2003.

2.        Мультимедийный компакт-диск « Природа России».
З.Старостенко Т.П., Пастухова.Н.А.Современные открытые уроки
естествознания и истории. 3-4 классы.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.

4. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Животные ( Сост.П.Р.Ляхов; Под общ.ред. О.Г. Хинн.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ,» 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"

Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....

Интерактивная игра по географиии"Знаешь ли ты обитателей материков?"

Данный ресурс может быть использован на уроках обобщающего повторения в 7 классе, а также во внеурочное время....

урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)

Разработка урока по истории Средних веков  по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме....

Конспект урока природоведения на тему «Лесной дом и его обитатели»

Материал урока для школы VIII вида, рассказывающий о лесе и его обитателях....

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава.

Открытый урок на тему Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава....

«Лесные обитатели» (викторина)

Закрепить знания о значении лесаВоспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.Прививать навыки по охране и восстановлению природных объектов....