Самореализация учителя и ученика в процессе экологического образования.
статья по биологии на тему

Грибанова  Наталья Александровна

Система формирования экологических знаний учеников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samorealizaciya_uchitelya_i_uchenika.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Самореализация учителя и ученика в процессе                                                      экологического образования.                                                                        

                                                             Новый тип сознания формирует Жизнь, а школа                                                                                                                          

                                                           лишь идёт следом.

Во все времена главной задачей, действительно решавшейся школой, было формирование навыков интеллектуального труда. Какие же интеллектуальные навыки требуется в эпоху экологического кризиса? Каким образом школа может формировать такие навыки? Одни учёные уделяют большое внимание в этом вопросе формированию экологического сознания. Разрабатывают при этом учебные программы, апробируют всевозможные формы и методы обучения, изучаются альтернативные подходы.

      Другие же считают, что  основные проблемы охраны окружающей среды лежат в не сфере сознания, а в сфере  бытия, которое придётся перестраивать, коль скоро мы хотели сохранить природу. А для этого одного экологического сознания мало- нужны ещё знания. И не столько стремление и способность к непрерывному самообразованию, отсутствие психологических барьеров в освоении и осознании того или иного материала. Поэтому необходимо разработать такие методики, которые бы учитывали психологические особенности подросткового возраста детей, когда у ребят пробуждается  интерес к своему внутреннему миру, формируется самосознание и самооценка, способность сознательно усваивать нравственные нормы.

       В этот период возникает потребность в самосознании. Прямолинейность в формировании у подростков ответственного отношения к природе, к окружающей среде, к своему здоровью малоэффективна, ибо для такого возраста эти проблемы абстрактны и малозначимы. Более целесообразен косвенный путь, с учётом личности подростка. И здесь весьма важно помочь ребятам осознать себя личностью, способной разобраться в себе, в своих поступках. На основе глубокого и творческого самоизучения, самопознания с помощью предполагаемых методик подростку даётся побуждение самовоспитанию ценных в экологическом и нравственном плане качеств, мотивов деятельности.

       Для того чтобы выработать эти методики необходимо изучить внутреннюю мотивацию подростка.

       С этой целью на кафедре естественно научных дисциплин совместно с кафедрой воспитательных технологий была организованна исследовательская группа по изучению мотивационного процесса обучения и воспитания учащихся. Была составлена анкета. Анкетирование кафедры естественных дисциплин было проведено среди уч-ся 8-9 классов. Во-первых: учащихся этих классов относятся к подростковому возрасту, во-вторых, согласно областному положению о школьных научно практических конференциях к работе допускаются учащиеся 8-11 классов

    Были перечислены причины участия во внеклассной работе по предметам естественного цикла и географии. Учащихся было предложено оценить их важность пятибалльной системе:

          Утверждения:

  1. Даёт мне возможность быстро получать известность в школе, городе, области, регионе.
  2. Престижность
  3. Даёт возможность полной реализации.
  4. Предлагает высокую ответственность
  5. Даёт возможность получить репутацию успешного ученика.
  6. Соответствует моим интересам и способностям.
  7. Главное для меня – избегать недовольства со стороны одноклассников, учителей и родителей.
  8. Даёт возможность приносить пользу школе, городу, стране.
  9. Даёт возможность подготовиться для поступления в ВУЗ.
  10.  Другие причины.

В результате анкетирования выяснено, что для учащихся 8-9 классов на первом месте находится такие мотивационно-личностные направления, как: самореализация, успешность как личности, дальнейшие обучение в ВУЗах города. Результаты анкетирования указали и на недостатки воспитательного процесса: учащиеся не рассматривали практически варианты участия в мероприятиях естественнонаучной  направленности как возможность приносить пользу школе, городу, стране. А ведь опыт в этом направлении у нас есть.

     Поражает нежелание учащихся 9-х классов, по сравнению опрошенными восьмиклассники, брать на себя ответственность за порученное дело. Радует стремление детей к самореализации, социализации, что соответствует психологическим особенностям данного возраста.

      В графе «Другие причины» уч-ся  назвали одну из мотиваций - победы наших учащихся во всероссийских и региональных конкурсах. И тут  уместно вспомнить слова С.В Матроскина: « Можно ли говорить об отношении подростков к природе, не учитывая того, что поведение подростка- это подражание некоему эталону? Отношение его к природе всецело определяется тем, какой эталон выбран для подражания».

        Итак, мотивация изучения естественных дисциплин ясны. Но внутренняя мотивация должна поддерживаться педагогом. При этом воспитательная работа будет более эффективнее, если соблюдаются  следующие условия: доверие и сотрудничество, активность учащихся, диалогичность, самостоятельность подростка, эмоциональность.

         Эти условия успешно решаются в детских экологических объединениях нашей школы:

       «Юный натуралист»- руководитель Пушкарёва Н.А.

       «Юный эколог»- руководитель Хабарова О. Н.

       «Юный валеолог»- руководитель Грибанова Н.А.

Детские объединения открыты на базе Обласного-экологобиологического центра.

      Работа центра направления на интеграцию в работе учреждений дополнительного образования со школами. Совместно составлены планы, которые предусматривают не только индивидуальную исследовательскую работу, массовые мероприятия, клубы выходного дня. И не важно, в каком классе обучаются члены детского объединения: физико-математическом, пограничном, гуманитарном посещая такие мероприятия, учащиеся решают одни и те же задачи: решают экологические проблемы, участвуют в экологических акциях, конкурсах, праздниках.

 Во время таких  мероприятий учащиеся разных параллелей общаются между собой, преодолевают трудности, испытывают эмоциональное напряжение.

К выработанным школой критериям оценки деятельности одаренного ученика наша кафедра добавила в массовых мероприятиях. Так как в сложившиеся в стране ситуации - отсутствие экологии как предмета, экологическое просвещение вновь осуществляется через внеклассную работу. Для формирования экологической культуры используются различные методы и приемы, это позволяет ученику выбрать  ту деятельность, в которой он может себя реализовать и получить от своей деятельности удовольствие. Так учащиеся пограничного класса защищали свои работы на конференциях разного уровня: «Выживет ли Амурская Швейцария?» «Собаки на службе у человека», «Экологические проблемы Бурейской ГЭС», «Загрязнение пограничных рек», «Вегетативная нервная система и здоровье учащихся». Физико-математического класса: «Таксономическая характеристика школьного дендрария», «Ядовитые растения», «Очистка рек» и т.д. Учащиеся 9 А и 9 Г  участники  городских, областных фотоконкурсов., акций. Учащиеся 8 А класса активные участники внеклассных мероприятий. Пережив заслуженное чувство радости от победы, от узнавания нового, школьник желает повторить и упрочить его. Он начинает самостоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, так как это придает уверенность в собственных силах. Благодаря радости познания, учащиеся становиться субъектом учебной деятельности, носителем активного, преобразующего начала.

Понятно, что вся деятельность ученика контролируется и направляется учителем, который формирует определенный опыт, осуществляет поиск к проблеме, прогнозирует последствия, проводит анализ результатов, поиск новых подходов. Таким образом учитель сам оказывается вовлечен в ситуацию исследования. В результате такой работы возникает необходимость новых программ, методик, разработок мероприятий на экологическую тему с которыми учитель может участвовать в профессиональных конкурсах разного уровня. Экологическое воспитание предполагает интеграцию в работе учителей разных предметов. Например, в мероприятии «Вдохновение» участвовали учителя: МХК (мировая художественная культура), физики, географии, биологии, информатики. Конкурсы буклетов, выпуск школьных газет, брошюр предусматривают совместную работу ученика и учителей биологии, информатики. Экологическое просвещение молодежи – слишком серьезное дело, что бы подходить к нему формально. Следует помнить, что основная форма организации экологического образования в школах России – это смешанная модель. При такой форме без дополнительного экологического просвещения ни как не обойтись, а значит, учитель будет находиться в постоянном поиске идей. И перед ним открыты большие возможности самореализации.

     

           

   

                                 

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о школьном конкурсе для учеников второй ступени образования (5-8 класс).Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 г. Фокино Приморского края

Положение о конкурсе исследовательских работ расчитано на учащихся 5-8 классов, содержит цели и задачи, условия проведения конкурса, критерии оценки исследовательской работы и другие кретерии. Конкурс...

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Образование должно приносить радость познания,радость общения. Любой ребенок-личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес в учению. Воспитание познавател...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Успешный учитель - успешный ученик" (№11-12, 2022)

В статье рассказывается об истории становления и развития средней школы №35 г.Улан-Удэ в связи с 60-летием со Дня основания. Представлены интересные факты и примеры педагогического мастерства учителей...

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...