Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке.
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме

Умеренкова Марина Николаевна

Конспект урока с презентацией для 8 класса. Материал разработан к УМК Д.И. Трайтака, к учебнику Рохлова, Трофимова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glaz_i_zrenie._formirovanie_izobrazheniya_na_setchatke.rar2.4 МБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке.»

Цели:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся представление о строении глаза и его  функции как периферического звена зрительной сенсорной системы., выяснить роль оптической системы глаза и  сетчатки в формировании изображения;

Формировать навыки работы с учебником, инструктивными карточками, моделями органов человека.

  1. Развивающая: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, коммуникативность.
  2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение  к собственному организму, понимание уникальности своего организма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование   и материалы: таблица «Зрительный анализатор», учебник для  8  класса/ В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов/, тетрадь с печатной основой, раздаточный материал (тесты, рисунок строения глаза),клей, мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация. 

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу.
  2. Переход к изучению новой темы.

(На фоне слайда1)

Сейчас происходит одно из величайших чудес жизни, на экране мелькают изображения, и в это время в абсолютной темноте вашего мозга возникают яркие, живые, близкие и далёкие, красивые, приятные образы, потому что вы видите. Всё, что вы имеете в вашей жизни, приобрело ценность и смысл благодаря вашим глазам. Ведь вы узнали родителей, ваших друзей, ваш дом, словом, всё многообразие жизни, благодаря им. Без глаз вы никогда бы не познали внешний мир в полной мере. Если бы у вас не было глаз вы никогда бы не узнали, что такое цвет, форма, осенний пейзаж или лицо человека, потому что вы не смогли бы представить себе то, чего никогда не видели.

 Но у вас есть глаза, и благодаря им вы видите окружающий мир, не прилагая при этом никаких усилий. Но задумывались ли вы когда-нибудь, какое это чудо- видеть мир?

Сегодня на уроке мы попробуем приоткрыть завесу этой тайны.

(слайд 2,3) – тема и задачи урока.

Тема: «Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке.»

III        изучение нового материала.

Человек воспринимает цвета окружающего мира с помощью глаза.

  1. Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.( слайд 4)
  1. Глаз

Глазное яблоко                                                           вспомогательный аппарат

Вначале давайте познакомимся со строением и функцией глазного яблока.

В этом нам поможет фильм.  При просмотре фильма обратите внимание на(слайд5)

1.структуры глазного яблока, их названия

2. на количество и название оболочек глазного яблока

  1. Просмотр учебного фильма «Строение глаза» (Слайд6)
  2. Откроем учебник на стр.87 рис 35. На нем изображено схематичное строение глаза.

 1.Найдите оболочки глаза. Как они называются?  Предположите, какие функции выполняют?

2. Найдите внутреннее ядро глаза( хрусталик,  стекловидное тело, переднюю и заднюю камеры глаза.)

  1. Рассказ учителя по таблице.

                Глазное яблоко покрыто белочной оболочкой (соединительнотканной), которая защищает глаз от механических и химических повреждений. В передней части глаза белочная оболочка прозрачная и называется роговицей. Она свободно пропускает световые лучи.

        Средняя оболочка – сосудистая (соединительнотканная) – пронизана густой сетью кровеносных сосудов, снабжающих глазное яблоко кровью. Внутренняя поверхность сосудистой оболочки содержит черный пигмент, который поглощает световые лучи. Передняя часть сосудистой оболочки – радужка – ее цвет определяется количеством и распределением пигмента. В центре радужной оболочки находится отверстие – зрачок. Он регулирует поступление внутрь глаза лучей света. При ярком свете зрачок рефлекторно сужается, а при слабом освещении расширяется.

За зрачком расположен хрусталик – двояковыпуклая линза, окруженная ресничной мышцей. Всю внутреннюю часть глазного яблока заполняет стекловидное тело – прозрачное студенистое вещество, которое поддерживает  внутриглазное давление.

            Световые лучи, преломляясь в роговице,  хрусталике, стекловидном теле, фокусируются на внутренней оболочке глазного яблока – сетчатке.

  1. Строение  и функции сетчатки

Самая важная часть глаза- это сетчатка, так как именно здесь начинается зрительное восприятие. Как же она устроена? (слайд7)

  1. В сетчатке расположены рецепторы глаза – палочки и колбочки, многочисленные нейроны и их отростки составляют густую сеть, которой сетчатка обязана своим названием. Палочки воспринимают форму предмета при слабом освещении, колбочки отвечают за цветное зрение. В сетчатке происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг в зрительную зону коры больших полушарий. В этой зоне происходит различение раздражений – формы предмета, окраски, величины и т. д. Четкость восприятия окружающего мира осуществляется рефлекторно, независимо от сознания, путем изменения кривизны хрусталика. На сетчатке можно выделить  два пятна : 1)желтое- через него проходит зрительная ось ,здесь сосредоточены только колбочки. Это место наилучшего видения.

2) слепое- место выхода зрительного нерва, здесь отсутствуют фоторецепторы.

  1. У вас на партах имеются модели глаза, они нам понадобятся для выполнения практической работы.

 Выполнение Практической  работы «Строение глаза» (по инструктивной карточке) (слайд8)

             Оформление практической работы в тетради.

  1. итак, что же мы выяснили ?

Схема «Строение глаза» (слайд9)

                                                Глаз

Глазное яблоко                                                                 вспомогательный аппарат

Оболочки                                        внутреннее ядро

Склера  сосудистая  сетчатка        хрусталик    стекловидное тело

                                                                            Камеры глаза

                           Передняя                  задняя

4.Роговица, передняя и задняя камеры, зрачок, хрусталик, стекловидное тело образуют оптическую систему глаза, через которую проходит свет, прежде чем попадает на сетчатку. (работа с Таблицей)

Это система линз так преломляет свет, что на сетчатке получается уменьшенное и перевернутое изображение.(слайд10) Зрачок регулирует количество света, поступающего на сетчатку. При ярком свете зрачок сужается, а при слабой освещенности – расширяется. Расширение наблюдается при эмоциональных и ориентировочных реакциях. Хрусталик преломляет световые лучи и фокусирует их на сетчатке. При расслаблении ресничной мышцы хрусталик становится плоским(слайд11) , при сокращении- выпуклым. Это необходимо для «дальнего» и « ближнего» видения. Способность глаза видеть на различном расстоянии обусловлена изменением формы хрусталика и называется аккомодацией. 

 Давайте выясним предел аккомодации.

        Самонаблюдение « Аккомодация»

Цель: пронаблюдать работу хрусталика при различном удалении предмета от глаза, выявить расстояние наилучшего зрения.

Ход работы: расположите ладонь на расстоянии 25 см от глаз. Рассмотрите линии ладони. Медленно приближайте ладонь к носу. Что происходит с изображением? Каково расстояние наилучшего зрения?

Выводы: изображение становится нечетким, размытым. Расстояние наилучшего зрения 20 – 25 см от глаз, таким оно должно быть при чтении. Существует предел аккомодации – 12 см – максимальное сжатие хрусталика.

  1. Что такое аккомодация?

Аккомодация- способность глаза видеть на различном расстоянии благодаря изменению формы хрусталика.

   5.Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных образований, слезного и двигательного аппарата. (Слайд12)

Таким образом , глаз представляет собой сложную систему.

                                                   

                                                        Глаз

Глазное яблоко                                                                 вспомогательный аппарат

Оболочки                                        внутреннее ядро                 защитные образования             слезный

                                                                                                                                                                       аппарат                            

Склера  сосудистая  сетчатка                                     хрусталик                                       двигательный аппарат

                                                 стекловидное тело

                                                                            Камеры глаза

                          Передняя                  задняя

Вот эта четкая, сложная, но хрупкая  система как никакая нуждается в защите. Эту роль выполняет вспомогательный аппарат глаза.  Он представлен защитными образованиями(брови, веки, ресницы) (слайд12), слёзным аппаратом(слезные железы, слезные каналы)(слайд12) и двигательным аппаратом( 3 пары глазодвигательных мышц, обеспечивающих произвольные движения глаз)(слайд12)    Защитные механизмы срабатывают благодаря безусловным рефлексам  морганию и слезоотделению.

  1. Просмотр фрагмента «Моргание . слезы» ( слайд13)
  2. Защитные механизмы глаза играют огромную роль, давайте ещё раз  о них вспомним.

Откройте рабочую тетрадь на стр 45.(Выполнение №4 тетрадь стр45)

  1. Вывод по уроку

 Глаз представляет собой сложную оптическую систему, работа которой зависит  от слаженного взаимодействия всех его структур. Глаз обеспечивает восприятие человеком окружающей действительности.

  1. Закрепление .

Выполнение тестового задания ( слайд14)

Из перечня I-X выберите соответствующие свойства каждой части глаза из перечня 1-10.

  1. хрусталик

I.Защита от пота, пыли и яркого света

  1. сетчатка

II.Сокращаясь, регулируют кривизну хрусталика

  1. ресничные мышцы

III.Проводит возбуждение в мозг

  1. зрачок

IV.Преломляет световые лучи

  1. стекловидное тело

V.Меняет свою форму (кривизну)

  1. зрительный нерв

VI.Состоит из светочувствительных клеток колбочек и палочек

  1. белочная оболочка и роговица

VII.Защитная оболочка глаза

  1. радужка

VIII.Отверстие в радужке

  1. сосудистая оболочка

IX.Окрашенная часть сосудистой оболочки

  1. защитные образования глаза

X.Питающий слой глазного яблока

  1. Домашнее задание (слайд15)

§18, №5стр45(тетрадь)

(Слайд16)  Посредством глаза , а не глазом смотреть на мир умеет разум (в свое время подметил английский поэт  Уильям Блейк)

Об этом мы поговорим на следующем уроке, и это уже будет другая история…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока. Глаз и зрение. Фотоаппарат.

Разработка урокана тему "Глаз и зрение. Фотоаппарат". УМК Перышкин А. В....

Глаз. Особенности зрения человека

Интегрированный урок по физике, биологии и экологии  "Глаз. Особенности зрения человека" рекомендуется проводить в 11 классе. Данный урок может проводить как  учитель физики самостоятельно, ...

урок по теме "Глаз и зрение"

Конспект урока  по теме "Глаз и зрение " и презентация к нему...

Интегрированный урок "Глаз и зрение. Оптическая система глаза"

Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы....

Презентация "Глаз и зрение. Дефекты зрения" (по физике для 8 класса)

В коррекционной школе VII вида обучающиеся привлекаются к самостоятельной работе на компьютере (подготовка реферата, создание презентации по изучаемой теме, построение графиков в графическом редакторе...

Глаз и зрение. Дефекты зрения.

проектаная работа...

Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы ( ФФНР, альтернативное сходящееся косоглазие, дальнозоркость обоих глаз, острота зрения OD/OS=0.4/0.6, окклюзия на левом глазу) на тему: «Дифференциация звуков «Л» и «Р».

У ребенка-инвалида сходящееся косоглазие, поэтому весь картинный материал предъявляем ребенку на фланелеграфе или на подставке.Предметные картинки наклеены на цветной картон, силуэты картинок ра...