урок по теме "Глаз и зрение"
презентация к уроку физики (8 класс) по теме

Романова Светлана Юрьевна

Конспект урока  по теме "Глаз и зрение " и презентация к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt__uroka_po_fizike_v_9_klasse.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока  физики

Тема: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала

Цели урока: 

Образовательные:

  1. познакомить с особенностями строения глаза, нарушениями зрения и способами их устранения;
  2. активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении и самопознании своего организма;
  3. отработать приемы отдыха для глаз (снятие напряжения )

Развивающие:

  1. расширять кругозор учащихся;
  2. развивать самостоятельность;
  3. формировать познавательный интерес к предмету путем межпредметных связей ;

Воспитательные:

  1. воспитывать умение слушать, уважать чужой труд.

Оборудование: модель глаза, компьютер, проектор, раздаточный материал, свеча, линейки, фрукт.

Методы: ИКТ, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые, самостоятельная работа.

Литература:

  1. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.В.Громов, Н.А.Родина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В.Громова и А.В.Перышкина 9 класс. М.: «ВАКО№, 2004
  3. Электив 9:Физика, Химия. Биология: Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно-ориентированных):Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе:В 2-х книгах.Кн.1/Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. – М.: «5 за знания»
  4. В.В.Шаронов Свет и цвет. Государственное издательство физико-математической литературы. Москва 1961г
  5. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Москва.РОСМЭН.2007
  6. А.Грин Новеллы. Алые паруса. Московский рабочий 1964
  7. http://www.basik/ru/stereo pictures/
  8. http://www.brainden.com/golovolomki/eye-illusions.htm
  9. http://www.fotki.yandex.ru/users/busaroff/view/4747/?page

10. http://www.fedpress.ru/images/thumbs/id126772_w190/jpg

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.                                        0,5-1 мин                        
  2. Подготовка к активному восприятию материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока        2 мин

  1. Информация о домашнем задании.                                0,5 мин        
  2. Изучение нового материала. Практическая апробация.        38,5 мин
  3. Итог урока. Рефлексия                                                 2-3 мин

Ход урока:

I.Организационный этап

Цель этапа: приветствие, установление доброжелательной атмосферы, настрой на продуктивную деятельность.

У. Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. Настроение хорошее? К уроку все готовы? Тогда начинаем работу.

II. Подготовка к основному этапу занятия

Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока

Цель этапа: сообщить тему урока и путем постановки проблемной ситуации подвести учащихся к самостоятельной формулировке целей урока.

 На экране слайд №1.

У.  Ребята, виден ли вам текст на экране, читаем ли он?

(  нет, виден очень плохо…)

На экране слайд №2.

У.  А в таком виде виден текст? Что изменилось?

(лучше видно, читаемо лучше)

На экране слайд №3

У.  А теперь лучше видно?

( да, хорошо)

У.  Итак, тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

 А теперь попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.

(Учащиеся формулируют цели, учитель дополняет)

На экране слайд №4

Цели урока:

  1. Изучить строение глаза;
  2. Рассмотреть понятия близорукость и дальнозоркость;
  3. Изучить особенности зрения;
  4. Познакомиться с приемами отдыха для глаз;

У. Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, запишите задание на дом.

III. Информация о домашнем задании

Цель этапа: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Слайд №5

  1. § 37 – 38 ,
  2.  стр.105 -  Кроссворд (письменно)

IV. Изучение нового материала. Практическая апробация.

Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте учения.

У. Я заранее, просила некоторых учеников оказать мне помощь в проведении сегодняшнего урока.

Итак,    1) Глаз и зрение

У.  Ребята, у вас на столах лежат копии рисунка глаза, на обратной стороне двусторонний скотч, отклейте бумагу и приклейте рисунок себе в тетрадь. Во время выступления уч-ся с объяснением нового материала  и  демонстрацией наглядного пособия вы подписывайте,  как называется каждая составляющая глаза.

Выступление 1-го ученика  сопровождается демонстрацией на макете глаза.

  Слайд №6 .

                                                        1 - склера, роговая оболочка 2 - радужная оболочка

3 - зрачок

4 - хрусталик

5 - мышцы

6 - стекловидное тело

7 - сетчатая оболочка (сетчатка)

У. Хорошо, со строением глаза разобрались. Возникает вопрос,

??? Как получается и воспринимается глазом изображение?

 Слайд №7

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке  действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение предмета.

  Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания, и импульсы передаются в мозг. Мозг обрабатывает полученную информацию, и у человека появляются зрительные ощущения, он видит предметы такими, какие они на самом деле.

  Однако, человеческий мозг не всегда способен справляться с анализом изображения, получающегося на сетчатке. В этом случае возникают зрительные иллюзии – наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле.

Давайте рассмотрим ряд изображений и оценим увиденное. Слайды№8-13

Слайд №8 – Кофейные зерна

Посмотрите внимательно на рисунок по диагонали. Какую особенность вы увидели?

(движение)

Слайд №9 – Дверь

???В какую сторону открыта дверь?

Слайд №10 – 5 портретов

Найдите на рисунке 5 портретов

Слайд №11 – Куб

???Можно ли в жизни построить такой куб?

Слайд №12 – Точки в углах квадратов

???Какого цвета точки в углах квадратов? Сколько их?

Слайд №13 – Движущиеся круги

???Что происходит с кругами?

Теперь давайте попытаемся выяснить, преимущества зрения двумя глазами?!

На экране заголовок слайда №14

  1. Встаньте, разведите руки в стороны до тех пор, пока они будут видны при взгляде вперед.

Угол между руками – угол поля зрения.

Закройте левый глаз, левая рука не видна, поверните левую руку вперед, пока она не станет видна.

Угол между руками – поле зрения правого глаза.

Аналогично, правый глаз закройте.

Вывод:  При видении двумя глазами увеличивается поле зрения.

  1. Закройте левый глаз, посмотрите на демонстрационный стол, на нем лежат линейки. Какая расположена ближе?

Затем посмотрите левым глазом. После посмотрите двумя глазами. В каком случае мы более точно можем определить расположение линеек?

Вывод: При видении двумя глазами мы можем различать какой предмет находится ближе, какой дальше.

  1. Посмотрите на грейпфрут левым глазом, затем правым  и, наконец,  двумя глазами.

Вывод: При видении двумя глазами мы видим предметы объёмными, а не плоскими.

Следует отметить, расстояние лучшего зрения 25 см.

??? Как вы думаете, ребята, зависит ли зрение человека от цвета радужной оболочки?              Слайд №15

Оказывается,  цвет влияет на свойства глаз. У голубоглазых роговица вдвое чувствительнее, чем у кареглазых, и в четыре раза – чем у черноглазых. Серые глаза – самые зоркие: среди спортсменов снайперов их большинство. Кроме того, тот цвет радужки, который человеку дала природа, обеспечивает ему оптимальные условия для зрения. Поэтому вредно долго пользоваться цветными контактными линзами.

Посмотрите друг другу в глаза, у каждого свой цвет.

Слайд №16

                                                                                        Редьярд Киплинг

Серые глаза – рассвет,                          Карие глаза – песок,

Пароходная сирена,                                     Осень, волчья степь, охота,

Дождь, разлука, серый след                        Скачка вся на волосок

За винтом бегущей пены.                        От паденья и полета.

Черные глаза – жара,                                   Нет, я не судья для них,

В море сонных звезд скольженье                   Просто без суждений вздорных

И у борта до утра                                       Я четырежды должник

Поцелуев отраженье.                                   Синих, серых, карих, черных.

Синие глаза – луна,                                Как четыре стороны

Вальса белое молчанье,                        Одного того же света

Ежедневная стена                                Я люблю – в том нет вины –

Неизбежного прощанья.                                     Все четыре этих цвета.

        

                                                                                                                    Перевод К. Симонов

Со строением глаза, цветом глаз и особенностями зрения разобрались.

Теперь давайте разберемся с недостатками зрения.

Прикрепите в тетрадях второй лист с рисунками, во время выступления следующего ученика, вы подписываете изображения в тетрадях.

2) Нормальный глаз. Близорукость. Дальнозоркость.

Выступление 2-го ученика, слайд №17-19.

У. Близорукость и дальнозоркость исправляют применением линз. Какие линзы вы знаете?

( рассеивающие и собирающие)

При близорукости применяют рассеивающие линзы, которые имеют отрицательную оптическую силу.

При дальнозоркости применяют собирающие линзы, с положительной оптической силой.

Слайд №20 Историческая справка.

Слайд №21 Из турецкой сказки про Ходжу

У.  Наверно, настал момент, когда все устали и хочется отдохнуть. Слайд №22

Пальминг

Упражнения, помогающие улучшить зрение и снять усталость глаз

     Д-р Вильям Бейтс (1865-1931) разработал серию упражнений для глаз, улучшающих зрение и помогающих расслабить глаза после зрительной нагрузки. В настоящее время эти упражнения используются по всему миру.

  1. Упражнение №1 – закройте глаза ладонями, при этом локти рук должны опираться на стол. Продолжительность упражнения – 3-5 минут. Повторяйте 2-3 раза в день. Темнота и тепло от ладоней помогают глазам расслабиться.

Звучит тихая музыка, учитель читает текст.

 Представьте, что вы на берегу моря.

Море, то оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки.

Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

А вдали парус…Белый парус…

Открывайте глаза. Отдохнули немного.

  1. Упражнение №2 - Фокусировка. Возьмите в каждую руку по карандашу. Один карандаш держите вертикально в 15 см от глаз, а другой – на расстоянии вытянутой руки. Сфокусируйте взгляд на одном карандаше, моргните и сфокусируйтесь на другом. Выполняйте упражнение два раза в день в течение нескольких минут.

Кстати, способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далеком расстоянии, называют аккомодацией.

  1. Упражнение №3 – встаньте, поставьте ноги на ширину плеч и раскачивайтесь всем телом из стороны в сторону. Глаза при этом должны быть сфокусированы на любом удаленном предмете. Периодические смаргивайте. Повторите 50 раз.

Для выполнения этого упражнения я предлагаю вам смотреть на горящую свечу.

Почему я предложила смотреть на свечу. Да потому, что,  во-первых, пламя свечи успокаивает, во-вторых, даже плохо видящий человек видит хотя бы очертания пламени, тогда как любой другой предмет не видит.

Ученые рекомендуют чаще смотреть на пламя свечи, костра.

Отдохнули. Продолжим.

Слайд №23

Знаете ли вы?

  1. Цвет глаз передается по наследству, но на протяжении жизни меняется: у новорожденных глаза светлые, серо-голубые, а с возрастом приобретают заданный генами цвет, у стариков вновь светлеют, «выцветают».

  1. Человек моргает один - два раза каждые 10 секунд. Каждое моргание длится треть секунды. Это значит, что за 12-часовой день вы тратите на моргание 25 минут. Новорожденные младенцы вообще не моргают и начинают это делать примерно с 6 месяцев.

  1. Человеческий глаз различает до 10 миллионов цветовых оттенков! Однако люди, в отличие от насекомых, не видят ультрафиолетового излучения.

Давайте узнаем, как же видят животные, птицы, насекомые.

Выступление  3 –го ученика сопровождает слайд №24 (Зрение животных: коза, летучая рыба, белый медведь, енот, паук и др.)

В заключение нашего урока я хочу предложить вам стерео картинки, т.е. картинки с объёмными изображениями.

Слайд №25

Учащиеся рассматривают картинки на бумаге.

Слайд №26 – динозавр

Слайд №27 – заяц

Слайд №28 – скрипка

Молодцы, увидели объёмные изображения.

V.   Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения целей урока.

Закрыли тетради, учебники, все на край стола.

Поиграем в игру: нужно обобщить все то, что вы сегодня узнали. Говорим по предложению, начиная со слов:  « Я узнал(а), что тема урока Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость».

Мне понравилось,(не понравилось, причины)…

Молодцы!

Оценки за урок.

Спасибо за работу!

Слайд №29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка к уроку по теме "Орган зрения"

Изучение строения органа зрения, основных функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира. Важности соблюдения правил гигиены зрения....

Открытый урок по теме: Берегите зрение.

Занятие по здоровому образу жизни....

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...

Открытый урок на тему: "Иллюзии зрения. или Всегда ли мы видим то, что мы видим"

Презентация может использоваться в качестве иллюстративного материала для программы дополнительного образования "Архитектура и дизайн"...

Возможности урока физики с точки зрения развития информационных УУД обучающихся (из опыта работы)

Эта работа иллюстрирует, какие типы заданий  можно давать учащимся на различных этапах урока физики, чтобы они работали на развитие у них информационных УУД...

Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода

Новый Стандарт образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.Метапре...

Обобщающий урок "Пища с точки зрения химии"

Обобщающий урок по химии для студентов по профессии "Повар, кондитер"....