Учебно-методическая разработка к уроку по теме "Орган зрения"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Изучение строения органа зрения, основных функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира. Важности соблюдения правил гигиены зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

 «Органы зрения. Зрительный анализатор»

Разработка

 учителя биологии

Николаенко

 Татьяны Ивановны

        

п. Заволжский  2010г.


Место темы:

Курс: «Биология», 8 класс.

Тема 11: «Органы чувств и анализаторы».

Урок: «Орган зрения. Зрительный анализатор».

Преимущества использования ИКТ при изучении данной темы:

  • Позволяет наглядно представлять иллюстративный материал;
  • Дает возможность создавать дополнительный дидактический материал;
  • Способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
  • Повышает мотивацию к обучению за счет мультимедийных средств.

Информационные  объекты, используемые  на  каждом  этапе  урока:

Этап урока

ПК + принтер

ПК + медиапроектор

ПК + ученик

Организационный момент

Проверка и актуализация знаний, повторение изученного материала

карточки с заданиями

Изучение нового материала

Иллюстративный материал, таблицы, модель глаза, схемы

Демонстрация наглядного материала, подготовленных презентаций

Закрепление знаний

Тесты, карточки с заданиями

Решение кроссворда

Итоги  урока

Задание на дом

Поиск материала в Интернете, выполнение презентаций, сообщений, рефератов.

Конспект урока..

Тема

Органы зрения. Зрительный анализатор.

Цели урока

  • Раскрыть содержание понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора; сформировать знания о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира
  • Формировать умения: выделять главное, сравнивать, самостоятельности в обучении
  • Сформулировать и обосновать правила гигиены зрения и первой помощи при травмах глаз, показать личностную значимость изучаемого материала для школьника

Тип урока

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Оборудование

Иллюстративно-демонстрационные таблицы «Зрительный анализатор», «Органы чувств»; разборная модель глаза; видеоматериалы

План

  1. Организационный момент.
  2. Проверка и актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Задание на дом.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Проверка и актуализация  знаний, повторение изученного материала.

1. Решение кроссворда (электронный вариант):

1

3

4

1

2

5

6

7

9

10

Вопросы:

По горизонтали:

  1. Способность видеть.
  1. Система, где рождается ощущение и происходит различение раздражений.
  2. Оптический прибор для коррекции зрения.
  3. Элемент внутреннего уха, выполняющий функцию слуха.
  1. Наружный покров тела, в котором расположены осязательные рецепторы.
  2. Рецептор  сумеречного света.

По вертикали:

  1. Отверстие в радужной оболочке.
  2. Передняя часть сосудистой оболочки.
  3. Орган слуха.
  4. Одно из пяти внешних чувств.

2. Проверка и актуализация знаний (фронтальный опрос).

-У каких животных впервые появляются полушария большого мозга?

(Полушария большого мозга впервые появляются у земноводных, но кора полушарий  большого мозга у них отсутствует.)

-Дайте характеристику полушарий большого мозга человека.

(Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом. Каждое из полушарий образовано серым и белым веществом. Серое вещество образует кору и подкорковые ядра. Белое  вещество образует  проводящие пути, которые связывают  все участки коры и кору с другими отделами нервной системы.)

-Какие доли выделяют в каждом полушарии?

(Лобную, теменную, затылочную, височную.)

-Какие функции выполняют указанные участки коры?

(Затылочная доля – зрительная зона;

височная доля – слуховая и обонятельная зоны;

теменная доля – зона осязания и движения;

лобная доля – речь, поведение и чувства.)

-Одинаковы ли функции, выполняемые правым и левым полушариями?

(Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, абстрактное мышление; правое - образное мышление, музыкальное и художественное творчество.)

3. Повторение  материала о рефлекторном принципе работы нервной системы и рефлексах. (Беседа по таблицам, моделям с использованием схемы рефлекторной дуги.)

Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя:

-о богатстве мира красок, звуков, запахов;

-рецепторы - окончания чувствительных нервов, их количество и разнообразие, их связь с корой;

-понятие «анализатор», его составляющие части : рецептор, проводник и центр коры.

2. Сообщения учащихся о работах И.М.Сеченова и И.П.Павлова.

3. Знакомство учащихся с текстом учебника на с. 72-75, обсуждение прочитанного и увиденного:

-Дайте определение анализатора.

(Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений, то есть выделение, различение среди многих сигналов, поступающих из внешней среды. Например, это – звуковой сигнал, это – световой ,  это – вкусовой, это – запаховый,  а – это тактильный.)

-Из каких частей состоит анализатор?

(Анализатор = рецептор + чувствительный нейрон  зрительного нерва + зрительная зона коры.)

-Рассмотрим как пример зрительный анализатор. Как он устроен?

(Зрительный анализатор = рецепторы глаза + чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры.)

4. Значение зрения. Строение глаза и его частей. Взаимосвязь строения и функций.

Лабораторная работа «Строение глаза».

( Работа с текстом и рисунками учебника, моделями глаза, таблицами.)

5. Работа зрительного анализатора.

(Свет через роговицу, зрачок, хрусталик и стекловидное тело попадает на сетчатку глаза. В рецепторах сетчатки(колбочках и палочках) световые сигналы преобразуются в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры. Здесь собирается  вся информация, расшифровывается, обобщается и создается зрительный образ.)

6. Заключительное слово учителя.

-Свойство хрусталика изменять кривизну и становиться более выпуклым позволяет человеку видеть одинаково хорошо  предметы на близком и далеком расстоянии. Но к сожалению довольно часто наблюдаются дефекты глаз в форме дальнозоркости и близорукости.

Закрепление знаний.

1. Работа в группах по заданиям:

-характеристика дефектов зрения и их профилактика;

-гигиена зрения.

2. Выскажите свое мнение: почему так говорят

- «береги как зеницу ока»;

-«глаза – зеркало души»;

-«очки могут украшать человека».

(Данные высказывания даны в начале урока, написаны на доске как проблема урока.)

3. Работа над рубриками: «Какие утверждения верны?», с. 78, «Выберите правильный ответ», с. 79.

4. Тест ( электронный вариант.)

Итоги  урока.

Оценка знаний учащихся за индивидуальную и групповую работу, формулирование выводов - «Что нового вы сегодня узнали на уроке?».

Задание на дом.

Изучить текст учебника §46, выполнить задания в рабочей тетради 166. Желающим выполнить презентации и рефераты по темам «Глаз и фотокамера», «Цветоощущение», дефекты зрения, правила  гигиены  зрения и их обоснования; достижения современной медицины.


Дополнительный материал.

Таблица «Строение глазного  яблока»

п/п

Элементы

органа зрения

Строение

Функции

1

Фиброзная оболочка

  • задняя непрозрачная часть;
  • белочная оболочка, или склера;
  • передняя прозрачная роговица. Роговица – выпукло-вогнутая  линза
  • защитная;

  • через роговицу свет из вне проникает внутрь глаза

2

Сосудистая оболочка

  • передняя часть радужка, содержащая пигмент;

  • определяет цвет глаз;

  • в центре радужной оболочки находится небольшое отверстие-зрачок;

  • регулирует поступление света в глаз

  • сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов
  • обеспечивает глаз кислородом и питательными веществами, выносит продукты распада

3

Хрусталик

  • двояковыпуклая линза
  • рефлекторно меняя кривизну, обеспечивает четкое изображение на сетчатке

4

Сетчатка

  • состоит из рецепторов двух типов:
  • -палочек;

  • -колбочек

  • рецепторы сумеречного света
  • рецепторы, способные реагировать на цвет

5

Стекловидное тело

Заполняет внутреннюю часть глаза


Правила гигиены зрения

Правила гигиены

Обоснование правил

Необходимо  сохранять правильную позу за партой при чтении и письме. Расстояние между книгой и глазами должно быть 30-35 см.

Предупреждение развития близорукости.

При чтении или письме свет должен падать с левой стороны.

Это обеспечивает наилучшую освещенность и отсутствие теней от руки и головы.

Нельзя читать лежа или в движущемся транспорте.

Расстояние между книгой и  глазами все время меняется. Вследствие этого хрусталик непрерывно меняет свою кривизну. Что вызывает сильное утомление глаза.

При длительном чтении должны быть перерывы через каждые 25-30 минут.

Необходимо смотреть вдаль, профилактика утомления.

Опасные для глаз виды работ необходимо выполнять в очках с простыми стеклами.

Очки ослабляют любой удар и защищают глаза .

Первая помощь при травмах.

Травмы глаз

Первая помощь

Попадание соринок в глаза

Промыть глаза, удалить соринку чистой влажной салфеткой, предварительно вымойте руки.

Ушибы глаз

Приложить к глазу вату или чистую салфетку, смоченные водой.

Тяжелые ранения глаз

Нельзя промывать глаза и пытаться удалять инородное тело. На глаз наложить чистую повязку и отправить пострадавшего в больницу.

Попадание в глаза щелочи, кислоты, ядовитых веществ.

Промыть глаза чистой проточной водой в течение 15-20 минут. Срочно обратиться к врачу.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Учебно-методический материал и конспект урока: Анализ эпизода полифонического романа Ф.М.Достоевского "Разговор Сони и Раскольникова"

Учебно-методический материал (таблицы, где зафиксированы реплики геров, детали поведения и авторские комментарии) позволяет провести комплексный анализ диалогового повествования в романе Ф.М.Достоевск...

Классный час в 8 классе «Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»

Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...

«Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»

Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...