Круговорот веществ в природе
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Назарова Галина Михайловна

Урок с применением ЭОР.

Цель  урока: показать основную функцию биосферы, изучить основные биохимические циклы.

 Задачи:

   Образовательные:

- выявить главную функцию биосферы, рассмотреть основные биохимические циклы;

Развивающие:

- формировать умения и навыки анализа, сравнения; самостоятельной работы с учебником;

 Воспитательные:

-продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучения понятия о живом веществе, его свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon krugovorot_veshchestv_v_prirode.zip2.04 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА
Биосфера, ее структура и функции.


ФИО (полностью)

Назарова Галина Михайловна

Место работы

МКОУ Вишняковская СОШ (Сычевский филиал),  Урюпинского муниципального района Волгоградской области

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Круговорот веществ в природе.

Урок №2

Базовый учебник

Биология. Общие закономерности. Базовый курс. Учебник для 9 класса. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин,  М.: Дрофа, 2002.

  1. Цель  урока: показать основную функцию биосферы, изучить основные биохимические циклы.

9. Задачи:

   Образовательные:

- выявить главную функцию биосферы, рассмотреть основные биохимические циклы;

Развивающие:

- формировать умения и навыки анализа, сравнения; самостоятельной работы с учебником;

 Воспитательные:

-продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучения понятия о живом веществе, его свойствах.

 Предметные результаты:

- иметь представление о влияние деятельности человека на биосферные процессы;

- знать понятия «биогеоценоз», «биохимический цикл», «парниковый эффект»;

-уметь объяснять и иллюстрировать основные биохимические циклы:

10.Тип урока: комбинированный  

11.Формы работы учащихся:   Индивидуальная, фронтальная, практическая, самостоятельная.

12.Необходимое техническое оборудование:   компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 Дидактические средства:      Федеральная коллекция  электронных образовательных ресурсов.

13.Структура и ход  урока


                                            СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организация начала урока

Приветствует учащихся. Настраивает учащихся на учебную деятельность. Визуально проверяет готовность класса к уроку. Формулирует тему и цель урока.

Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Записывают число и тему урока в рабочей тетради.

3











2

Актуализация опорных знаний

 Ресурс 1

«Биосфера как глобальная система»

Проверяет выполнение тестовых заданий «Биосфера как глобальная система»

Выполняют задание индивидуально за компьютером, а один из учащихся у интерактивной доски.

5

3

Изучение нового материала.

 «Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Свойства экосистем. Круговорот веществ и энергии».  







 





«Круговорот воды в природе»

 




















 Ресурс 2

«Круговорот азота в природе»



 Ресурс 3

«Круговорот серы в природе»






    Ресурс 4

«Круговорот фосфора в природе»













   


    Ресурс 5  

«Круговорот углерода в природе»

Учитель дает определение «Биогеохимические циклы». Объясняет принцип круговоротов веществ в природе. Задает вопросы: назовите  примеры биогеоценоза нашей местности; какие биохимические циклы относятся к главным?


Используя   учебник(рис.116) знакомит с общей схемой круговорота воды в природе. Предлагает учащимся зарисовать схему круговорота воды в тетрадь и ответить на вопрос: какова роль воды в биосфере, в жизни живых организмов?



Предлагает учащимся самостоятельно изучить содержание ресурсов №2, №3 и зарисовать схемы круговоротов в тетрадь.







Предлагает прослушать аудиозапись и проанализировать схему круговорота фосфора в природе. Задает вопрос: Почему круговорот фосфора является менее сложным в природе?



Использует  информационный ЭОР

  выполняют лабораторную работу

Слушают объяснение. Записывают определение «Биогеохимические циклы» в тетрадь. Отвечают на вопрос учителя.









Слушают объяснение, зарисовывают схему круговорота воды в тетрадь при помощи учебника и отвечают на вопрос.





                   










Самостоятельно изучают содержание ресурсов №2, №3 и зарисовывают схемы круговоротов азота и серы в природе.













Слушают аудиозапись, анализируют схему круговорота фосфора  в природе, отвечают на вопрос учителя.








 


Под руководством учителя выполняют лабораторную работу.

 








7




















6























5























4


















5

4

Закрепление знаний:


практическая работа

 Ресурс 6

  1. «Биосферный уровень организации живой материи на примере круговорота веществ»



  Организует закрепление полученных знаний путем выполнения практической работы, объясняет правила выполнения работы.


Выполняют практическую работу.

6

6



7


Домашнее  

задание


  Рефлексия 

§ 47, записи в тетради





Организует самооценку  учебной деятельности.





Оценивают деятельность с помощью смайлика

2




2






                Приложение к плану-конспекту урока

«Круговорот веществ в природе.»

 (Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ.

№ ресурса в уроке

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Биосфера как глобальная система

Контрольно-практический.

Тест

http://fcior.edu.ru/card/471/biosfera-kak-globalnaya-ekosistema.html

2

  1. Круговорот азота в природе

Информационный ресурс

Аудиолекция

  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000051d-1000-4ddd-0bb4-020046bc4347/235.swf 

3

  1. Круговорот серы в природе

Информационный ресурс

Аудиолекция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000051c-1000-4ddd-7a8c-440046bc4346/234.swf

4

  1. Круговорот фосфора в природе

Информационный ресурс

Аудиолекция

http://fcior.edu.ru/card/8764/krugovorot-fosfora-v-prirode.html

5

  1. Круговорот углерода в природе

Практический ресурс

Лабораторная

работа

http://fcior.edu.ru/card/2916/krugovorot-ugleroda-v-prirode.html

6

  1. Биосферный уровень организации живой материи на примере круговорота веществ

Практический ресурс

Практическая работа

http://fcior.edu.ru/card/1462/biosfernyy-uroven-organizacii-zhivoy-materii-na-primere-krugovorota-veshestv.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 9 классе на тему: "Круговорот веществ в природе и поток энергии в экосистеме."

Урок биологии в 9 классе по теме: "Круговорот веществ в природе" с использованием электронного приложения УМК "Сферы". при проведении урока используется технология критического мышления. ЗадачиУч...

Зачетная работа по теме "Круговорот веществ в природе". 11 класс

В материале несколько заданий разного уровня. Есть задания в формате ЕГЭ ( часть А , В. С)Есть задания на понимание основных процессой, протекающих в круговоротах....

Круговорот веществ в природе

Данная презентация к уроку по биологии в 11 классе "Круговоров веществ в природе"...

Круговорот веществ в природе

к уроку по биологии в 11 классе "Круговорот веществ  в биосфере"...

Круговорот веществ в природе

К уроку по биологии в 11 классе "Круговорот веществ в биосфере"...

Конспект урока биологии в 10 классе "Круговорот веществ в природе"

Файл содержит коспект урока биологии на тему "Круговорот веществ в природе" по учебнику Пономаревой. Работа на уроке по группам....

«Круговорот веществ в природе».

Бинарный урок биологии и химии в 9 классе....