Главные вкладки

    План-конспект урока (биология, 10 класс) на тему:
    Конспект урока биологии в 10 классе "Круговорот веществ в природе"

    Дарина Александровна

    Файл содержит коспект урока биологии на тему "Круговорот веществ в природе" по учебнику Пономаревой. Работа на уроке по группам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Класс 10                                            Предмет Биология

    Тема урока «Круговорот веществ в природе»

    Цель урока: дать понятие о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы.

    Задачи: 

    образовательная -  расширить знания о круговоротах важнейших биогенных элементов; показать основные этапы поглощения этих элементов, движение их по цепям питания и возвращение в неживую природу;

    развивающая - развивать абстрактно-логическое мышление путем решения проблемной ситуации, создаваемой на уроке;

    воспитательная - развивать культуру общения учащихся в процессе групповой деятельности.

    Тип урока: урок-конференция с групповой формой работы

    Методы: беседа, рассказ, частично-поисковый, работа с текстом и рисунками.

    Оборудование: рисунки и картинки, раздаточные пакеты с заданиями, фломастеры.

    ХОД РАБОТЫ

    1. Организационный момент

    Проверка готовности. Психологический настрой. Ученикам сообщается тема, задачи и план урока.

    2. Изучение нового материала

    Класс делиться на 5 групп. Каждой группе раздается пакет с заданиями. Для подготовки к выполнению дается 10 минут. Во время каждого выступления класс конспектирует схемы круговоротов.

    Задание группы №1

    1. Прочтите текст «Круговорот углерода»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) углерода.
    3. Составьте свою схему круговорота углерода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    Задание группы №2

    1. Прочтите текст «Круговорот кислорода»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) кислорода.
    3. Составьте свою схему круговорота кислорода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    Задание группы №3

    1. Прочтите текст «Круговорот азота»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) азота.
    3. Составьте свою схему круговорота азота, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    Задание группы №4

    1. Прочтите текст «Круговорот фосфора»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) фосфора.
    3. Составьте свою схему круговорота фосфора, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    Задание группы №5

    1. Прочтите текст «Круговорот серы»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) серы.
    3. Составьте свою схему круговорота серы, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    3. Домашнее задание:

    Параграф 11,12, подготовиться к уроку-концерту.

    4. Подведение итогов

    Выставление оценок учащимся за урок. Анализ проделанной работы.



    Предварительный просмотр:

    Круговорот азота.

    Газообразный азот возникает в результате реакции окисления аммиака, образующегося при извержении вулканов и разложении биологических отходов:

    4NH3 + 3O2  2N2 + 6H2O.

    Круговорот азота – один из самых сложных, но одновременно самых идеальных круговоротов. Несмотря на то что азот составляет около 80% атмосферного воздуха, в большинстве случаев он не может быть непосредственно использован растениями, т.к. они не усваивают газообразный азот. Фиксация осуществляется некоторыми свободноживущими бактериями, клубеньковыми бактериями и цианобактериями. Неорганическим путём нитраты образуются и в атмосфере в результате электрических разрядов во время гроз.

    Самые активные потребители азота – бактерии на корневой системе растений семейства бобовых. Каждому виду этих растений присущи свои особые бактерии, которые превращают азот в нитраты. В процессе биологического цикла нитрат-ионы (NO3-) и ионы аммония (NH4+), поглощаемы растениями из почвенной влаги, преобразуются в белки, нуклеиновые кислоты и т.д. Далее образуются отходы в виде погибших организмов, являющихся объектами жизнедеятельности других бактерий и грибов, преобразующих их в аммиак. Так возникает новый цикл круговорота. Существуют организмы, способные превращать аммиак в нитриты, нитраты и в газообразный азот.

    Азот

    (в атмосфере)

    Оксиды азота (в атмосфере)

                                                Молнии

                                                                                                     Денитрифицирующие

                                            Азотфиксирую-                                         бактерии

                                             щие бактерии

                                                                          Сине-зелёные

          Бактерии      Осадки                               водоросли

                                                       

    Аммиак и ионы аммония (в почве и воде)

     

    Животные  белки

    Растительные белки

    Нитраты

    (в почве)

    Деструкторы

                                                                                                            Бактерии

                                                                                                            Бактерии

                                                                                                            Бактерии



    Предварительный просмотр:

    Круговорот кислорода.

    В количественном отношении главной составляющей живой материи является кислород, круговорот которого осложнён его способностью вступать в различные химические реакции, главным образом реакции окисления. В результате возникает множество локальных циклов, происходящих между атмосферой, гидросферой и литосферой.

    Кислород, содержащийся в атмосфере и в поверхностных минералах (осадочные кальциты, железные руды), имеет биогенное происхождение и должно рассматриваться как продукт фотосинтеза. Этот процесс противоположен процессу потребления кислорода при дыхании, который сопровождается разрушением органических молекул, взаимодействием кислорода с водородом (отщеплённым от субстрата) и образованием воды. В некотором отношении круговорот кислорода напоминает обратный круговорот углекислого газа. В основном он происходит между атмосферой и живыми организмами.

    Потребление атмосферного кислорода и его возмещение растениями в процессе фотосинтеза осуществляется довольно быстро.

    Цикл кислорода занимает на Земле около 2000 лет, воды – около 2 млн лет (рис. 6). Это значит, что атомы этих веществ за историю Земли многократно проходили через живое вещество, побывав в телах древних бактерий, водорослей, древовидных папоротников, динозавров и мамонтов.



    Предварительный просмотр:

    Круговорот серы.

    Сера поступает на земную поверхность в результате вулканической деятельности в виде сероводорода, диоксида серы и частиц сульфатных солей, кроме того, воды некоторых источников содержат сероводород. Но основную роль в круговороте серы играют биологические процессы, вызываемые микроорганизмами при разложении растительных и животных остатков. При гниении белков, в составе которых имеются содержащие серу аминокислоты (цистин, цистеин, метионин), и разложении растительных эфирных масел образуется сероводород и немного меркаптана. Сероводород образуется также при восстановлении солей серной, сернистой и серноватистой кислот сульфатвосстанавливающими (десульфофицирующими) бактериями.

    Сероводород сам по себе не усваивается растениями, а следовательно, и животными, напротив, он ядовит для них. Особая группа серобактерий окисляет сероводород. В результате этого окисления образуются сернокислые соли. Сернокислые соли хорошо усваиваются растениями. В растениях сера этих солей вновь идет на синтез соединений, содержащих серу.

    Таким образом, в круговороте серы принимают участие, с одной стороны, аммонифицирующие бактерии (в круговороте азота) и сульфатредуцирующие бактерии, освобождающие сероводород из соединений, и, с другой стороны, серобактерии, окисляющие сероводород. Все они автотрофы. Образующуюся серу они откладывают внутри клетки. В природных условиях они находятся только там, где постоянно образуется сероводород и имеется свободный доступ кислорода. Наряду с бактериями, окисляющими сероводород до серной кислоты, существуют бактерии, восстанавливающие соли серной кислоты до сероводорода, - десульфурирующие бактерии.

    Восстановительные процессы, вызываемые серобактериями, могут достигать в природе огромных размеров.

    Около одной трети соединений серы и 99% диоксида серы – антропогенного происхождения. В атмосфере протекают реакции, приводящие к кислотным осадкам:

    2SO2 + O2  2SO3 ,                  SO3 + H2O  H2SO4 .



    Предварительный просмотр:

    Круговорот углерода.

    Самый интенсивный биогеохимический цикл – круговорот углерода. В природе углерод существует в двух основных формах – в карбонатах (известняках) и углекислом газе. Содержание последнего в 50 раз больше, чем в атмосфере. Углерод участвует в образовании углеводов, жиров, белков и нуклеиновых кислот.

    Основная масса аккумулирована в карбонатах на дне океана (1016 т), в кристаллических породах (1016 т), каменном угле и нефти (1016 т) и участвует в большом цикле круговорота.

    Основное звено большого круговорота углерода – взаимосвязь процессов фотосинтеза и аэробного дыхания (рис. 1).

    Другое звено большого цикла круговорота углерода представляет собой анаэробное дыхание (без доступа кислорода); различные виды анаэробных бактерий преобразуют органические соединения в метан и другие вещества (например, в болотных экосистемах, на свалках отходов).

    В малом цикле круговорота участвует углерод, содержащийся в растительных тканях (около 1011 т) и тканях животных (около 109 т).

    Источником углерода для фотосинтеза служит углекислый газ (диоксид углерода), находящийся в атмосфере или растворенный в воде. Углерод, связанный в горных породах, вовлекается в круговорот значительно медленнее. В составе синтезированных растением органических веществ углерод поступает, затем в цепи питания через живые или мертвые ткани растений и возвращается в атмосферу снова в форме углекислого газа в результате дыхания, брожения или сгорания топлива (древесины, нефти, угля и т.п.). Продолжительность цикла углерода равна трем-четырем столетиям. Часть углерода    накапливается в биогенных веществах – осадочных породах, каменном угле, нефти.

                                                                     Растворяется

                                                                        в дождевой

                                                                          воде

                                                       

     

    СО2 (в атмосфере)

    Осадки  (разрушают горные породы)

    Растения, животные (дыхание).

    Растения (фотосинтез)

    СО2 (при сжигании ископаемого топлива и леса)

    Вулканы.

    Морские организмы (умирают и опускаются на дно)

    Растворённый углерод (выносится в океан)

    Осадочные карбонатные породы (перемещаются вглубь земной коры)

    Образование ископаемого топлива (при разложении растений и животных)

    Уголь

    Газ

    Нефть

    Морские организмы (образуют карбонатные осадочные породы)



    Предварительный просмотр:

    Круговорот фосфора.

    Фосфор – один из основных компонентов (главным образом в виде  и ) живого вещества и входит в состав нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), клеточных мембран, аденозинтрифосфата (АТФ) и аденозиндифосфата (АДФ), жиров, костей и зубов. Круговорот фосфора, как и других биогенных элементов, совершается по большому и малому циклам.

    Запасы фосфора, доступные живым существам, полностью сосредоточены в литосфере. Основные источники неорганического фосфора – изверженные или осадочные породы. В земной коре содержание фосфора не превышает 1%, что лимитирует продуктивность экосистем. Из пород земной коры неорганический фосфор вовлекается в циркуляцию континентальными водами. Он поглощается растениями, которые при его участии синтезируют различные органические соединения и таким образом включаются в трофические цепи. Затем органические фосфаты вместе с трупами, отходами и выделениями живых существ возвращаются в землю, где снова подвергаются воздействию микроорганизмов и превращаются в минеральные формы, употребляемые зелёными растениями.

    В экосистеме океана фосфор приносится текучими водами, что способствует развитию фитопланктона и живых организмов.

    В наземных системах круговорот фосфора проходит в оптимальных естественных условиях с минимумом потерь. В океане дело обстоит иначе. Это связано с постоянным оседанием (седиментацией) органических веществ. Осевший на небольшой глубине органический фосфор возвращается в круговорот. Фосфаты, отложенные на больших морских глубинах не участвуют в малом круговороте. Однако тектонические движения способствуют подъёму осадочных пород к поверхности.

    Таким образом фосфор медленно перемещается из фосфатных месторождений на суше и мелководных океанических осадков к живым организмам и обратно.



    Предварительный просмотр:

    Задание группы №1

    1. Прочтите текст «Круговорот углерода»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) углерода.
    3. Составьте свою схему круговорота углерода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    Задание группы №2

    1. Прочтите текст «Круговорот кислорода»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) кислорода.
    3. Составьте свою схему круговорота кислорода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    Задание группы №3

    1. Прочтите текст «Круговорот азота»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) азота.
    3. Составьте свою схему круговорота азота, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    Задание группы №4

    1. Прочтите текст «Круговорот фосфора»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) фосфора.
    3. Составьте свою схему круговорота фосфора, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    Задание группы №5

    1. Прочтите текст «Круговорот серы»
    2. Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) серы.
    3. Составьте свою схему круговорота серы, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
    4. Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

    Целью урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...

    План-конспект урока биологии в 10 классе

    План-конспект урока биологии в 10 классе по теме "Популяция как форма существования вида и как генетическая единица"....

    Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

    Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

    Конспект урока биологии в 10 классе на тему "Закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание".

    Данный конспект урока содержит материал о закономерностях наследственности и дигибридном скрещивании.  В текст включены задачи на дигибридное скрещивание разной степени сложности. Учителям биолог...

    Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

    Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

    Конспект урока биологии в 10 классе по теме "Генетика пола".

    Разработка урока по теме "Генетика пола" включает в себя конспект урока и приложения: раздаточный материал, итоговый тест , презентацию к уроку....