Олимпиадные задания 9 класс, 2010-2011
олимпиадные задания по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания для 9 класса
Задание А.Выберите один ответ их четырёх предложенных
- Дыхательный центр у человека расположен в
а) продолговатом мозге
б) промежуточном мозге
в) коре больших полушарий
г) среднем мозге
- Для свертывания крови необходимы помимо прочего
а) ионы железа
б) ионы натрия
в) аскорбиновая кислота
г) ионы кальция
3.В обмене углеводов в организме не участвует
а) адреналин
б) инсулин
в) глюкагон
г) гастрин
4.Большинство животных пустыни могут обходиться без воды. Источником влаги для грызунов, пресмыкающихся, некоторых крупных млекопитающих (например, верблюдов) может служить
а) химические реакции в клетках, происходящие с белками
б) преобразование углеводов
в) окисление жира
г) снижение уровня обмена веществ
5.В составе белков человеческого организма встречается различных аминокислот
а) 20
6) 22
в) больше 20, но меньше 64
г) 64
6.Вирус СПИДа поражает
а) Т-лимфоциты
б) В - лимфоциты
в) антигены
г) все виды лимфоцитов
7.У человека не встречается фермент
а) ДНК - полимераза
б) гексокиназа
в) хитиназа
г) АТФ - синтетаза
8. При голоде или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке
а) жиры - белки - углеводы
б) жиры - углеводы - белки
в) углеводы - жиры - белки
г) белки - углеводы – жиры
9.Организм человека согревается в основном за счет
а) метаболизма
б) мышечной дрожи
в) потоотделения
г) теплой одежды
10.Максимальная скорость распространения нервного импульса
а) 30 м/сек
б) 60 м/сек
в) 120 м/сек
г) 240 м/сек
Задание Б.Выберите правильные суждения
1.У жуков, живущих в воде, развито жаберное дыхание.
2. Водорослями называются любые растения, обитающие в воде.
3.Вышедшие из куколок насекомые растут и по мере роста линяют.
4. У бактерий есть рибосомы.
5.Желчь не содержит пищеварительных ферментов, а служит для эмульгирования жиров.
6.У земноводных продуктом выделения является мочевина.
7. В состав центральной нервной системы входят головной мозг и нервы.
8. Гемоглобин - это белок, который приносит кислород ко всем органам и тканям, а гемоцианин - белок, который выводит из организма углекислый газ.
9.С поглощением энергии происходит ферментативное расщепление питательных веществ
10.Наибольшее количество АТФ содержится в поперечнополосатых мышцах.
11.При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород
12. Для грибов характерно гетеротрофное питание
13. У мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных
14. В клетках бактерий двойной набор хромосом.
15.Белки состоят из аминокислот.
Задание В.
- Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
1. Компонент клеточной стенки грибов 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов | А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин |
Задание Г. Ответьте на вопросы
1.К какой ткани относятся клетки, изображённые на рисунке? 2.Как называются эти клетки? 3.Назовите органы, состоящие преимущественно из этой ткани. 4.Назовите свойства этой ткани. 5.Какие функции выполняют эти клетки?
6.Какую роль играют эти клетки в сердце, спинном мозге, глазу?
Задание Д.
Большинство водорослей зеленого цвета, однако, глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.
Задание Е
Переведите на греческий язык:
1.Струна
2.Совместная жизнь
3.Сам питаюсь
Переведите на латынь:
4.Восстановление
5.Окраска
6.Площадь, пространство.
Задание Ж
Исключить лишнее. Объяснить почему.
1.Адреналин – тироксин – инсулин – тирозин.
2.Зрение – боль – обоняние – слух.
3.Желудочный сок – слюна – кишечный сок – желчь.
Пояснения к выполнению заданий.
Учащиеся общеобразовательных учреждений базового уровня выполняют задания А, Б, В,Г, Д .
В задании Г 6 вопрос выполняется только учащимися профильных классов.
Учащиеся учреждений повышенного уровня обучения выполняют задания А, Б. В, Г, Д, Е, Ж.
Ключи к проверке заданий.
Задание А.
- а
- г
- г
- в
- а
- а
- в
- в
- а
- в
Задание Б.
Правильные ответы: 4.5,6,10,12,15
Задание В.
1.Д 2.В 3.Г 4.А 5.Б.
Задание Г.
Предполагаемый ответ.
1.Нервная ткань. 2.Нервныеклетки, нейроны, нейроциты. 3. Преимущественно из нейронов состоят клетки головного и спинного мозга. Также преимущественно из нейронов состоят нервные узлы. 4.Свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость.
5.Функции нервных клеток: восприятие внешних раздражений (рецепторная функция), переработка информации, передача на другие нейроны или различные рабочие органы. Т.Е. нейроны обеспечивают согласованную работу организма.
6. Сердце иннервируют блуждающие и симпатические нервы. Внутри сердца расположены внутрисердечные ганглии, содержащие нервные клетки, передающие импульсы из подходящих к ним волокон блуждающего нерва на миокард и венечные сосуды. В ганглиях сердца имеются и чувствительные (афферентные) нервные клетки, воспринимающие изменения в самом сердце.
Спинной мозг состоит из нервных клеток, которые осуществляют рефлекторную проводниковую функцию. Нервные центры простых рефлексов ( сухожильных) находятся в спинном мозге. Также волокна нервных клеток осуществляют проводниковую функцию, связывая отдельные сегменты спинного мозга между собой, а также с головным мозгом.
Глаз - это периферический отдел зрительного анализатора, содержит фоторецепторы, воспринимающие световые сигналы и преобразующие её в нервные импульсы. В глазу берёт своё начало зрительный нерв, передающий сигнал в головной мозг. Также в глазу имеются нервные окончания, регулирующие изменения кривизны хрусталика, величину зрачка. Также нервные клетки участвуют в осуществлении движения самого глаза, век.
Задание Д.
Красный цвет водорослей зависит от особых пигментов, которые встречаются у глубоководных водорослей. Они помогают хлорофиллу, который тоже есть у этих водорослей, осуществлять процесс фотосинтеза. С глубиной толща воды рассеивает свет, и лучи красного цвета не проникают на глубину ниже 250 метров. На глубину проникают только лучи сине-фиолетовой части спектра, которые и улавливаются пигментами красного цвета. Они помогают хлорофиллу осуществлять процесс фотосинтеза.
Задание Е.
1.Хорда. 2.Симбиоз. 3.Автотроф 4. Регенерация 5.Пигментация. 6. Ареал
Задание Ж..
1.Лишнее-тирозин. Остальное гормоны.
2.Боль. Для остальных ощущений имеются специализированные органы чувств.
3.Желчь. Остальные соки содержат пищеварительные ферменты.
Критерии оценки:
Выполнения работы в объёме 91-100% - I место
Выполнения работы в объёме 85-90% II место
Выполнения работы в объёме 75-84% - III место
Выполнения работы в объёме 70- 74% - лауреат.
Максимальное количество баллов следует отвести для оценивания заданий Г и Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ....
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ....
Олимпиадные задания 2010-2011 у.г.
Представлен материал муниципальной олимпиады по математике...
Анализ олимпиадных работ по истории и обществознанию за 2010 – 2011 учебный год
Анализ олимпиадных работ по истории и обществознанию за 2010 – 2011 учебный год...
Презентация для родителей "Фотокопилка 7 класса 2010-2011 гг"
Презентация для родителей "Фотокопилка 7 класса 2010-2011 гг"...
Олимпиадные задания 10 класс, 2010-2011
городской тур...
Олимпиадные задания 11 класс, 2010-2011
городской тур...