органы полости тела рыб. урок. биология 7 класс.
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме

Булышева Ольга Владиславна

"Органы полости тела рыб". Комбинированный урок, с использованием  проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_polosti_ryb.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Органы полости тела рыб.

Дидактическая цель: создать условия для осознания блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Цели по содержанию:

  образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания.

развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы « знаю, хочу знать, узнал. Через создание проблемной ситуации и её решение, развивать у учащихся сенсорное восприятие, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы, повышая тем самым познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения.

воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, умения работать в группе, чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за себя и группу, радоваться успехам других, умения подать себя.

Методы обучения:

  Организация и осуществление УВП:

словесный,  репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа в группах.

Стимулирование и мотивация учения:

Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха, предъявление учебных требований, поощрение и порицание.

 Контроль: Заполнение «немых» схем, ответы на вопросы.

 Каналы общения:

      Ученик – учитель.

Класс – учитель.

Класс – ученик

Ученик  - ученик.

    Средства обучения:

Никишов . Биология. 7 кл.  : Учеб. для общеобраз. учеб. завед.- М.: Дрофа, 1999.

Быховский. Биология. 7-8кл. Учеб. для общеобраз. учеб. Завед.- М.: Просвещение 2000.

Мамонтов  Биология. Учебн. Пособие для школьников и абитуриентов- М

Трайтак Д.И. Биология. Справочные материалы. Учебн. Пособие для уч- ся. – М.:   Просвещение, 1983.

Психологический аспект урока.

Восприятие, осмысление, запоминание, применение.

Класс разбит на группы.

                                                           Ход урока.

1.Оргмомент.

     2.Актуализация, целеполагание, мотивация.

   Сообщение темы урока. Учитель предлагает вспомнить ученикам и назвать то, что им известно о       рыбах.. На основе ответов учащихся заполнить таблицу на доске и в тетрадях первую и вторую графу. Третью графу заполнить в конце урока.:

      Знаю

Хочу знать

Узнал

3.Изучение нового материала.

     А) Создание проблемной ситуации. (Учитель зачитывает познавательные задачи.  )

1. У А. Беляева писателя-фантаста есть научно-фантастический роман «Человек-амфибия». Он рассказывает о человеке по имени Ихтиандр, который имел кроме лёгких ещё и жабры и мог находиться долгое время под водой. Маленького умирающего новорождённого ребёнка принесли к доктору Сальваторе. Чтобы спасти жизнь ребёнку, доктор пересадил ему жабры молодой акулы.

Можно ли на самом деле создать Ихтиандра?

Мог ли он дышать при помощи жабр под водой?

2. Спорят два мальчика-рыболова. Один утверждает, что все рыбы имеют желудок, второй, что не все.

Кто из них прав и почему?

3. Рыбы гальян и вьюн - настоящие живые барометры.

Как рыбам удаётся предсказать погоду?

Б) Задание для класса.

Прочитать текст параграфа 41учебника.

В) Задания для групп.

1 группа.

 Ответить на вопросы.

Пищеварительная система.

     Прочитать текст учебника и воспользоваться пособием

Мамонтова А. Д. «Биология».

Ответить на вопросы.

1.Что является пищей для рыб? На какие группы по способу питания можно разделить всех рыб?

2. Какие пищеварительные железы принимают участие в переваривании пищи?

3. Найти на схеме рисунка органы пищеварения и запомнить их.

4. В какие вещества превращается съеденная рыбой пища?

5. Сравните строение пищеварительной системы майского жука и рыбы, сделать вывод.

Сравниваемые органы

Майский жук

Речной окунь

Рот

Челюсти

Зубы

Язык

Глотка

Пищевод

Желудок

Тонкий кишечник

Средняя кишка

Задняя кишка

Анальное отверстие

Печень

Поджелудочная железа

   2 группа.

                           Дыхательная система.

Прочитать текст учебников.

Ответить на вопросы.

1. Какой газ рыбы поглощают при дыхании, какой выделяют?                                                                              

 2.Откуда берёт рыба кислород для дыхания?

3. Где больше содержится кислорода в воде или воздухе?

4. Опишите процесс дыхания?

5. Найти на схеме рисунка органы дыхания и запомнить их

6. У окуня на жаберных дугах располагаются с одной стороны ярко-красные жаберные лепестки  с другой стороны беловатые жаберные тычинки.

Что можно сказать о функциях жаберных лепестков исходя из их цвета?

 7. Какие живые организмы поглощают углекислый газ в

воде и выделяют кислород?

8. Сравнить дыхательные системы майского жука и речного окуня и сделать вывод.

Представители

Органы дыхания

Какой газ используется при дыхании и в чем он содержится?

Майский жук

Речной окунь

Была зима - такая, что с ветвей

Комочком падал воробей.

Закованные в ледяные глыбы

В речных глубинах задыхались рыбы.

О каком явлении идёт речь в стихотворении и как его можно устранить?

3 группа.

      Кровеносная система

Прочитать текст учебников.

Ответить на вопросы.

1.Какие органы образуют кровеносную систему рыб?

2. Найти на схеме рисунка органы дыхания и запомнить их

         3.Сколько камер имеет сердце рыбы?

4.Какие виды кровеносных сосудов имеются у речного окуня?

5.Может ли кровь двигаться из желудочка в предсердие? Если нет, то почему?

6.Как называется кровеносная система рыб?

7.Сравнить кровеносную систему майского жука и речного окуня, сделать вывод.

Представители

Органы системы

Строение сердца

Тип кровеносной системы

Майский жук

Речной окунь

У каких рыб давление крови выше: у глубоководных или тех, которые обитают вблизи поверхности воды?

4 группа.

Выделительная система

Прочитать текст учебников.

Ответить на вопросы.

Какие вредные вещества накапливаются в клетках тела в результате дыхания и пищеварения?

Как они попадают в почки?

Ч то произойдет с рыбой, если у нее не будет работать выделительная система, и не будет удаляться углекислый газ?

Найти на схеме рисунка органы дыхания и запомнить их.

Сравнить выделительные системы майского жука и речного окуня, сделать вывод.

Представители

Органы системы

Майский жук

Речной окунь

Что можно сказать о функциях почек, исходя из их цвета?

После работы со справочными пособиями, дети обсуждают полученные знания и отвечают на вопросы.

Ответы на проблемные вопросы, которые были поставлены в начале урока.

4.Закрепление.

Заполнение « немых схем»

Заполнение графы в таблице « Узнал.»

5.Подведение итогов и оценивание работы групп.

Домашнее задание.

 Прочитать текст учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс

Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...