" Иммунитет"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Разработка урока по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_biologii_8_klass_immunitet.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по биологии 8 класс, тема

" Иммунитет"

Тема урока «Иммунитет»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой . учебной информации средствами критического мышления.
Цель урока:
Образовательная:
-Сформировать поняте иммунитет;
-Познакомить учащихся с видами иммунитета;
-С защитными свойствами организма
Воспитательные:
• продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
Развивающие:
• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;
• обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;
• осуществлять всестороннее развитие личности.
Тип урока: комбинированный
- обобщение и систематизация знаний;
- изучение нового материала.
Методы обучения:
- частично-поисковый;
- репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
I. Организационный момент
II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»
1.Инструктаж учителя по выполнению работы
Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.
Цель диктанта: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»
Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)
2.Выполнение работы ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)

Коды ответов:
Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.
Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.
Норма оценок:
7 правильных ответов - «5»;
5-6 - «4»;
3-4 - «3»;
менее 3 - незачет.
3.Проверка результатов биологического диктанта
4.Релаксационная пауза
Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. ( Звучит легкая музыка)
II.Изучение нового материала
.I Стадия. Вызов
Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация)
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования
чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно
видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке
в Византийской
империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в
Европе погибла четверть
населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло
еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно
от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных
рубцов встречалось
редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.
Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не его механизмов
Заболевали оспой. Широкое практическое применение оспопрививания применялось
без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера.
В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод,
что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают
в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.
- Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?
+ Иммунитет (Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)


Дети внимательно слушают. Учебники закрыты.

2.Запись темы урока «Иммунитет»
2.1.Индивидуальная работа
«Перепутанные логические цепочки» (слайд)
Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»

1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.
2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.
3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.
4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте - приходят к единому мнению)
3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.
(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

II.Осмысление. (Отслеживание учениками собственного понимания материала.)
Задание: Прочитайте текст учебника с 136-137 и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.
1. Работа учащихся с текстом учебника. Чтение текста учебника на странице 136 -137
2. Работа с логическими цепочками
Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)
III. Рефлексия – систематизация знаний (присвоение знаний)

Работа с логическими цепочками
1. Индивидуальная работа
Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»

1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.
2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.
3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.
4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.



2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте - приходят к единому мнению)
3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)
4.Чтение текста.

5. Работа с логическими цепочками
6.Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

7.Работа со слайдом «Виды иммунитета - рассказ учителя.
5.Закрепление. Работа с учебником»
Задание: найдите в учебнике на с 137 информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.
6.Беседа
Какие виды иммунитета существуют?
(в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»

Иммунитет
Естественный Искусственный
Врожденный приобретенный активный пассивный

Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).
Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет

Что такое вакцина?
Что такое сыворотка?
Отвечают на вопрос и формулируют вывод:
Вакцина - культура ослабленных микробов.
Сыворотка - жидкая часть крови безформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных,
(записывают в тетрадь)
7.Самостоятельная работа .Заполнение таблицы
«Двухчастный дневник»
Что узнали на уроке Мне не понятно (требует повторения)
8.Беседа по таблице
III. Итог урока:
IVОценка знаний VI.Домашнее задание: статья «Как наш организм защищается от инфекций» с 136-137, 141 «Спид».

- Спасибо всем за работу на уроке. И в
заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.
Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех)




Приложение №1
ВАРИАНТ №1
Цель работы: учащиеся закрепляют новые знания и перестраивают свои представления, чтобы включить новые понятия
I. Какие утверждения верны?
1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа
б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа 2. Плазма крови - это:
а) особый тип соединительной ткани;
б) межклеточное вещество.
3. Эритроциты- это:
а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные

4. Лейкоциты - это:
а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;
б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;
в)бесцветные клетки непостоянной формы.
II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)
Понятия: Утверждения:
1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и
проникновению в организм болезнетворных организмов,
2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами
крови. микробов и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови,
закрывающий рану.


ВАРИАНТ №2 Приложение №1
I. Какие утверждения верны?
1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;
б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем
в крови, но много лимфоцитов;
в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем
в крови, по меньше лимфоцитов;
2. Кровь – это:
а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.
3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;
4.Тромбоциты – это:
а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;
б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;
в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.
II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)
Понятия: Утверждения:
1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и
проникновению в организм болезнетворных организмов.
2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов
крови. и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,
закрывающий рану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Иммунитет"

Презентация к уроку по теме: "Иммунитет. Органы иммуной системы человека" 8 класс.Изучение органов иммуной системы. Введение понятия "иммунитет"....

Методическая разработка по предмету основы медицинских знаний на тему: Способы защиты организма от инфекционных заболеваний. Иммунитет

Вид занятия:  урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать ...

Урок в 8 классе по теме "Иммунитет"

разработка урока по теме "Иммунитет"...

Урок по биологии в 8 классе по теме Иммунитет. Виды Иммунитета

Второй урок  темы "Кровь и кровообращение", анатомия человека 8 класс, материал содержит карточки для проверки опорных знаний по теме "Внутренняя среда организма", карточки на закрепление темы им...

Урок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »

Цели  урока:Образовательные:  дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизма...

конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета"

Цель:  познакомить учащихся  что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки....