Урок в 8 классе по теме "Иммунитет"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

разработка урока по теме "Иммунитет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_immunitet.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Филина Елена Валерьевна

  1. Тема урока:  Иммунитет.

ЦЕЛИ

  1. ЗАДАЧИ

1.Образовательные

2.Развивающие

- способствовать углублению знаний обучающихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, аллергия;

- содействовать формированию умений самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информацию

Используемое оборудование: таблица "Кровь", компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Иммунитет", CD-диск: 1С: Школа. Биология, Человек..

Структурно-логическая схема урока

Основные части урока

Методы и методические приёмы

Пособия

Время

1.Орг.момент

2. Проверка знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление знаний

5.Домашнее задание

Словесный

устный опрос

работа по карточкам

вступительное слово учителя

сообщения обуч-ся

Самостоятельная работа по рабочим тетрадям

Инструктаж

презентация

3'

10'

25'

10'

2'

Обучающиеся должны:

Знать: 

  1. что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, прививки, аллергия.

Давать 

  1. определения «иммунитет», «вакцина», «сыворотка»

Уметь:

  1. сравнивать между собой типы иммунитета.

Развёрнутый конспект урока:

1. Организационный момент:

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Проверка знаний:

Группа обучающихся работают на местах по карточкам:

Карточка 1:

Заполните схему:

                                     Состав крови

Плазма                                                                         Клетки крови

Карточка 2:

Как осуществляется процесс свёртывания крови? Какова биологическая роль процесса свёртывания крови?

Карточка 3:

Зарисуйте эритроцит и лейкоцит. Объясните, как строение этих клеток обеспечивает выполнение их функций.

Во время работы на местах у доски обучающиеся дают ответы на вопросы:

- Каковы  основные функции крови?

На доске показать выполнение задания 113 страница 75 в Рабочей тетради к учебнику

"Форменные элементы крови".

3. Изучение нового материала:

Актуализация знаний:

Отрывок из произведения А.С.Пушкина "Пир во время чумы":

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

 

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

- ответы обучающихся.

Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного.

Одним из таких барьеров являются "Защитные свойства крови"

- сообщения обучающегося.

В нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфациты и лейкоциты.

Итак, тема сегодняшнего урока "Иммунитет".

слайд 1: определение иммунитета: иммунитет-способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.

слайд 2 - 3: существует целая наука иммунология.

слайд 4 - 5: виды иммунитета.

- разбор и запись схемы в тетради.

                                                Иммунитет

              Врождённый                                               Приобретённый

Активный              Пассивный                               Лимфоциты

                                                                          Клетки иммунной памяти                      

В крови существуют две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки.

слайд 6: Клеточный иммунитет:

Т- клетки находят и пораженные клетки и уничтожают их. Они отвечают за клеточный иммунитет, который изучал наш соотечественник И.И.Мечников (фото И.И.Мечникова на слайде). При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается (лейкоцитоз).

слайд 7: фото клетки Т-киллера.

слайд 8: фото клетки фагоцита.

слайд 9 - 10: В-клетки образуют особые вещества - антитела. Отвечают за гуморальный иммунитет, теорию которого сформулировал П.Эрлих.

Каков физиологический механизм иммунитета?

слайды 11 - 13.

- разбор механизма действия иммунитета.

Искусственный иммунитет возникает после введения вакцин - убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не болеет. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулёза, полиомиелита и т.д. Первым предложил проводить вакцинацию Э.Дженнер, который заметил, что доярки, которые контактировали с животными больным оспой, практически не болеют человеческой оспой.

- чтение слайда 14.

слайд  15: запись определения "вакцина", "вакцинация".

В настоящее время достаточно распространённым неизлечимым заболеванием является СПИД - слайд 16. Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий и грибков, которые здоровому человеку абсолютно безопасны.

Другим недугом века является аллергия - повышенная реакция организма на определённые факторы внешней среды.

слайды 17 - 20.

4. Закрепление изученного материала:

задание 117, 118 в Рабочей тетради.

В чём заслуга Э.Дженнера?

5. Задание на дом:

стр.136-137, 141 (последний абзац)-142

Опережающее задание: сообщения "История учения о переливании крови", "Группы крови", "Донорство в России".

Литература:

1. Учебник: Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс / Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287с.

2. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»/ Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова. – М.: Дрофа, 2010.- 154 с.

3. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. – СПб: «Паритет», 2006.

  1. Интернет-ресурсы:

- http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

- www.bio.nature.ru – научные новости биологии

- www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

  1. CD-диск:

- 1С: Школа. Биология, Человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...