Класс паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Черпалюк Елена Дмитриевна

разработка урока по зоологии в 7 классе по учебнику И.Н. Понаморевой, с мультимедийной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pauki.rar932.71 КБ

Предварительный просмотр:

Класс паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.

Задачи: расширить представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных, показать роль в природе и практическое значение для человека, совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы.

Основные понятия и термины урока: пауки, клещи, скорпионы, хелицеры, педипальпы, паутина, кокон.

Ход урока

  1. введение
  2. проверка знаний
  3. создание проблемной ситуации

Есть ли среди ваших знакомых  или родственников люди, которые могли бы сказать, что им нравится наблюдать за пауками, или они также охотно играют с паучками, как с котенком? Как вы думаете, есть ли основания для нелюбви к паукообразным? Как изменить отношение людей к этим древним обитателям суши?

Во многих фильмах олицетворением чего – то страшного, враждебного по отношению к человеку являются пауки и другие представители паукообразных. Но таких гигантских пауков, как, впрочем, и насекомых, может родить только больное воображение, потому что по законам физики их просто не может быть в природе. Самые крупные современные формы пауков достигают всего 10-20 см. Что же ограничивает увеличение размеров членистоногих до параметров боевой техники?

Рассказ о хитиновом покрове.

Хитин, образующий наружный скелет членистоногих – прочный и легкий природный материал. Для небольших размеров членистоногих - это идеальное решение опорно-двигательной структуры, но увеличение размеров и массы животных потребовало бы и увеличения толщины стенок скелета. В итоге он оказался бы слишком тяжелым, что привело бы к дополнительным затратам энергии, чтобы привести его в движение. Растут членистоногие во время линьки, и в этот период очень уязвимы для хищников. Построение нового скелета требует больших затрат энергии, но не совершая никаких движений, добыть пищи нельзя, а мы знаем, что энергию животные получают в результате окисления в митохондриях клеток органических веществ. Поэтому можно сделать вывод: существование крупных подвижных форм жизни на суше с наружным скелетом в условиях нашей планеты невозможно.

Обитают пауки везде – высоко в горах, в пустыне, в лесу, и на лугу, даже в воде. Пауки не встречаются только в вечной мерзлоте Арктики и Антарктики. Покорители Эвереста нашли один из видов пауков на высоте 7 километров, а в тайге на квадратный метр почвы может насчитываться до 300-350 мелких пауков.

Они были и остаются постоянными соседями человека на протяжении многих тысячелетий. Когда человек впервые поселился в пещере, пауки уже там жили. Но безобидные в своем большинстве пауки вызывают у многих людей суеверный страх, корни которого уходят в глубокую древность.

Апулийский тарантул благодаря недоразумению даже прославился на весь мир. Существует легенда, что спастись от яда этого паука можно только танцем. Так появился итальянский танец тарантелла. Легенды гласят также, что пауки приносят удачу. При помощи пауков в древности даже гадали. Современные камбоджийцы нашли паукам совершенно неординарное применение: они их употребляют в пищу.

Пауки объединены со скорпионами и клещами в класс паукообразных и относятся к типу членистоногих животных, как насекомые и раки.  Название класса паукообразные (Arachnodea) происходит от греческого arachne – паук.

Может быть кто – то из вас слышал легенду о девушке Арахне. Расскажите.

( РАССКАЗ ЛЕГЕНДЫ.)

 Паукообразные – самые древние наземные членистоногие. Более 300 миллионов лет назад жизнь на поверхности нашей планеты была не столь разнообразной, как сегодня. Но вот из воды на берег стали выползать примитивные паукообразные. Их тело состояло из головы и туловища с большим количеством сегментов, на каждом из которых находилось по паре конечностей. Конечно, современных пауков они напоминали очень отдаленно, а были похожи на морских трилобитов.

Трилобиты – ископаемые животные размером от 7 до 70 см в длину. Тело трилобитов было покрыто хитиновым панцирем, так называемым наружным скелетом.  Панцирь надежно защищал внутренности животного от воздействия окружающей среды. Панцирь трилобита можно поделить на 3 части: головной щит, туловище и  хвостовой отдел.  Смотрели трилобиты при помощи сложных глаз.

Сегодня трилобиты сохранились на земле только в виде окаменелостей, но именно они дали начало современным паукообразным которых в наше время насчитывается около 70 тыс. видов.

К паукообразным относятся:

Чем же принципиально отличаются современные пауки, клещи и скорпионы от своих предков, что им помогло остаться на суше и распространиться на ней?

  1. В процессе эволюции сегменты тела слились, образовав только два отдела: единую головогрудь и нерасчлененное брюшко.
  2. Дышат легкими (некоторые трахеями), потребляя атмосферный кислород.
  3. Наружный покров предохраняет внутренности животного от потери влаги в воздушной среде.
  4. Они откладывают свои яйца на суше, а не в воде. Чтобы личинка нормально развивалась в яйце, оно покрыто плотной оболочкой.

Давайте подробнее рассмотрим строение паука.

Тело паука разделяется на головогрудь и брюшко. На головогруди располагаются 8 простых глазков, глазки паука расположены двумя дугами на спинной стороне головогруди. Два центральных глаза гораздо крупнее остальных. Пауки довольно близоруки, распознают себе подобных на расстоянии 30 см.

 Когтевидные челюсти – хелицеры, заканчивающиеся всего когтем, в который открывается проток ядовитой железы, и чувствительные ножки педипальпы (органы осязания). Педипальпами пауки ощупывают все вокруг, используя их как руки – трогают ими добычу, умываются.  

Пауки – хищники. Они питаются главным образом насекомыми. За день один паук может поймать несколько сотен незадачливых мух.  При помощи хелицер пауки кусают свою жертву или врага и впрыскивают в рану яд, который убивает добычу и действует как пищеварительный сок. Через час паук при помощи сосательного желудка всасывает все содержимое добычи. Стенки желудка снабжены сильными мышцами. Желудок переходит в кишечник. В брюшной отдел кишечника открываются протоки пищеварительной железы – печени. Есть у пауков и почки. Они бывают 2 видов: мальпигиевы сосуды и коксальные железы.

Нервная система пауков хорошо развита и образована головным мозгом и брюшной нервной цепочкой.

Органы обоняния у пауков развиты гораздо лучше, чем органы зрения. На педипальпах паука, ногах и теле находится множество чувствительных волосков. Они улавливают колебания воздуха и отправляют информацию нервной системе, которая их анализирует.

        На головогруди у паука расположены 4 пары ходильных ног. Ноги заканчиваются лапкой с коготками, которая облегчает хождение по суше, а передвигаются они довольно быстро. При помощи коготков они ткут ловчие сети из паутины, которая вырабатывается в прядильных бородавках, находящихся с тыльной стороны живота.

Решение биологической задачи: прочность на разрыв паутины выше, чем прочность не только шелка, но и металлической проволоки. За 3-4 дня, наматывая нити на катушки, от паука-крестовика можно получить до 1 км паутины. Как вы думаете, с чем связаны трудности производства тканей из паутины в тех же масштабах, в каких налажено производство шелковых?

(Основная проблема – в содержании большого количества пауков. В отличие от гусениц тутового шелкопряда, пауки – хищники и нуждаются в животной пище).

        Поскольку пауки наземные животные, как вы думаете, чем представлены у них органы дыхания? Правильно, дыхание осуществляется при помощи легких или трахей, поскольку пауки дышат атмосферным воздухом.

        Кровеносная система представлена сердцем и сосудами, незамкнутая и называется гемолимфа.

        Размножение. Пауки раздельнополые, самки, как правило, крупнее самцов, к тому же они коварны и капризны. Например, паук черная вдова получил свое название потому, что в момент совокупления, самка съедает самца. Оплодотворенная самка пеленает плотный кокон. Многие самки охраняют кокон, некоторые прячут в землю, другие подвешивают его на тоненькой ниточке.

         Самые крупные из пауков – это пауки птицееды. Живут они в тропических странах. Все тело и лапы у них густо покрыты щетинками. Их еще называют пауками – разбойниками. Длина туловища некоторых экземпляров достигает 20 см. птицееды легко расправляются с крупными насекомыми и ящерицами.

Большинство пауков для человека не представляет опасности, но все же есть паук очень опасный для человека – это каракурт. В переводе с казахского – каракурт означает черная смерть. Укушенный через 15 минут чувствует острую боль в животе, у него немеют ноги, кружится голова, могут начаться судороги. Иногда укус каракурта может быть смертелен.

         Реальную же опасность для человека представляют не пауки, а их «одноклассники» - клещи. В этой большой группе встречаются приверженцы растительной и животной пищи. Среди клещей есть микроскопические организмы, например чесоточный клещ, который прогрызает ходы в коже человека и животных, вызывая зуд.

Немалый вред человеку причиняют зерновые и мучные клещи, винный и луковичный.

        Многие клещи кровососы. Наиболее опасны клещи – переносчики вирусов, бактерий, простейших и паразитических червей.

  1. Кто знает о том, как происходит заражение человека? Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы обезопасить себя? Если все - таки клещ присосался, как его удалить из кожи?

Правила удаления клеща.

  1. Нельзя допускать отрыва головогруди или других органов от остальной части тела.
  2. Надо обвязать клеща ниткой между головогрудью и кожей пострадавшего.
  3. Растягивая концы нитки в стороны, постепенно тянуть клеща.
  4. Продезинфицировать руки и место укуса.
  5. В течение 3 дней обязательно обратиться к врачу.

Самые древние из ныне живущих паукообразных – скорпионы.  В древности скорпионы были неотъемлемой частью заговоров колдунов и знахарей.  Живут скорпионы в лесах, пустынях, на берегах морей, даже высоко в горах. Встречаются в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, в низовьях Волги. Живет в норах, жало пускает в ход в редких случаях, чаще в качестве защиты. У скорпионов громадные педипальпы. Пищей скорпионам служат всевозможные насекомые, пауки, мелкие грызуны. Большинство – ночные животные, днем скрываются под камнями, в щелях или норах.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ:

У кого из учеников изменилось отношение к животным класса паукообразных. Если это произошло (не произошло), то почему? Нужно ли бояться пауков? Для чего необходимо знать основные моменты из жизни клещей?

Домашнее задание:  Стр.152-157 прочитать,  выполнить задания на стр. 156-157 учебника. Заполнить таблицу: «Класс Паукообразные»

 

Представители класса

Особенности строения

Общие признаки

Значение

пауки

скорпионы

клещи

паукообразные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"

Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности.

" Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны " М. Твен  Урок помогает изучить особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, связанные с жизнью на суше и размноже...

Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»

Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...

Презентация к уроку биологии в 7 классе УМК Н.И. Сонин "Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности"

Презентация содержит материал о классификации, внешнем   строении насекомых и их развитии....

Презентация к уроку биологии в 7 классе на тему ". Тип Членистоногие. Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности"

Тип членистоногие,общая характеристика ракообразных,разные среды обитания, особенности строени и их значение....

Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности

Урок изучения нового материала в 7 классе....