Способы и приемы повышения мотивации в изучении биологии
статья по биологии по теме

материала с опытом работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_povysheniyamotivacii.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

на тему: «Способы и приемы повышения мотивации учащихся в изучении биологии»

2013г

Оглавление:

Введение        стр.3-4

Теоретическая часть        стр.5-19

Из опыта работы        стр.20-37

Заключение        стр.38

Список использованной литературы        стр.39

Введение.

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к изучению биологии. Для одного ученика, процесс изучения биологии является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению данного предмета (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, биология —   это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать естественные науки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Что же такое мотивация? Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив - это то, что побуждает человека к действию.* Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”.В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

*-http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF

Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Проблема мотивации исследуется достаточно широко.

Теоретическая часть.

Стимулы обучения можно разделить на несколько подгрупп:

1)с опорой на общечеловеческие потребности;

2)с опорой на возрастные потребности;

3)с опорой на индивидуальные потребности;

4)с опорой на специфические потребности.

Стимулы с опорой на общечеловеческие потребности.

-        Новизна учебного материала и характер учебной деятельности. Необычность подачи материала всегда побуждают школьников лучше присмотреться ранее неизвестному. Задача учителя – находить новое, неизвестное.

-        Практическая значимость знаний.    «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Карнеги). Интересно полезное и актуальное – это  нужно помнить, готовя материал для уроков.

-        Противоречивость материала. Задача учителя – находить, конструировать полезные противоречия, вовлекать в их обсуждение и побуждать к разрешению.

-        Ситуация успеха.  Он (стимул) удовлетворяет важную потребность в самоуважении и повышении своего престижа в обществе.

-        Использование игр и игровых элементов.   Игра увлекательна, снимает умственную усталость, повышает оптимальный  настрой школьников,  сплачивает группу, позволяет установить дружеские отношения учащихся с учителем.

Стимулы с опорой на возрастные потребности. Интересы старших школьников отличаются от подростковых, а подростковые – от интересов младших школьников. Для подростка характерны потребность в справедливости,   нетерпение к унижению, стремление к взрослости,  требует к себе тактичного поведения, уважительного отношения, стремится к соперничеству, к общению и объединению в группы, желание избежать изоляции, к самостоятельности, независимости – все это может быть использовано учителем для привлечения к различным дисциплинам.

        Стимулы с опорой на индивидуальные потребности. Наблюдение за учащимися во время совместной деятельности, разговор с родителями, выяснение индивидуальных потребностей, интересов, на которые в последствии можно опираться.

Стимулы с опорой на специфические потребности. Мальчики проявляют интерес к спорту, технике, военной проблеме. Девочки – к взаимоотношению людей, моде, искусству. Учитель может затрагивать эти проблемы отдельно или  в общей деятельности класса.Тщательно продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать книги, решать задачи, запоминать, применять изученный материал. Для этого использовать на уроках:

1.        Логическое структурирование учителем материала.

2.        Яркое, контрастное  изложение, ритмичное чередование  видов деятельности.

3.        «Интегрированные задачи» - вид задачи, включающий комплекс  информации межпредметного характера, для решения которой требуется привлечение знаний из различных областей.

4.        Занимательная информация, межпредметного характера.

5.        Постоянное оперирование получаемыми знаниями.

6.        Организация исследовательской деятельности.

7.        Дифференцированные алгоритмы, тренинговые карты.

8.        Проблемные вопросы.

                Отношение школьников к учению зависит также  и от условий, в которых происходит учебная деятельность:

-        привлекательность школьных помещений (чистота, уют, освещенность, живые цветы), красивая музыка во время перемен, картины на стенах  дают ученикам ощущение радости и комфорта;

-        теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителей, администрации, технического персонала;

-        профилактика переутомления, снятие психологического напряжения, кратковременный отдых от умственных занятий;

-        юмористические отступления;

-        уважение личности учащегося, доверие к нему;

Целесообразное использование всего комплекса методических средств позволит добиваться положительных результатов в планомерном развитии мотивации учащихся. Новый государственный стандарт направлен на реализацию определенных целей. Одной из них при изучении биологии является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации, в процессе изучения современных достижений биологии. Выполнение исследовательских и творческих работ, как правило, начинается в старших классах. Очень важно заинтересовать учащихся, сформировать их мотивации, активизировать  научно-познавательную деятельность. Начинать эту работу необходимо уже в 5 классе. Основной компонент образовательных программ при изучении всех разделов биологии на всех ступенях образования – проведение биологических исследований. В 5 – 8 классах практически на каждом уроке проводятся наблюдения под микроскопом, описания и сравнительная характеристика различных объектов, процессов, проведение простейших экспериментов. Все это развивает познавательные, интеллектуальные, творческие способности.

     Наглядные пособия. Особая роль в развитии познавательного интереса к изучению биологии принадлежит использованию наглядных пособий на уроках. Использование живых объектов в качестве иллюстраций  улучшает восприятие и запоминание материала урока, активизирует эмоционально-образные ресурсы ребенка, повышает эффективность урока. На уроках ботаники, зоологии, общей биологии в качестве объектов исследования учащиеся используют растения и животных кабинета. Наблюдения за живыми растениями и животными увлекают ребят, помогают понять сложные взаимоотношения в природе и их закономерности (приложение 1). Большая коллекция комнатных растений (более 60 видов), обитатели аквариумов (рыбы, земноводные, моллюски и водные растения) являются не только прекрасным наглядным пособием, но и создают благоприятную атмосферу урока.  Активизируется познавательная деятельность при работе с гербарным материалом, приготовленным учащимися. Ребята с удовольствием проводят лабораторные работы по изучению морфологических особенностей растений  с использованием своего гербария (выполненного в начале учебного года или  даже в младших классах).

       Экскурсии.    К.А.Тимирязев подчеркивал, что природа является «неиссякаемым источником красоты, которая проявляется в гармонии красок, форм, звуков, запахов, вечном движении и смене природных явлений в их сложном отношении и сочетании». Развитию интереса к предмету у подростков через чувство прекрасного, восприятие красоты и гармонии природы (красота звуков, пение птиц, изящество движений, пропорциональность и совершенство форм растений и животных) способствуют экскурсии в природу, в ботанический сад, зоопарк, в музеи (ботанический, зоологический, почвоведения). На одной из экскурсий в 8 классе ученики заинтересовались изучением деревьев на пришкольном участке СОШ №37 , провели исследования и выступили на конференции на тему : «Состояние деревьев и кустарников пришкольного участка» (приложение2)

      Визитные карточки.  В(5 – 7 класс) важную роль играют опережающие задания, подготовка устных сообщений, творческих работ, основанных на личном опыте и личных наблюдениях. Фотоальбомы, электронные презентации с описаниями своих комнатных растений, домашних животных или аквариумных рыбок выполняются детьми  с большой любовью и интересом.  С большим интересом учащиеся подбирают материал и рассказывают на уроках различные мифы, легенды истории, связанные с объектами Вселенной, растениями и животными. (приложение3)

Компьютерный эксперимент. Основной компонент образовательных программ при изучении всех разделов биологии на всех ступенях образования – проведение биологических исследований. В 5 – 8 классах практически на каждом уроке проводятся наблюдения под микроскопом, описания и сравнительная характеристика различных объектов, процессов, проведение простейших экспериментов. Некоторые эксперименты учащиеся 5   8 классов могут проводить на компьютере. Это развивает познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей. Современный урок биологии невозможно проводить без использования технических средств (видеоаппаратуры и информационно-компьютерных технологий). Видеокамера позволяет раскрыть тайны живых организмов, увидеть и понять механизмы многих процессов, то, что ребенок не может наблюдать в повседневной жизни (процесс оплодотворения, деления клетки, рост и развитие организма, заглянуть внутрь организма и т.д.). В силу возрастных психологических особенностей (преобладание конкретного, образного мышления над абстрактным, особенно в 5 – 7 классе) детям интересно то, что понятно.

Использование ИКТ улучшает зрительное восприятие материала, позволяет показать процессы на моделях и провести виртуальный демонстрационный эксперимент (посмотреть то, чего бы никогда не увидели), делает мероприятие зрелищным и красочным, усиливает эмоциональное восприятие.   Одна из задач современного образовательного процесса – показать учащимся, что компьютер не только дорогая и престижная игрушка, но и мощный инструмент для получения  знаний и организации учебного процесса. И, что очень важно почти для каждого ученика - для реализации  индивидуальных возможностей, для развития своих способностей.

   Презентация творческих работ старших школьников. Для проведения уроков я привлекаю старшеклассников с электронной презентацией своих работ. Это помогает учащимся 5 – 7 классов увидеть конечный результат творческой, исследовательской работы, появляется желание попробовать свои силы. Использование творческих работ возможно при изучении следующих разделов: Естествознания: «Молния», «Диффузия», «Вода – источник жизни». Зоологии: «Отряды млекопитающих», «Экологические группы животных», «Биотические взаимоотношения». Анатомии: «Запах», «Зрение», «Строение костей», «Витамины». Общей биологии: «Химический состав клетки», «Клетка», «Происхождение жизни», «Наследственные заболевания», «Вирусы»

      Демонстрационные материалы к уроку.                                                                                                                                    В 7 – 9 классах предлагаю выполнять творческие работы с использованием ИКТ для визуального сопровождения урока. Подготовка  электронных презентаций расширяет группу учащихся, которые выполняют опережающие задания. Электронная презентация  - это подсказка, шпаргалка, ребенок увереннее чувствует себя перед аудиторией. Кто стремится выполнять творческие работы? Это не всегда сильные учащиеся, интересующиеся предметом, для кого эта работа связана с будущей профессией, те, кому все интересно (они обычно участвуют во всех олимпиадах, конкурсах и т.д.). Появляется еще одна  категория учащихся  - слабые дети, которым предлагаю выполнить работу с помощью родителей. В этом случае, если не проявляется интерес к предмету, но повышается самооценка ребенка, он начинает успешнее заниматься.  При создании электронных презентаций раскрываются творческие способности учащихся, проявляется соревновательный момент, происходит самопрезентация.  

Уроки в компьютерном классе. Учащиеся самостоятельно получают информацию, работая с мультимедийными пособиями «Биология. Анатомия и физиология человека», «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 9 класс», «Открытая биология». Каждый ученик получает инструкцию с алгоритмом работы. Эти пособия включают в себя большое количество схем, рисунков, фотографий, а также интерактивные модели и видеофрагменты. В заключение урока предусмотрен тестовый контроль и итоговый контроль на последнем занятии. Самостоятельное изучение нового материала осуществляется с учетом личностных особенностей ребенка, каждый работает в своем темпе. В результате происходит достаточно легкое усвоение учащимися сложных понятий и закономерностей, за счет включения нескольких видов внимания и памяти; возможности конструирования знаний; динамичности подачи материала и наглядности (видеофрагменты, модели и т.п.).

     Реферативные работы.   На следующей ступени (9 – 11 класс) учащиеся могут выполнять исследовательские работы. Чаще всего в школе – это реферативные работы с элементами исследования. Перед учителем, как руководителем, стоят следующие задачи:

-Заинтересовать, помочь в выборе темы с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Для этого предлагаю познакомиться с литературой, посмотреть видеосюжеты, DVD, компьютерные диски. Для того, чтобы помочь 9-классникам выбрать форму сдачи экзамена, в этом году в сентябре провели конференцию, на которой были представлены наиболее интересные экзаменационные работы.

-Контролировать и направлять деятельность учащихся

-Активизировать инициативу и творческий подход, оставляя долю самостоятельности.

Следующий этап, после выбора темы – составление плана работы, знакомство с основными требованиями к исследовательской работе. Не всегда учащиеся знают их и не представляют, что их ожидает большой объем кропотливой рутинной работы. Приходится во многом преодолевать себя. Очень важно, чтобы сложилось взаимодоверие и взаимопонимание учитель – ученик. В противном случае работа может быть даже не завершена. Интерес должен прийти во время еды.

Завершающий этап – подготовка к публичному выступлению. Решающая роль  здесь принадлежит руководителю. Вместе с учащимся необходимо составить доклад, отработать устное сообщение, подготовить к возможным  вопросам.

 В процессе творческой исследовательской работы у учащихся формируются:

- умения подбирать материал, работать с различными источниками информации;

- самостоятельно делать выводы

- использовать известные методы для решения конкретных задач

- умения представлять информацию в различном виде

- приобретается опыт публичных выступлений

- развиваются творческие способности.

      Конференции. В старших классах помогает активизировать познавательный интерес проведение уроков-конференций и межпредметных конференций. Конференции целесообразно проводить после изучения большой темы или раздела. Организация таких конференций позволяет решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи:

-Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся через различные виды самостоятельной деятельности

-Развивать творческие способности учащихся

-Знакомить с новыми информационными технологиями

-Приобщать к научной работе на начальной стадии (поиск информации  в различных источниках и ее обработка)

-Реализовать дифференцированный подход к обучению

-Осуществлять индивидуальную работу с учащимися

-Развивать межпредметные связи

-Формировать естественнонаучное мировоззрение

     Выбор темы осуществляется таким образом, чтобы показать общие закономерности в различных областях жизни. Примерами таких конференций являются: «Физики в гостях у биологов» (8 класс), «Братья наши меньшие»(7 класс), «СПИД – это…» (9-11 классы), «Человек в блокадном городе» (8-11 классы), «Космическая биология», «Спасибо тебе, Нева». Включение межпредметных связей в познавательную деятельность раскрывает новые аспекты полученных знаний, приводит к осознанию целостности представлений о природе, развивается интерес к предмету.

      Внеклассная работа. Большое значение в формировании положительной мотивации к   изучению биологии имеет внеклассная работа. Различные конкурсы, викторины, игры по станциям, брейн-ринг, игровые программы – это увлекательное путешествие в страну Биология. Игра помогает расширять кругозор, закреплять знания, полученные на уроках биологии, и приобретают навыки самостоятельного поиска решений сложных вопросов, выходящих за рамки школьного курса.(приложение 4)

Все виды деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время:

- помогают в подготовке к ЕГЭ

- решают вопросы профориентации, формирует круг научных интересов

- повышают уровень личностного развития (повышение самооценки, ценностного    отношения к процессу обучения и самообразования)

- влияют на повышение положительной мотивации к изучению биологии.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению биологии. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также  моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения. . Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма разными способами.

А) Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).(приложение5)

б)Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю)

в)Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)(приложение 6)

г)Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)

д)Ролевые ситуации («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»)

ж)Игры-системы на уроках

з)Какую отметку хочешь получить в конце четверти?

и)Проведи урок (обмен ролями)

к)Эмоциональное «поглаживание»

л)Выделение персональной исключительности (персональные задания)

м)Публичное выступление

н) «Даю шанс» (исправить оценку или поставить незаслуженную «5»)

Коллективный способ учения. Этот способ  основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель-ученик и, что самое главное, ученик-ученик. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. В основу этой новой педагогической технологии положена работа учащихся в парах постоянного и сменного состава. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы (приложение 7). Повышение интереса к урокам биологии путем привлечения дополнительной литературы. К работе с дополнительной литературой на уроках биологии можно приучать детей с младших классов. Практически к каждому уроку можно подобрать  дополнительный материал из художественной литературы, научной, занимательной. Для сильных учащихся можно подобрать  более научную, научно-популярную литературу, а для детей с пониженным интересом к учебе и  предмету  желательно предлагать художественную, занимательную и энциклопедическую литературу. Разумеется, использование литературных материалов, не  заменяет традиционных приемов учебной рабаты, а дополняет их, помогает  усвоению биологии и  предоставляет возможности для воспитательной работы. Применение  дополнительной  литературы способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к биологии, чтению. Важно, что в обучении вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия уроков. При этом формируется эмоционально-окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его  усвоению. Ребята охотно  участвуют в работе с дополнительной литературой, сами подбирают занимательный материал к уроку и готовят  сообщения, а на уроке выступают перед своими одноклассниками.  Учащиеся  уже знают, что  важно  не  только найти дополнительный материал, но и  выбрать из него  самое  важное и интересно,  и донести  это в доступной форме  своим товарищам.  От  этого будет зависеть и оценка. Устное народное творчество: загадки, пословицы, сказки - неотъемлемая часть  культуры любого народа  и очень многие из них можно  использовать на уроках. Особенно ценно  использование в учебном процессе загадок, так как  они  развивают наблюдательность ребенка, позволяют учителю без особых  тестов и анкет выявить   степень   наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого  мышления ученика.  Создание условий для формирования положительной мотивации учения на уроках биологии достигается нами посредством дифференцированного и интегрированного подхода в обучении. Для этого вводятся активные формы обучения, в которых школьник занимает главенствующее место в приобретении и применении знаний. Дифференцированный подход, заключается в разделении каждого этапа обучения по уровню развития познавательного интереса в соответствии с особенностями мотивируемой им деятельности учащихся. При этом мы ориентируемся на следующие принципы:

•        главное то, что усвоил ученик;

•        возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного;

•        реальная практическая дифференциация;

•        открытость требований;

•        признание прав ученика на выбор уровня обучения.

На уроках используется систематическое создание интеллектуальных затруднений для стимулирования познавательной поисковой деятельности учащихся. Результатом этого является самостоятельное открытие новых понятий, закономерностей, выявление новых свойств ранее изученных объектов, обобщение их на новом понятийном уровне. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, делает познавательный процесс привлекательным и личностно значимым. Также для формирования мотивации учения на уроках биологии мы используем интегрированное обучение, заключается в логике и методах изложения содержания предмета. При этом мы базируемся на диалектических принципах движения от простого к сложному, от единичного к общему, от абстрактного к конкретному, причинно-следственных связях между явлениями. Рассмотрим особенности нашей профессиональной деятельности по формированию мотивации учения на разных этапах урока биологии.

1.Изучение нового материала. При изложении нового материала для формирования мотивации учения целесообразно активно используют уже имеющиеся знания, умения, навыки и жизненный опыт учащихся. Более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий. Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя).Возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации, для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов. В результате новый материал изучается самими детьми. Каждому из них выпадает возможность оценить свои силы. У них появляется уверенность в себе, в том, что с похожими заданиями они смогут справиться в будущем. Кто-то может попробовать себя на более высоком уровне. Формированию положительной мотивации учения на данном этапе в том способствуют подбадривающие высказывания учителя, а не конкретные отметки.

2. Закрепление информации. Этот этап имеет три вида. Первичное закрепление – идет в процессе работы над новым материалом, так как ребята методом проб и ошибок добывают новые знания. Конечно же, ошибки исправляются с помощью учителя. Вторичное закрепление проводится сразу после первичного и носит репродуктивный характер, так как к концу урока ребята уже устали. Это может быть беседа, тест в виде игры «Звездный час» или выполнение самими учащимися демонстрационных опытов. Полное закрепление происходит при опросе домашнего задания. При его проверке указываются ошибки, которые исправляются самими же учениками или учителем.

3. Домашние задания. Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке. Задача учителя – определить наиболее целесообразное задание для каждого ученика в зависимости от мотивации, уровня подготовленности, способностей и т.д. Для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, для среднего уровня мотивации – требующие применение полученных знаний в новой ситуации, а для высокого уровня мотивации – творческие задания (решение нестандартной задачи – с лишними данными, или, наоборот, с недостающими).

4. Опрос домашнего задания. Проверка домашней работы имеет следующие формы: индивидуальная работа у доски, работа на месте, фронтальный опрос. Чтобы снять напряжение у школьников при подготовке к уроку и пребывание на нем, опрос проводится следующим образом: на одном уроке данный ученик выполняет индивидуальную работу на месте, на следующем – индивидуально у доски и на последующем, участвует во фронтальном опросе. Такой прием позволяет более объективно оценить знания, умения и навыки каждого ученика, предупредить пробелы и отставания. При индивидуальной работе у доски ученик комментирует подготовленное устное или письменное задание и отвечает на дополнительные вопросы. Уровень задания школьник выбирает сам. Если имеют место ответы одного уровня, то для движения вперед, для развития учитель дает инструкцию по выполнению задач остальных уровней. Когда учащиеся выполняют индивидуальную дифференцированную работу на месте за ним также остается право выбора уровня. Время выполнения работы 10-15 минут. Ребятам разрешается пользоваться рабочей тетрадью, учебником, дополнительной литературой. Такая форма работы развивает у ребенка навык самостоятельной работы, умение находить необходимую информацию, позволяет самим учащимся закрепить и откорректировать имеющиеся знания и продвинуться вперед. Задания подбираются опять же индивидуально:

- для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, но дополняются несложными новыми условиями, для того, чтобы заставить поразмыслить, а не искать готовые ответы;

- для среднего уровня мотивационной деятельности – предлагаются задания, которые предполагают более глубокие знания и применение их в новой ситуации;

 - задания для высокого уровня мотивации требуют творческого подхода со стороны ученика, домысливания, поиск нестандартного решения. Фронтальный опрос домашнего задания проводится параллельно с письменным опросом и ответом у доски, для того, чтобы после этого ребята могли найти недочеты в работах, выполненных у доски, а также откорректировать и закрепить свои знания. Ребятам также разрешается пользоваться рабочими тетрадями, учебником. Лучше всего проводить это в виде завуалированного теста – игры, обязательно с комментариями ответов. Применяемые тестовые вопросы составлены так, чтобы у ребят с разным уровнем мотивации развивались операции мышления: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, систематизация, аналогия.

5. Итоговый контроль знаний. В контрольной работе каждое задание снова дифференцируется по сложности. Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению:

•        для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задачи, которые решаются по прямым формулам и по химическим уравнениям в одно действие,

•        задачи, в которых нужно преобразовывать формулы, самостоятельно находить и применять нужный алгоритм, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности,

•        нестандартные, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.

Выполнение экспериментальной части требует от ребят с низким уровнем мотивации четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий. Ребята со средним уровнем мотивации для выполнения заданий самостоятельно определяют алгоритм действий и аргументировано дают объяснения. Для ребят, стремящихся находить решения проблемных вопросов, подбираются задания именно такого характера, позволяющие учащимся отстаивать свой подход к решении вопросов.

6. Практическая работа. При выполнении практических работ акцентируется внимание на умение ученика описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать свои пути выполнения работы. Для учащихся с низким уровнем мотивационной деятельности предлагается инструкция выполнения опытов. После завершения всех операций они подробно описывают свои наблюдения и делают выводы (естественно, с помощью учителя) в соответствии с целями. Ребятам со средним уровнем мотивации необходимо выполнить работу, описать свои наблюдения, записать уравнения химических реакций, сделать соответствующие выводы и ответить на дополнительные вопросы. Для школьников, которым нравится находить свои пути решения, проблемные задания – необходимо готовить специальные практические работы.

7. Дополнительные задания. В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. Учитель обязательно обозначает планируемый результат. Самое простое задание – найти конкретную информацию.  (приложение 8). Более сложное задание – подобрать грамотно материал, сделать выводы. Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное приложение: составление журналов с практическими советами, газет с ребусами, кроссвордами. И, наконец, самое сложное задание – сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение.

8. Обобщающие уроки. Обобщающие уроки – это составление обобщающих схем, позволяющее ученику выявить глубинные связи изучаемых процессов и явлений. Ребятам с низким уровнем мотивации дается задание прочитать готовую схему. Дополнить или исправить имеющуюся схему предлагается учащимся, которые умеют анализировать, систематизировать информацию. Школьники, которые любят сами находить способы решений – предлагают свои, авторские схемы. Таким образом, для формирования положительной мотивации учения на уроках биологии используется дифференцированный и интегрированный подход в обучении. Условия для формирования мотивации учения можно создавать на разных этапах урока биологии: при изучении нового материала, закреплении, опросе домашнего задания, контроле знаний, выполнении практических работ; в ходе выполнения дополнительных и домашних заданий. (приложение 9)

Из опыта работы

Приложение 1

При изучении темы «Трофические и детритные цепи питания» в 10 классе можно использовать аквариум- как наглядное пособие. Задание: напишите цепь питания, использую живых организмов, обитающих в аквариуме.

Приложение 2

Используя методы: -визуальный;-оценка состояния дендофлоры по методике Е.Г. Куликовой (1998);-анализ полученных результатов.

Площадь пришкольного участка  -    0,40 га

1.В результате исследования пришкольного участка я выявил, что на участке произрастают следующие виды деревьев и кустарников: береза – 12, липа мелколистная -15, рябина обыкновенная - 6, Тополь белый- 4,  Ясень обыкновенная – 2,ель – 3, Яблоня – 2. Всего на территории пришкольного участка растет 44 деревьев и кустарников.

Поскольку количество небольшое мы исследовали состояние каждого дерева.

2.Оценку состояния проводил по внешним признакам по 5- бальной шкале. ( Журнал «Биология в школе» № 5 2002 г.)

Анализируя полученные результаты исследования, мы составили паспорт зеленых насаждений пришкольного участка, для того чтобы четко видеть характеристику каждого дерева или кустарника.


Дерева или кустарника

Порода

Диаметр ствола (м)

Примерная

Высота (м)

Структура кроны

Состояние

Тип повреждений

1

Береза

1,5

18

Усыхание 2-х крупных сучьев

Ослабленное

Засохшие, сломанные ветки

2

Береза

1,3

17

Наличие сухих, мелких веток

Ослабленное

Растрескавшаяся кора

……..

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендуем провести санитарные рубки отдельных, ослабленных деревьев и посадку молодых видов. Обустройство территории кормушками для привлечения птиц, истребляющих насекомых-вредителей.

Выводы:

Видовой состав пришкольного участка представлен березой, тополем, ясенем, рябиной, яблоней, липой, елью. Общим количеством 44 штук.

Наблюдаются повреждения связанные с возрастом деревьев и кустарников, насекомыми – вредителями, человеком.

44%  деревьев и кустарников находятся в здоровом состоянии, 66% в ослабленном состоянии.

Паспорт зеленых насаждений показывает характеристику каждого дерева в отдельности.

Приложение 3

 Летнее задание в 6 классе на тему: «Семейство Розоцветные моего сада».

В 9-10 классах – « Генетика на грядках»

Приложение 4

ПОЛЕ     ЧУДЕС на тему: " ПТИЦЫ".

ЦЕЛЬ: расширить знания учащихся о птицах, воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле.

ВЕДУЩИЙ. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, мелодичное пение, их смелые стремительные полеты. С птицами - звонкоголосым соловьем, смелым соколом - связаны поэтические образы в народном творчестве. О птицах сложены легенды. Сегодня, в ходе игры, вы узнаете новые интересные сведения о птицах.

ПЕРВЫЙ ТУР.

В России  эта  птица была символом красоты. Русский писатель С.Т.Аксаков
говорил о ней так: "По своей величине,   силе, красоте   и  величавой осанке
давно  и справедливо названа царем  птиц.  Все ее движения исполнены
прелести: Начнет ли пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх.
Начнет ли охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою шею.
Все живописно и великолепно в ней".
        (Лебедь)

ВТОРОЙ ТУР. Для средневековых рыцарей он был символом верности, для китайских живописцев - пожеланием удачной карьеры. Что это за птица?   (фазан)

ТРЕТИЙ ТУР. На оперении этой птицы богиня Гера разместила все сто глаз Аргуса.

(павлин)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ. Близкий родственник воробья и выкладывает свое гнездо рыбьими костями.

(зимородок)

ФИНАЛ.В Древней Греции и Древнем Риме у каждого бога были свои любимые птицы. Так, например, у Зевса это был орел, у Геры - павлин и кукушка, у Афины -сова и петух, а у Афродиты- кто? (голубь и лебедь)

СУПЕР.ИГРА. Именно эта птица стала символом добра и счастья. (аист)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Приложение 5

Например, на уроках биологии можно использовать такие загадки:

Промеж  дол, промеж гор

Лежит Егор в зеленом халате ( огурец)

Я видел  в моpe чудо-диво:

В воде животное-чернила (осьминог)

Они все живые, с хвостами, усами

Бегать умеют они и летать,

Ползать  и плавать,  кусать и хватать, .

Они мохнатые, они и пернатые,

Они и стройны, но бывают горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные.

Кто  же они, догадались? (животные)

На многих уроках биологии можно использовать   стихи, например, при изучении темы « Бактерии» дополняю описание «черной смерти» из « Пира во  время  чумы» Пушкина.

Царица грозная чума

Теперь идет на нас сама.

и льстится жатвою богатой,

и к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой.

Что делать нам и чем помочь?

При изучении способов распространения семян можно использовать такие стихотворные строки:

Пока тихо он молчит

Но лишь ветер налетит,

Шлет в воздушный океан

Парашютный свой десант.

Можно с помощью стихотворных строк поставить проблемную ситуацию на уроке, например, на уроке по изучению строения и функции сердца проблемная ситуация возникает после прослушивания отрывка из стихотворения « Сердце» Э. Межелайтиса.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе- все земное

Умещается в его пределы,

Потому-что нет ему покоя,  До всего ему есть дело.

Приложение 6

Опорные слова при изучении темы «Размножение и развитие рыб»

-нерест, забота о потомстве, наружное оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой диморфизм, семенники, икринки.

Задание: а)составьте логический связанный рассказ, применяя данные термины. б) определите очередность применения терминов при составлении рассказа.

Приложение 7.

Как подготовить учебный материал для изучения его по данной методике? Выбирается небольшая тема. Весь материал ее разбивается на порции, и каждая порция оформляется на карточку. Набор карточек, содержащий всю информацию, назовем блоком заданий, в котором содержится 4 карточки (т.к. в группе будет работать 4 ученика). каждая карточка содержит идею, отличную от идеи другой карточки, причем ученик может начать работу с другой карточки.

Структура карточек. Карточка состоит из двух частей: первая – для ввода, она же для взаимообмена. Задание для ввода носит репродуктивный характер, это материал, который ученик должен разобрать, научиться объяснять товарищу, записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над текстом параграфа, часто с использованием дополнительной литературы, справочников. Во второй части (задание второго уровня) – задания на закрепление и отработку полученных знаний. Эти задания предусматривают элементы творческого характера, выполнение заданий олимпиад.

Приведу пример двух карточек по теме: «Экологические факторы » (10 класс).

Карточка №1

Тема карточки

Задания

первого уровня

второго уровня

Экологические факторы

Прочитайте в  об экологических факторах. Ответьте на вопросы: 1. Что такое экологический фактор? 2. На какие группы делятся экологические факторы? 3. Какую интенсивность факторов называют оптимальной? 4. Что такое ограничивающий фактор? 5. Как влияют живые организмы друг на друга? Приведите примеры.

1. Каковы общие черты покоящихся стадий разных организмов, позволяющие им длительно сохранять жизнеспособность и переносить неблагоприятные условия? 2. Приведите примеры ограничивающего фактора, характерного для местных условий. 3. Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов.

  Карточка №2

Тема карточки

Задания

Первого уровня

Второго уровня

Влияние основных абиотических факторов на живые организмы (свет и влажность).

Прочитайте в §20 о влиянии света и влажности на живые организмы и ответьте на вопросы:

1. Какую роль играет вода в жизни организмов?

2. Приведите примеры адаптаций растений и животных к влажности.

3. На какие группы делятся организмы по отношению к свету?

4. Какую роль играет свет в жизни автотрофов, гетеротрофов? Приведите примеры.

1. Каковы приспособления млекопитающих к жизни в условиях пустыни?

2. Для чего и в ходе, каких процессов расходуют воду животные, растения?

3. Какие растения получают воду не из почвы?

На уроке по КСО учащиеся рассаживаются по группам, по 4 человека в каждой. Каждый ученик получает карточку. Учитель делает ввод карточек в запуск блока заданий. Он объясняет первые части заданий карточек №1, №2, №3, №4. Затем каждый ученик знакомится с содержанием заданий. Если что-то непонятно в формулировках – задает вопросы учителю. Ввод могут делать ассистенты – сильные учащиеся. Учитель накануне урока готовит ассистента для каждой группы. Ассистент проверяет готовность группы к уроку, помогает понять суть вопросов, напоминает об алгоритме работы учащихся. Ввод может быть групповым. Для этого в отдельные группы собираются ученики с одинаковыми карточками и выполняют первое задание, например 1 карточки. В этой группе будут и сильные и слабые ученики. Они друг другу помогают сравнивать, спрашивают, подсказывают, т.е. готовятся к работе в своей группе. Как работает с карточкой один ученик и пара учеников? Ученик получил карточку, усвоил и научился объяснять ее первую часть. Затем он самостоятельно выполняет в тетради задания второй части карточки. После выполнения обеих частей карточки ученик ищет партнера в своей малой группе, они садятся рядом. Ученик А рассказывает первую часть карточки ученику В, записывает ему в тетрадь ответы на вопросы, новые слова, добивается того, чтобы ученик В хорошо усвоил это задание. Он может задать контрольные вопросы и выслушать ответы на них. Если оба ученика считают, что работа выполнена, они отодвигают тетрадь ученика В и начинают работать с карточкой ученика В. Теперь ученик В объясняет свой материал ученику А, записывает в его тетрадь образец выполнения заданий, задает контрольные вопросы ученику А, помогает отвечать на вопросы. После этого ученики меняются карточками и в своих тетрадях выполняют задания второго уровня. Затем ребята сверяют вторые задания одной, а затем другой карточки. Если есть ошибки, они устраняются тем учеником, который их допустил. Если задания выполнены одинаково, то пара распадается, и каждый ученик выбирает нового партнера. Но с новым партнером ученик А работает уже не со своей карточкой, а с карточкой ученика В, т.к. быстро понимает, что для усвоения всех карточек блока, лучше передавать то, что только что усвоил сам.

Другой пример, Карточки к теме: «Класс Пресмыкающиеся», 7 класс.

Карточка №1

Тема

Задания I уровня

Задания II уровня

Местообитания, образ жизни и строение пресмыкающихся

 

 

I . прочитайте в параграфе 40 (Константинов) о местообитании и внешнем строении пресмыкающихся.

1. Каких позвоночных животных относят к пресмыкающимся?

2. Какие особенности внешнего строения пресмыкающихся являются приспособлениями к жизни на суше?

3. Сравните между собой прыткую ящерицу и обыкновенного тритона?

4. Почему прыткая ящерица может размножаться на суше?

1.какие виды ящериц и других пресмыкающихся наиболее обычна в нашей местности?

2. Желтопузик и веретеница не имеют ног, тело их змеевидное несмотря на это, их относят к ящерицам. Почему?

3. «Жало» змеи – правильно ли такое выражение. Ответ поясните?

 

 

Карточка №2

Тема

Задания I уровня

Задания II уровня

Особенности строения пресмыкающихся.

 

 

 

1.Каковы особенности скелета пресмыкающихся?

2. в связи с чем легкие пресмыкающихся развиты лучше, чем у земноводных?

3. Чем различается нервная система пресмыкающихся и земноводных? С чем это связано?

4. В чем прогрессивность размножения и развития пресмыкающихся по сравнению с рыбами и земноводными?

 

1.Почему организм пресмыкающихся получает больше кислорода, чем организм земноводных?

2.Почему температура тела пресмыкающихся, как и у земноводных, невысокая и непостоянная?

3.Змеи могут проглотить крупную добычу. Уж, например, довольно легко заглатывает лягушек. Благодаря чему это возможно?

 

Карточка №3

Задания I уровня

Задания II уровня

1. Что доказывает происхождение пресмыкающихся от земноводных?

2. Когда жили гигантские ящеры?

3. Почему произошло вымирание древних гигантских пресмыкающихся?

4. Почему многие древние гигантские пресмыкающиеся вели водный и полуводный образ жизни?

1. Среди пресмыкающихся имеется один вид, сохранившийся со времен динозавров, так называемое - «живое ископаемое». Как называется это животное?

2.Чем отличались бронтозавр от плезиозавра, ихтиозавр от диплодока?

Карточка №4

Задания I уровня

З адания II уровня

Прочитайте об отрядах черепах, чешуйчатых и крокодилов.

1. Какие пресмыкающиеся относятся к отрядам чешуйчатых, черепах и крокодилов?

2. Назовите характерные признаки чешуйчатых, черепах и крокодилов?

3. Каково значение пресмыкающихся в природе и жизни человека?

1. По каким особенностям строения можно отличить змей от безногих ящериц?

2.Какие особенности строения черепа змей позволяют им питаться крупной добычей?

3. Почему пресмыкающихся важно охранять? Назовите пресмыкающихся, занесенных в Красную книгу России.

Приложение 8

Проблемное изучение материала, поисковая беседа активизирует учащихся любого возраста, ставит их в  положение первооткрывателя. Так, при изучении темы « Перекрестное опыление у цветковых растений» урок можно начать со строчек:

Природы мнимое творенье,

Цветок долины украшенье,

Не мог взлелеянный весной,

Безвестен ты в степи глухой!

Скажи: зачем же так алеешь,

Росой, заискрясь, пламенеешь,

и дышишь чем-то, как живым,

Благоуханным и святым?

Ты для кого в степи широкой,

Ты для кого от сел далеко? (А. Кольцов)

Ребята шестиклассники обычно сразу называют насекомых-пчел, бабочек, жуков-посетителей цветков.

А затем в процессе беседы выявляем все признаки  насекомоопыляемых  растений .

Поиск смысловых «биологических» ошибок в стихах - путь  к развитию логического мышления, наблюдательности учащихся. В стихотворении А. Фета  «Бабочка», допущена ошибка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем -я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем- Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась и вот дышу.

Учащиеся сразу замечают ошибку, ведь у бабочек не 2, а4 крыла.

На уроках можно использовать не только стихи, так сказать, сбивающие с толку, но и, наоборот, стихи- подсказки. Они развивают познавательный интерес, способствуют концентрации внимания. Например, в б классе в беседе о видовом многообразии на уроке « Биология- наука о живой природе» я прошу назвать известные детям травы, деревья, кустарники. А каково происхождение названий этих растений? Почему береза так называется? Какие тайны скрываются за названиями растений?

Слушаем стихотворение подсказку.

Поэзия названий- цветов, деревьев, трав ..

я раньше по поляне шел голову задрав.

я с именами древними был шляпочно знаком.

Деревья звал  деревьями, цветок я звал цветком.

Был прав великий гений, цветам названья дав

в отечестве растений нет безымянных трав.

я слышу звук застенчивый в названии  таком:

Зовут цветок бубенчиком, а этот погремком.

Придумывает тонко названия народ.

На камне камнеломка упорная растет:

А мне все больше нравится, тот в крапинку цветок:

в росистых травах прячется венерин башмачок.

То снег, то дождик с неба куражится апрель.

Стрелою из- под снега стремительный прострел.

Нет ничего случайного в названии любом:

в нем музыки звучание и смысл глубокий в нем.

Вновь прячется тропинка в глубокую траву.

Здесь каждую травинку по имени зову.

При изучении раздела « Экология» можно использовать пословицы и поговорки. Например, « Как аукнется, так и откликнется», « Без хозяина и дом сирота». К некоторым урокам можно подобрать эпиграммы.  Например, к уроку « Биосфера и человек» стих

Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

Приложение 9

Урок обобщения и систематизации знаний в 8 классе по теме: Опорно-двигательная система

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

-закрепить знания учащихся терминологии по теме;

-закрепить  знания учащихся о строениях и функциях скелета, как основной  составляющей опорно-двигательной системы;

-продолжить формирование понятия о взаимосвязи строения и функций, на примере   скелета человека;

-закрепить знания о гигиене опорно-двигательной системы;

   -понимания необходимости  здорового образа жизни;

Познавательные обучающие действия:

1.формирование умений выявлять межпредметные  взаимосвязи костной и мышечной систем органов и анатомии с другими предметами школьного цикла;

2.формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ);

3.формирование умения творчески мыслить:

•Регулятивные учебные действия:

1.формирование умения осуществлять личностную рефлексию

2.формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности:

Коммуникативные действия:

1. формирование умения работать в группах;

2. формирование умения четко формулировать свою мысль;

3.формирование умения планировать учебное сотрудничество

1.повторение материала и оценка знаний по теме;

2.формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3.развитие познавательного интереса

Организационный момент – отметить отсутствующих учащихся

Класс делится на четыре  группы. В каждой группе есть заранее  подготовленный ученик (в дальнейшем в группе будет называться – педагог) .Каждой группе выдаются маршрутные листы:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ группы №1

Фамилия Имя ученика

Тема №1

«Скелет»

Тема №2

«Мышцы»

Тема №3

«Первая помощь»

Тема №4

«Нарушения опорно-двигательного аппарата»

Итоговая отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Педагог в группе

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ №2

Фамилия Имя ученика

Тема №2

«Мышцы»

Тема №3

«Первая помощь»

Тема №4

«Нарушения опорно-двигательного аппарата»

Тема №1

«Скелет»

Итоговая отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Педагог в группе

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ №3

Фамилия Имя ученика

Тема №3

«Первая помощь»

Тема №4

«Нарушения опорно-двигательного аппарата»

Тема №1

«Скелет»

Тема №2

«Мышцы»

Итоговая отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Педагог в группе

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ №4

Фамилия Имя ученика

Тема №4

«Нарушения опрно-двигательного аппарата»

Тема №1

«Скелет»

Тема №2

«Мышцы»

Тема №3

«Первая помощь»

Итоговая отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Педагог в группе

 В конце урока вы получите отметки.

II.Ход урока:

На доске надпись: Лень, праздность и гиподинамия - враги опорно-двигательной системы.

Ребята, объясните данное высказывание?

На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Опорно-двигательная система человека».  Целью нашего сегодняшнего урока является обобщение ваших знаний по этой теме. Выясним, были ли вы внимательны на уроках и добросовестны дома.

Педагог в группе записывает в маршрутный лист фамилию имя ученика. Задает вопрос(вопросы в ПРИЛОЖЕНИИ 1) в группе по цепочке и ставит предполагаемую отметку в первую колонку. Время – 5минут. Затем группа, за исключением  педагога, перемещается ко 2 педагогу. Педагог 2 группы задает вопросы и ставит отметку во вторую колонку, через 5 минут группа перемещается к 3 педагогу  - задает вопросы и ставит отметку в третью колонку, далее – к 4 педагогу и выставление отметок в четвертую колонку.

Время на полное задание 20 минут.

Учитель собирает маршрутные листы и выборочно задает вопросы некоторым учащимся с целью перепроверки, корректировки и  честности выставления отметки педагогов в группе.

Пока учитель выставляет отметки в классный журнал, педагоги в группе предлагает выбрать разноцветные карточки (желтые, красные, синие, зеленые). Ребята рассаживаются по группам своего цвета.

Таблички в группах                                          


СКЕЛЕТ



МЫШЦЫ

                                                                                   



НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА


ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Ученикам каждой группы предлагаются прочитать интересные факты об опорно-двигательной системе человека. Зачитывает один из членов группы. Затем ребята возвращаются в свои исходные группы и доносят полученную информацию.

Для группы «СКЕЛЕТ»

Как это ни странно, указать точное количество костей в скелете человека не представляется возможным. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20% людей есть отклонения в количестве позвонков. Один человек из каждых двадцати имеет лишнее ребро, причем у мужчин лишнее ребро встречается примерно в 3 раза чаще, чем у женщин (вопреки библейской легенде о сотворении Евы из ребра Адама). Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются, образуя плотные швы. Поэтому не всегда ясно, как считать кости. Например, крестцовая кость явно состоит из пяти сросшихся позвонков. Считать ее за одну или за пять? Поэтому солидные руководства осторожно указывают, что у человека "несколько более 200 костей".

Для группы «Мышцы»

 Самая длинная кость - бедренная, ее длина составляет обычно 27,5% от роста человека. Самая короткая - стремечко, одна из косточек, передающих колебания барабанной перепонки к чувствительным клеткам внутреннего уха, Она работает как рычаг, увеличивая давление звуковых волн. Ее длина всего 3-4 миллиметра.

Для группы «Первая помощь»

Самая маленькая мышца - мышца стремечка. При слишком сильных звуках она поворачивает стремечко так, что соотношение длины плеч косточки-рычага меняется, и коэффициент усиления звука падает.

Для группы «Нарушения опорно-двигательного аппарата»

Точно указать количество мышц невозможно. Специалисты насчитывают у человека от 400 до 680 мышц. Для сравнения: у кузнечиков около 900 мышц, у некоторых гусениц до четырех тысяч. Общий вес мышц у мужчины составляет около 40% от веса тела, а у женщины - около 30%.

3. Формирование вывода(рефлексия) с записыванием в тетрадь учащимися.

Кость - сложный живой орган, и для его жизни необходимы определенные условия питания, движения.

4. Домашнее задание: подготовиться к небольшой проверочной работе по теме: «Опорно-двигательная система»

1 преподаватель – (красного цвета)

  1. Какое строение имеет костная ткань?
  2. Какие вещества входят в состав кости, и какое значение они имеют?
  3. Каковы причины возникновения искривления позвоночника? Какие изменения в работе организма происходят при этом состоянии? Как предупредить искривление позвоночника?
  4. Какие кости образуют верхнюю конечность?
  5. Каковы особенности скелета черепа человека?
  6. Благодаря чему происходит рост костей в длину и толщину?
  7.  Из каких отделов и костей состоит нижняя конечность человека?
  8. Каково значение опорно-двигательной системы?

2 преподаватель – (зеленого цвета)

  1. Как называется плотно-соединительно-тканная оболочка мышц?
  2. Функция миофибрилл.
  3. Какая работа называется динамической?
  4. Объясните понятия – антагонисты и синергисты.
  5. Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов?
  6. Как устроен сустав? Приведите примеры суставов. Как строение сустава связано с выполняемыми функциями?
  7. Как можно преодолеть утомление мышц и повысить работоспособность?
  8. Строение двуглавой мышцы.

3 преподаватель -  (синего цвета)

  1. Как оказать первую медицинскую помощь при растяжении связок на нижней конечности?
  2. Как называется плотно-соединительно-тканная оболочка мышц?
  3. Как можно определить, что произошёл вывих сустава? Как оказать первую медицинскую помощь при вывихе? Обоснуйте свои действия.
  4. Что такое плоскостопие?

    5.Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от     выполняемых ими функций».

6.Как оказать первую помощь при открытом переломе предплечья?

7. Есть подозрение на перелом позвоночника? Что делать? Обоснуй свои действия.

4 преподаватель  – (желтого цвета)

  1. Каковы причины возникновения плоскостопия?
  2. Какой вклад внес в развитие медицины в области хирургии Пирогов Николай Иванович?
  3. Назовите виды нарушений осанки человека.
  4. Какую профилактику необходимо соблюдать во избежание искривления позвоночника?
  5.  Как можно предупредить плоскостопие?
  6. Что такое осанка? В чем преимущества правильной осанки?
  7. Как определить есть ли у вас искривление  позвоночника?
  8. Как определить есть ли у вас искривление  плоскостопия?

Приложение10

Организация волонтерской команды среди учащихся 8-11 классов, осуществляющие, например, информационно - просветительской деятельностью среди 1-11 классов, педагогического состава, работа с родителями учеников, а также жителей микрорайона.

Например, волонтеры освещают тему «Что может сделать гражданин РФ для сохранения  окружающей среды»

-отремонтируйте протекающие краны и трубы, поскольку в среднем они могут стать причиной потери более 18200 литров воды в  месяц;

-купите вместо старых лампочек энергосберегающие;

-выбрасывайте растительные отходы в компостные кучи, где это только возможно. Пищевые отходы тоже должны вернуться в землю: благодаря ей выросли растения и животные, из которых получены пищевые продукты;

-закрывайте воду, когда чистите зубы, бреетесь или мылитесь. Наполняя раковину водой при мытье, вы используете 4,5 литров вместо 45 литров, которые вы потратите при открытом кране;

-не выбрасывайте одежду, которыми вы не пользуетесь. Одежду и игрушки можно отдать нуждающимся или через интернет-сообщества otdam _darom.ru;

Заключение

Рекомендации педагогу

1) Показать ценностную значимость изучаемой дисциплины (использование

в преподавании общих и крупных планов, широких абстрактных обобщений и конкретных частностей, применение учебного материала в повседневной

жизни, знакомство с особенностями предмета для развития личности).

2) Обеспечить реализацию учащимися тенденции к деятельности: научить

преобразовывать цели “будущего” в ряд проблем, задач, заданий, имеющих

непосредственное отношение к настоящему.

 3) Поощрять самостоятельность учащихся, оказывая лишь необходимую

помощь (посильность заданий, своевременное усложнение заданий, подбор

творческих заданий).

 4) Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого

учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания,

оригинальное решение задачи, использование дополнительного материала

по изучаемой теме и др.

5) Каждое выполненное задание использовать в качестве новой ступеньки

для постановки новых задач, для раскрытия новых учебных перспектив,

развития новых влечений и интересов.

 6) Полно использовать на занятиях учебное время, постоянно чередуя

виды деятельности преподавателя и учащихся, используя разнообразные

приемы, методы, формы работы.

 7) Оценку выполненной работы педагогу следует давать так, чтобы

она придавала учащимся уверенность в своих силах, свидетельствовала

пусть даже о небольших достижениях в учебной деятельности и удовлетворении познавательных потребностей, настраивала на новую познавательную активность.

 8) Педагогу следует строить с учащимися доброжелательные, открытые,

эмоционально-насыщенные отношения в процессе обучения, направленные на формирование и поощрение чувства себя и другой личности, потребности

в самоутверждении, самоактуализации.

 9) Педагогу необходимо проявлять эмоциональное богатство и разнообразие своей личности: выражение своего отношения (но не оценки) к произведениям искусства, к поступкам людей, к собственной профессиональной деятельности, готовность быть эмоционально открытым самому и принимать эмоциональность своих учеников.

Список использованной литературы:

  1. Бычкова Е.Ф. Что нужно знать школьнику об экологии. Руководство для работников детских и школьных библиотек и педагогов дополнительного образования/Е.Ф.Бычкова,А.В.Крюкова.-Москва.:Чистые пруды, 2009-32с.
  2. Игошин Г.П. Уроки биологии в 7 классе. Развернутое планирование/Г.П. Бычкова.-Ярославль.: Академия Развития Академия Холдинг, 2004-271с.
  3. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку?/ С.Л. Островский.- Первое сентября, 2010-12с.
  4. Авилова К.В. Позвоночные животные изучение их в школе/К.В.Авилова.-Москва «Просвещение»,1983-159с.
  5. Н.В. Падалко и В.Н. Федорова. Методика обучения ботанике/Москва.:Просвещение, 1982- 349с.
  6. Бахрушева И.В. Мотивация познавательной деятельности/ И.В.Бахрушева.- Москва.- Легион, 2012 – 12с.

Интернет – ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"

Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Из опыта работы по теме: Использование ИКТ на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета                    ...

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета.

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета....

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием,  происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ор...

Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС

В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....

Способы и приемы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

В статье представлены методы повышения мотивации учащихся. Предлагаются примеры упражнений...

Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению биологии.

Успехи обучающихся во многом определяются наличием мотива достижений, т. е. стремлением добиться положительных результатов и улучшить уже достигнутое, познать неизведанное, совершенствовать себя. Учен...