Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению биологии.
проект по биологии

Успехи обучающихся во многом определяются наличием мотива достижений, т. е. стремлением добиться положительных результатов и улучшить уже достигнутое, познать неизведанное, совершенствовать себя. Ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Но простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами здоровья: собственного и окружающих. И я как учитель, одной из своих задач считаю - повышение мотивации к изучению биологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность128.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ повышения мотивации

к изучению биологии.

Маркова Е.А. учитель биологии

МОУ «ГИМНАЗИЯ №5»

Успехи обучающихся во многом определяются наличием мотива достижений, т. е. стремлением добиться положительных результатов и улучшить уже достигнутое, познать неизведанное, совершенствовать себя. Ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Но простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами здоровья: собственного и окружающих. И я как учитель, одной из своих задач считаю - повышение мотивации к изучению биологии.

Проблема развития мотивации в гимназии подтолкнула к поиску технологий и методик, которые позволили бы не только заинтересовать учащихся предметом биологии, но и удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии. Эту задачу в полной мере может решать использование проектов как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Метод проектов основан на постановке социально значимой цели и её практическом достижении, что позволяет направить деятельность школьников на решение той или иной проблемы, взятой из жизни детей, знакомой и значимой для них. При этом результатом деятельности всегда является продукт, который разработали участники проекта для её разрешения.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, учитывать риски, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично. Одно из требований ФГОС - научить ребенка самостоятельно добывать знания. Цели применения проектной деятельности в полной мере перекликаются с требованиями стандарта.

Данное направление в нашей гимназии реализуется как учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Ученики получают возможность попробовать себя в работе над проектами, соответствующими возрасту и программному материалу, учатся работать с информацией, работать в группе или самостоятельно, предоставлять результаты своего труда. В настоящее время у меня складывается определенная система.

5 класс. При изучении темы «Клетка» ученики создают макет растительной клетки из любого материала, и затем рассказывают о строении, используя свою работу. При изучении темы «Грибы» ребята изготавливают макеты грибов, и также рассказывают про гриб, съедобный или ядовитый, пластинчатый или трубчатый. Летним заданием для учеников 5 класса является подготовка к проекту «Добавь зеленого» или «Зеленая школа», направленный на пополнение комплекта растений кабинетов и рекреаций гимназии. В данном проекте ребята знакомятся с растениями, благоприятными для озеленения детских учреждений, обновляют и приводят в порядок фитоуголки кабинетов, а также получают навыки вегетативного размножения растений и ухода за ними.

6 класс. В первой половине года осуществляется проект совместно по биологии и географии «Журнал живой природы», где ребята составляют журнал о растениях разных континентов в виде общей папки с защитой работы по определенному плану. В марте начинается новый проект, связанный с растениями, «Цветы для клумбы», при выполнении которого ученики выращивают рассаду из семян для клумб пришкольной территории. Они знакомятся с ассортиментом однолетних растений, делают вывод о целесообразности посадки данного растения на нашем пришкольном участке,  элементах ухода за растением, учитывая его экологические особенности. При защите проекта ученики предоставляют рассаду, которую сами высаживают на пришкольном участке.

7 класс. В 7 классе будет продолжен проект совместно по биологии и географии «Журнал живой природы», где ребята составят журнал о животных разных континентах в виде папки и электронной презентации. Проект: «Помоги птицам зимой» направлен не только на изготовление кормушек для поддержания птиц зимой, но также на изучение разнообразия оседлых птиц и их приспособленности к низким температурам, данный проект учит быть внимательным к живым существам, которым нужна наша помощь.

8 класс. Для обучающихся, решивших углубленно изучать биологию, в 8 классе организован проект «Моё здоровье – в моих руках». В начале учебного года ученики определяются с темой своего проекта, выбирая те органы и системы, по которым либо сам ребенок, либо родственники имеют заболевание. В течение года изучают этот орган более подробно, его строение, функции, причины нарушений функционирования и заболевания, а также историю изучения выбранного органа. Результатом проекта является буклет, памятка, в которой красочно коротко говорится, насколько важен этот орган и особо обращается внимание на профилактику заболеваний.

9 – 11 класс. Если до этого проекты были массовые, могли быть групповыми, то в 9 – 11 классах они носят больше индивидуальный характер. Ученики выбирают те темы, которые их волнуют, которые им интересны и результатами которых они хотят поделиться. Например, экологический проект: «Эколого-краеведческая тропа «Окрестности Алтынной горы». Документальный фильм «Окрестности Алтынной горы» стал участником международного фестиваля документального кино «Саратовские страдания – 2017» и получил специальный приз в номинации «Наша кинофабрика». Фильм можно посмотреть на канале You Tube. С работой «Путешествие вокруг Алтынной горы» мы выступали на международной конференции «От школьного проекта – к профессиональной деятельности» и получили диплом 1 степени. Участвуя во Всероссийском конкурсе-фестивале «Арктур» ученица стала призером и была награждена поездкой в «Артек».

         И еще один проект, реализуемый в нашей гимназии – проект «Музей дуба». С помощью сети Интернет проведено мини-исследование и выяснено, что музея дуба не существует ни в Саратове, ни в других городах России (на конец 2019 года). Идея проекта: создание действующего и активно развивающегося музея дуба. В настоящее время работа переводится в он-лайн формат.

        Второй год я веду в 10-х классах курс «Индивидуальный проект». Темы, которые выбирают ученики, настолько разноплановые, касаются многих сфер жизни человека и разных направлений, около 50 % тем находятся в предметной области биологии, экологии, психологии, здоровья.

В результате всей работы средний % качества в классах, где я преподаю биологию, составляет 75 – 80 %.

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии

Учебный год

Призеры и победители

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

2018-2019

19

4

1 участник

2019-2020

7

1

-

2020-2021

23

-

-

2021-2022

27

4

2 участника

 Участие в НПК, конкурсах

Учебный год

Участники/ Призеры и победители

НПК

Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

Всероссийский экологический диктант

2018-2019

 2/2

14/2

-

2019-2020

4/4

16/2

11/2

2020-2021

1/1

25/7

13/7

2021-2022

Планируется 5 работ

Не участвовали (дистант)

12/11

А также мои ученики принимают активное участие в конкурсах и фестивалях, марафонах и олимпиадах, акциях и чтениях, флешмобах и круглых столах разного уровня от школьного до всероссийского и международного  очно и он-лайн. Школьный уровень (мероприятия, организованные мной): Интеллектуальные игры по биологии, творческие конкурсы электронных презентаций, Лекторий «Все о здоровье», Конкурс «Юный микробиолог», Социально-значимый  проекты,  школьные НПК «Ломоносовские чтения», «Н.И.Вавилов – гражданин Земли»

Диагностика результативности применения образовательных технологий проведена с использованием методики «Карта самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося». Данная методика предназначена для диагностики результатов освоения учащимися образовательной программы.

Из диаграммы видно, что применение в обучении проектной технологии уровень компетенции учащихся достаточно высок и имеет положительный динамику.

Анализируя представленный выше практический опыт организации и проведения проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов повышает уровень мотивации к изучению биологии, развивает у обучающихся следующие умения и навыки: самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формируют навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.  Наиболее значимой в данном процессе является креативность. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Проектная деятельность на примере учебных и внеклассных проектов является продуктивной и способствует повышению мотивации к изучению биологии. Я планирую продолжать работу в этом направлении.

 Литература:

  1. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5 – 9 классы: методическое пособие/ Л.А.Громова. – М. Вентана-Граф, 2015. – 160 с.
  2. Азбука исследовательской деятельности. Алгоритм исследования: Учебное пособие для педагогов по выполнению исследовательских работ/И.А.Тягина. – Тюльган, 2014.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методические рекомендации по преподаванию курса/ под ред. д.ф.-.м.н, проф. Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы/ под ред. д.ф.-.м.н, проф. Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
  5. http://xreferat.ru/71/6029-1-issledovatel-skoe-obuchenie-shkol-nikov.html
  6.  http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y17rz.html
  7.  http://mordvin.edu.yar.ru/rekomendatsii_po_nit/pamyatka_kraevedu.pdf
  8. http://oasis821.ucoz.ru/publ/3-1-0-7
  9.  http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/tezisy-k-issledovatelskoi-rabote
  10.  http://www.i-u.ru/biblio/archive/graudina_shiryaev_spiking_culture/15.aspx
  11.  http://www.elitarium.ru/2008/09/24/vystuplenije_pered_auditoriejj.html

Ссылки 1. Эколого-краеведческая тропа "Окрестности Алтынной горы» https://eco.rosuchebnik.ru/history/ekologo-kraevedcheskaya-tropa-okrestnosti-altynnoy-gory-149855/

  1.  фильм «Окрестности Алтынной горы» https://www.youtube.com/watch?v=FrmJF9YQDbw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Из опыта работы по теме: Использование ИКТ на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета                    ...

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета.

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета....

Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."

исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка  в младших классах....

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

«Решение проектных задач, как способ повышения мотивации младших школьников к изучению английского языка»

Представление педагогического опытаучителя английского языкаМБОУ «Перхляйская ООШ»Рузаевского муниципального района РМСергуновой Н.И....

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием,  происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ор...