Урок по теме "Генетика пола"
презентация к уроку (биология, 9 класс) по теме

Лобанова Юлия Олеговна

Материал содержит презентацию к уроку "Генетика пола" и конспект урока. Данная тема предложена для учащихся 9-го класса при изучении генетики человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genetika_pola.rar572.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Генетика пола. Наследование сцепленное с полом»

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах;

Задачи:

расширять знания учащихся о наследственности и изменчивости организмов;

продолжить закрепление навыков решения генетических задач;

сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Индивидуально каждый отвечает вопросы «да-нет» (слайд 1-4)

1 вариант: да-нет-да-нет

2 вариант: да-нет-нет-да

III. Изучение нового материала.

Использование презентации «Генетика пола»

Ученые заметили, что в мире рождение девочек и мальчиков приближено к соотношению 1:1. Почему так происходит?

Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не страдают.

Почему некоторые болезни могут проявляться не в каждом поколении?

1. Генетика человека – смежная область генетики и медицины, изучающая законы наследственности и изменчивости у человека в норме и при патологиях, физические и психические признаки

Задачей генетики человека является выявление, изучение, профилактика и лечение наследственных болезней, разработка путей предотвращения воздействия негативных факторов среды на наследственность человека.

2. Основные методы исследования генетики человека:

  1. Генеалогический (составление родословных; используют метод для составления прогноза вероятности проявления признака в потомстве; используется в медико-генетическом консультировании)
  2. Близнецовый (сравниваются частота сходства по ряду признаков пар близнецов; позволяет определить роль генетического вклада в наследование сложных признаков, а также оценивать влияние воспитания, обучения и т.д.)
  3. Цитогенетический (строение метафазных хромосом, их морфологические особенности; для изучения кариотипа, диагностика наследственных болезней, вызываемых хромосомными мутациями; используется в медико-генетическом консультировании)
  4. Биохимический (берутся пробы крови или околоплодной жидкости; определяют таким образов болезни обмена веществ, выявляют носителей рецессивных генов)

3. Работы Томаса Моргана:

С 1911 г. Т.Морган и его соратники начали публиковать серию работ, в которых экспериментально, на основе многочисленных опытов с дрозофилами, и была сформулирована в основных чертах хромосомная теория наследственности, подтвердившая и подкрепившая законы, открытые Менделем.

Суть теории:

  1. Основным носителем наследственности являются хромосомы (в которых локализованы гены)
  2. Каждый ген имеет определенный локус в хромосоме
  3. Гены, расположенные в одной хромосоме образуют группу сцепления и наследуются вместе
  4. Число групп сцепления постоянно для каждого вида

Значение: дала объяснение законам Менделя вскрыла генетические основы естественного отбора.

По аналогии с анализирующим скрещиванием можно предположить, что один пол дает два типа гамет (гетерогаметный), а другой — один тип (гомогаметный). От того какие типы гамет встретятся зависит пол развивающегося потомка. Такое же предположение высказал Г. Мендель. Возникает вопрос, в чем отличие между гаметами разных типов?

Это предположение было подтверждено в начале XX века, когда Т. Моргану и его сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом.

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют  аутосомами.

Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют  

половыми хромосомами

У человека 23 пары гомологичных хромосом. Последняя пара – это половые хромосомы

Гетерогаметный пол – разногаметный пол; половина гамет имеет половую хромосому X, половина – Y

Гомогаметный пол – равногаметный пол, половые хромосомы одинаковые.

Класс животных

Человек, млекопитающие, многие насекомые

XY

XX

Птицы, пресмыкающиеся, бабочки

XX (ZZ)

XY (ZW)

Некоторые насекомые

XX

XO

У тли

XO

XX

Найти соответствие (на слайде)

4. Наследование признаков, сцепленных с полом. Молекулярные (генные) и хромосомные заболевания.

Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом.

В X-хромосоме имеется участок, для которого в Y- хромосоме нет гомолога.

Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны.

Многие признаки и болезни человека, наследующиеся сцеплено с полом, обусловлены генами, локализованными в Х или У - хромосоме. Таких генов известно около 120. К ним относятся гены гемофилии А и В, недостаточности фермента глюко-зо-6-фосфат-дегидрогеназы, цветовой слепоты и др. Такие болезни носят название молекулярных (генных).

Рассмотрим пример наследования гемофилии:

Р        ХНXh – носительница гена гемофилии        x        ХHУ – здоровый мужчина        

гаметы        ХН; Xh                                                           ХH; У        

F1        ХНХН – здоровая женщина        ХНXh – здоровая женщина, носительница гена гемофилии        ХHУ – здоровый мужчина        ХhУ – мужчина-гемофилик

Среди редких болезней одна хорошо известна широкой публике. Это гемофилия. Знают ее, потому что болезнь эта в какой-то мере определила ход российской истории. Гемофилией страдал единственный сын Николая Второго цесаревич Алексей.

Гемофилия – наследственное нарушение свертывания крови. Страдают этой болезнью мужчины, но передается она по женской линии

Болезнь вызывает продолжительные кровотечения при нарушении целостности кожи, ушибе и даже самопроизвольно.

IV. Закрепление.

“Почему не бывает черепаховых котов?”

Рассмотрим, как наследуется окраска у кошек. Часто встречаются черные коты и черные кошки, рыжие коты и редко рыжие кошки, но котов с черепаховой окраской не бывает. Этот факт объяснили, когда выяснили, что наследование данного признака сцеплено с полом.

Какое потомство получится от скрещивания черной кошки и рыжего кота, если ген черной окраски шерсти доминантен по отношению к гену рыжей окраски и наследуется сцеплено с Х - хромосомой?

Решение задачи:

Черная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в Х-хромосоме. В У - хромосоме они отсутствуют. Обозначим Х-хромосому, несущую аллель В - ХВ, а Х-хромосому с аллелем b – Хb. Поэтому возможны такие комбинации:

ХBXВ – черная кошка; ХBУ – черный кот

XbХb – рыжая кошка; ХbУ – рыжий кот

ХBХb – черепаховая кошка

Так как мужская особь имеет только одну Х-хромосому, то кот может быть или черным, или рыжим, но не может иметь черепаховую окраску, потому что для ее развития необходимо одновременное присутствие генов B и b.

Редко встречаются коты с черепаховой окраской, но они, как правило, бесплодны, так как их генотип ХХY, т.е. при мейозе у одного из родителей произошло не расхождение хромосом.

V. Итоги урока.

Выводы:

Хромосомы у организмов делятся на аутосомы и половые хромосомы.

Наследование признаков организма, а также некоторых заболеваний у человека, происходит через половые хромосомы, т.е. сцеплено с полом.

У многих видов расщепление по признаку пола происходит в соотношении 1:1

Хромосомная теория наследственности, дала точное и единое объяснение всех явлений наследования при половом размножении.

VI. Задание на дом.

§39. пользуясь параграфом решить задачу:

В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по водному поло

способы передвижения, специальные приемы, техника владения мячом в водном поло на уроке по плаванию...

Урок-путешествие "Сказочная поляна"

Урок является завершающим этапом изучения русских народных и литературных сказок в 5 классе, способствует воспитанию любви к книге и чтению, развитию творческого воображения. Ребята совершают интересн...

Обобщающий урок по истории "Поле русской славы"

Урок проводится в форме интеллектуальной игры между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7-8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный в...

Урок-экскурсия "Ясная Поляна"

Путешествие в имение Толстого, демонстрация фотографий дома, помещений, доклад "Идейно-нравственные искания Льва Толстого"...

Презентация для урока Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. 9 класс

Презентация содержит проверочную работу, рисунки для объяснение материала по теме "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток, а также задачи для закрепления....

Тема урока. Индукция магнитного поля.8 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:Стратегические: овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной кар...

Урок «Действие магнитного поля на проводник с током, на движущиеся электрические заряды. Правило левой руки» (платформа ZOOM, видео урок с опорой на презентацию)

В рамках дистанционного обучения для обуающихся разработан план занятия на платформе ZOOM, в рамках проведения видеоурока....