Урок-путешествие "Сказочная поляна"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок является завершающим этапом изучения русских народных и литературных сказок в 5 классе, способствует воспитанию любви к книге и чтению, развитию творческого воображения. Ребята совершают интересное и увлекательное путешествие в мир сказок, придумывают, фантазируют, отгадывают, делятся впечатлениями о прочитанных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_v_5_klasse.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНА»

Выполнила: УЧИТЕЛЬ      РУССКОГО  ЯЗЫКА    И   ЛИТЕРАТУРЫ          ЕЛЯСОВА О.Н.

Оборудование: Иллюстрации к сказкам, элементы костюмов сказочных героев, книги.

Цели уроков:

Воспитательная: Воспитание любви к книге и к чтению.

Познавательная: Обобщение и углубление изученного о сказках и сказочных героях.

Развивающая: Развитие творческого воображения, актерских способностей, умения работать в коллективе, сопоставлять впечатления от прочитанных произведений и иллюстрации к ним, передавать свое видение обсуждаемых произведений.

ХОД УРОКА

1.        ВСТУПЛЕНИЕ

1.        Сегодня мы  отправляемся в сказочный лес, на сказочную поляну, чтобы там вновь встретиться с героями полюбившихся нам сказок. В известном вступлении к поэме «Руслан и Людмила» Пушкин описал сказочную страну - Лукоморье. Давайте и мы придумаем свою сказочную поляну, представим себе, как она выглядит.

УСТНОЕ РИСОВАНИЕ

2.        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 Многие писатели - сказочники придумывали свои сказочные страны. Назовите писателей, которые придумали:

Голубую, Фиолетовую, Розовую, Желтую страны. (Волков)

Королевство кривых зеркал. (Губарев)

Страну лжецов. (Д.Родари)

Страну дураков. (Толстой)

Мифландию (Дарелл)

Лилипутию. (Свифт)

Волшебную страну Нарнию (Льюис)

(По мере проведения викторины учитель обращает внимание ребят на иллюстрации к сказкам, развешанные на доске)

             Чтобы попасть на сказочную поляну, мы должны пройти испытание. Мы должны доказать, что любим и знаем страну сказок. Если мы оглянемся кругом, то увидим, что сказочные герои окружили поляну со всех сторон, но бояться показаться нам на глаза. Давайте попробуем угадать, кто сегодня пришел к нам в гости.

Вот из-за дерева выглядывает длинный нос.
(Буратино Толстого или Карлик Нос Гауфа)

А вот из травы торчит сапог. (Перро, «Кот в сапогах»)

И рядом торчат большие уши (Чебурашка Э.Успенского)

        4. За стволом дерева прячется метла. (Баба-Яга)

Оттуда же виден кончик бороды. (Карабас-Барабас
Толстого, Черномор Пушкина, старик Хоттабыч
Лагина)

На тропинке видны следы хрустальных башмачков
(Золушка Перро) и серебряных башмачков (Элли , Волков)

А какие необыкновенные сказочные цветы растут на поляне?

 (Аленький цветочек из сказки Аксакова, цветик-семицветик из сказки В.Катаева)

А если мы поднимем глаза в небо, то увидим ковер-самолет... (Лагин, «Старик Хоттабыч»), воздушный шар...(Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»), воздушный шарик... (Милн, «Винни-Пух и все-все-все»). На ласточке прилетела... (Дюймовочка Андерсена), на прутике, который держат 2 утки... (Лягушка-путешественница, Гаршина), на воздушном змее...(Мэри Поппинс, Тирэвэрс), на гусе... («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Лагерлеф)

      Как выяснилось, сказки мы любим, читаем и знаем. Но испытания продолжаются. Сейчас сказочные герои выйдут на поляну. Они покажут нам отрывки из своих сказок, а мы должны угадать, из каких сказок они к нам пришли.

Ребятам было дано домашнее задание разбиться на группы и инсценировать отрывки из сказок по их выбору.

По очереди выходят группы ребят и показывают отрывки из сказок «Старик Хоттабыч» Лагина, «12 месяцев» Маршака, «Рикки-Тиви-Тави» Киплинга, «Снегурочка». 

     Ребята, пока мы занимались отгадыванием сказок, из сказочного леса до меня долетел сигнал тревоги. Представляя солнечную полянку, вы сказали, что по ночам над ней летают злые волшебники. Один из таких волшебников ночью, пока все спали, взял и перепутал героев всех сказок, и теперь они не могут вернуться в свои книги. Давайте поможем им, распутаем путаницу и вернем всех на свои места.

               ПУТАНИЦА

   Жили-были дед да баба, и была у них Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла и на терем набрела. Ей навстречу пес, залаял, прибежал и смолк, играя. В ворота вошла она. На подворье тишина. Там в маленькой комнате сидела горбатая старуха и пряла пряжу. Она ничего не знала о запрещении царя употреблять веретена.

-        Здорово, служивый:- сказала она, - какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег,
сколько твоей душе угодно!

   Услышав эти слова, кот сказал:

-        Не горюй, хозяин, а дай лучше мешок и пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустарникам, и увидишь, что ты получил не такое плохое наследство, как казалось.

     Когда кот получил от хозяина сапоги, он ловко надел их и пошел в лес. Видит: стоит теремок. Спрашивает кот:

    - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

    -  Это я, красная шапочка, ваша внучка. Несу вам пирожок да горшочек масла.

   А Маша из короба и говорит:

 -        Вижу, вижу! Не садись на пенек , не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.

   А колобок отвечает:

      -        Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя, Машенька, и подавно уйду.

(Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок»; «Сказка о мертвой царевне» Пушкина, «Спящая красавица» Перро, «Кот в сапогах» Перро, «Огниво» Андерсена, «Муха-Цокотуха» Чуковского, «Красная шапочка» Перро)

        А теперь давайте представим себе, что Баба-Яга решила напугать нас, вскочила на метлу и промчалась по сказочной поляне. Кто изобразит Бабу-Ягу? (3-4 человека). А вот пробежал по поляне Винни-Пух, но он никого не заметил, потому что сочинял свою очередную пыхтелку. Кто изобразит Винни-Пуха? (3-4 человека). А сейчас промчался по поляне Карлсон, который живет на крыше, но он тоже никого не заметил , потому что репетировал, как будет изображать привидение, чтобы напугать воров. Кто изобразит Карлсона?(3-4 человека).

Ребята по очереди изображают сказочных героев, придумывая реплики, импровизируя.

УСТНОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ

Теперь, когда мы прошли все испытания, мы можем покинуть безопасную поляну и отправиться в путешествие по сказочному лесу. Давайте представим себе, что Саша и Надя возвращались из школы домой. Вдруг раздался страшный удар грома. Надя и Саша закрыли глаза, а когда открыли, то обнаружили, что очутились в волшебном, сказочном лесу.

(Далее ребята продолжают сочинение сказки, каждый добавляя по одному предложению и продолжая рассказ товарища).

Конец сказки: Тут раздался страшный удар грома. Саша и Надя закрыли глаза, а когда открыли, то обнаружили , что стоят посреди улицы возле школы. Они пошли домой, обсуждая свои приключения.

На этом наш урок закончен, но я надеюсь, что и после окончания урока вы продолжите свое путешествие в чудесный мир сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту " Электромагнитное поле. Компьютер как источник электромагнитных полей"

Презентация к исследовательскому проекту " Электромагнитное поле. История открытия. Компьютер как источник электромагнитного поля. Влияние компьютера на здоровье человека"...

Самостоятельная работа «Магнитное поле и его изображение. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Лоренца» в 12 вариантах. Физика 9 класс.

Данная самостоятельная работа поможет отработать навыки определения силы Ампера, силы Лоренца на уроках физики в 9 классе и в качестве повторения на уроках в 10 классах....

Векторные поля. Поле скоростей. Электростатическое поле. Магнитное поле. Характеристики полей. Движение тел в однородных полях.

Методическая разработка предназначена для обучающихся МБОУ, ПТУ, студентов техникумов, лицеев и колледжей, а также учителей физики.В методической разработке предлагается совместное изучение гравитацио...

Поурочное планирование.: Уход за полами. Средства по ухода за полами. Практическая работа. Мытьё полов.

Цель урока:  учить детей ухаживать за полом в зависимости от покрытия (лак, линолеум, масляная краска, ламинат, паркет, плитка), используя химические средства, закрепить правила пользования пылес...

Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...

Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля

В данной презентации рассматривается закон Кулона, выводится его математическая запись, так же напряженность электрического поля, принцип суперпозиции полей...

Поле скоростей. Гравитационное поле. электрическое поле. магнитное поле. Характеристики полей.

Векторные поля. Характеристики полей. Плотность энергий. Энергия полей. Ёмкость конденсатора. Индуктивность катушки....