Внеклассное мероприятие по биологии "Счастливый случай"- "Очевидное-невероятное вокруг нас..."
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Куприянова Светлана Николаевна

Данный материал поможет учителям биологии провести одно из общешкольных мероприятий в рамках предметных недель 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Счастливый случай"74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа учащихся

Внеклассное мероприятие по биологии

«Счастливый случай» на тему:

«Очевидное-невероятное вокруг нас»

( Общешкольное мероприятие по биологии)

Ход мероприятия:

  1. Создаются 2 команды из 6-8 человек( 5-11 классы – самостоятельно)
  2. Создается из зрителей судебная комиссия из 3-5 человек (1-2 учащегося и  2-3 учителя)
  3. Каждая команда представляет:
  1. Своего капитана и его достоинства
  2. Капитан представляет свою команду по- именно с краткой характеристикой каждого
  1. Своё название
  2. Свой девиз
  3. Свою эмблему
  4.  Свою кричалку (зрителям, судьям, противоположной команде)
  1. Вступительное слово ведущего
  2. I Задание – Разминка ( за 2 минуты ответить на как можно большое количество вопросов о природе)  - 1 балл

Для 1 команды :  

  1. Месяц сильного цветения роз ( август )
  2. Сокращенное название юного натуралиста (юннат)
  3. Растение, по форме которого в 1500 году был отлит первый колокол (колокольчик)
  4. Самое маленькое растение (ряска)
  5. Лучший танцор среди птиц? (журавль)
  6. Из какого цветка был сделан яд для Джульетты ( лютик)
  7. Зачем артелеристы во время выстрела из снаряда открывают рот? (уравновешивают давление)
  8. Специалист ,изучающий повадки птиц. (орнитолог)
  9. Человек, тренирующий собак. (кинолог)
  10. Где зимуют лягушки? ( на дне водоёма)
  11. Как называется напиток  древнегреческих богов, сделанный из пыльцы цветов? (нектар)
  12. Страна тюльпанов.( Голландия)
  13. Кто питается муравьями? (муравьед)
  14. Цветок, воплощающий символ эгоизма и самовлюблённости (нарцисс)
  15. Глубочайшее озеро мира? ( Байкал)
  16. Растения, первыми заселяющие голую местность ( лишайники)
  17. Цветы какого растения ищут на праздник «Ивана Купалы» ( папоротник)
  18. Чего больше в крови человека: эритроцитов или лейкоцитов?( эритроцитов)
  19. За какими цветами послали Настеньку в январе в сказке «12 месяцев» (подснежники)
  20. Самое древнее дерево сегодняшнего времени (секвойя - американская сосна -4000 лет)

Для 2 команды:

  1. Когда человек бывает выше: вечером или утром? ( утром)
  2. «Земляная груша» (топинамбур)
  3. Какой ожег сильнее, ожёг паром или ожёг кипятком (паром-370О С, а кипятком – 100О С)
  4. Какие цветы взял в самолёт В. Чкалов при перелёте через Северный полюс? ( василёк)
  5. Где обитают пингвины? (на Южном полюсе)
  6. Искусство создавать букеты (экибана)
  7. Врач-специалист по заболеваниям дыхательной системы? (фтизиатр)
  8. Про этот цветок говорят, что он вырос на крови Прометея.(эдельвейс)
  9. Напиток из кобыльего молока.(кумыс)
  10. Челюсти у птицы (клюв)

11.Самая цветущая страна? (Флоренция)

     12. Клуб юных натуралистов, которые выращивают и оберегают змей ( террариум )

     13  Форма полёта птиц на юг.( клин)

14  Какой цветок был священным в племени ацтеков? ( магония)

15 Врач-специалист по заболеваниям глаз (окулист)

     16. Какой цветок является символом Японии ? (хризантема)

17. Самое высокое хвойное дерево (пихта – до 100 м )

18. В какой стране кошка является священным животным? (Египет)

19. «Пернатая кошка» -кто это? (сова)

20. Сосуд, в котором имеется клапан (вены)

  1. II. Задание. «Чёрный ящик»  -  1 балл

 Для того чтобы отгадать ,что лежит в ящике необходимо выкупить подсказки

  1. Подсказка - Для него солнце ласковый и нежный друг.
  2. Подсказка - Он  спасает людей в экстренных ситуациях.
  3. Подсказка.- Это растение.

4.    Подсказка - Он относится к группе растений  - суккулентов.

5  .   Подсказка - Он имеет видоизменённые листья – иголки.

             Для того ,что бы добыть подсказку командам предлагается (по очереди) выбрать для себя задание, на которое им надо ответить.

     ЗАДАНИЯ:   (задания написаны на плакате)

1. Назвать и исполнить куплет песни о цветах.

2. Назвать и исполнить песни о животных.

3. Прочитать стихотворение ,где есть слова о растениях.(фрагмент)

4. Прочитать стихотворение ,где есть слова о животных.(фрагмент)

5. Дать формулировку (или формулу) какому – либо биолого-

                                     экологическому закону.

  1. III Задание. «Сто к одному»

 Капитаны выходят к ведущему.

Ведущий задает вопрос, а капитанам необходимо по окончании вопроса взять со стола лежащий перед ним цветок (натуральный или искусственный)

ВОПРОС:  К ЧЕМУ УМЫВАЕТСЯ И ТРЁТ НОС КОШКА ?

ОТВЕТЫ: ( закрыты планшетами)

1строка – Гостей зазывает – 30 баллов

2 строка – Погода испортится – 20 баллов

3строка – Только что поела – 15  баллов

4 строка – Спать собралась ложиться  -10 баллов

5 строка – Проверяет усы ли в порядке  - 5 баллов

Выигравший капитан дает возможность его команде продолжить игру-соревнование за получение 1 балла

Каждому члену в команде предлагается ответить на предложенный вопрос

- при совпадении ответа участников – команда набирает баллы данного задания,

- получает командный балл та команда, которая наберёт больше очков

Переменка – музыкальный номер (танец или песня ) –танец « ЖУРАВЛЕЙ»

  1. IV Задание    «Ты мне, я тебе»

Команды заранее приготавливают интересные вопросы-задания( по 3 вопроса) ( обсуждение 1 минута ) противоположной команде. Правильный ответ – 1 балл.

  1. V  Задание.   «Гонка за лидером» -«Поговорим о  птицах».

 ( 15 вопросов, максимальное количество правильных ответов – 1 балл для команды )

1.Птица  - символ покоя у японцев. (журавль)

2.Пернатая мышеловка. (сова)

3. Самая маленькая птичка наших лесов. (королёк)

4. Замена журавля в небе. (синица)

5. Два потомства за лето и гнездо в паутине(щегол)

6. Король древесных стволов и толстых веток.(поползень)

7. Самая быстрая птица  наших мест.(стриж)

8. Красногрудые  зимние красавицы (снегири)

9. Король орлов (беркут)

10. Птица, бегающая под водой (оляпка)

11. «Полицейский лесов» (сойка.)

12.Каких  наших птиц ценят арабские шейхи? (соколов)

13. Птица, приносящая счастье в дом (синяя, аист)

14. Кто купается в муравейнике ( тетерев)

15.Птица, отпугивающая ворон  с территории Кремля? (ястреб)

16. Его песня похожа на звон хрустальных колокольчиков (щегол)

17.Птица,которая провожает летом день своим пением.( соловей)

18.Перевод с немецкого эту птицу кличат – лесной кулик (вальдшнеп)

19.Птица,которая не садится не на землю, ни на воду ( стриж)

20. Самая болтливая птица (сорока)

21. Какая птица поёт перед грозой (иволга)

22. Какая птица разоряет гнезда и уносит птенцов? (сойка)

23. Крик этой птицы похож на рёв быка. (выпь)

24. Эта птица выводит птенцов зимой. (клёст)

25 .Птица, которая бывает большая и маленькая ( синица)

26.Первый вестник весны ( скворец)

27. «Пернатый кузнец» ( дятел)

28. Болотная птица на «ходулях» ( цапля, журавль)

29. Объект спортивной охоты (перепел)

30. «Детей знать не буду, чужим сбуду» (кукушка)

Для зрителей проводится турнир-разминка   - загадки про животных

  ( вопросы, загадки составляются учащимися – помощниками ведущего)

  1. VI Задание Конкурс капитанов.

Отгадать необходимо слово, зашифрованное в ребусе

1 Ребус:    С О Ц В Е Т И Е    

 2 Ребус     В О Д О Р О С Л Ь

  1. Переменка -  С завязанными глазами командам предлагается нарисовать на стене (или плакате) ЁЖИКА С ГРИБОМ НА СПИНЕ

- Каждый член команды с закрытыми глазами рисует по одной детали данного рисунка

- Завязывают глаза на расстоянии 3 метров от рисунка

- Оценивается качество и быстрота исполнения ( 2 балла- за быстроту; 2 балла -  за качество )

 Набравшая большее количество баллов команда получает  командный 1 балл

  1. VII.Задание. «Птицы нашего края» (Командная игра – 2 – 5 минут обсуждения)

Командам предлагаются 5-6 фотографий или картинок с изображёнными на них птицами нашего края , даётся задание за отведённый промежуток времени правильно определить их систематическое положение ( дать название).Можно заменить: записи голосов, типы гнёзд( натур.)

НАПРИМЕР:   1 команде                                                2 команде

                           1. ВОРОБЕЙ                                          1.КЛЁСТ

                           2. ЗЯБЛИК                                             2. ДЕРЕВЕНСКАЯ

                                                                                                ЛАСОЧКА

                           3. КУКУШКА                                       3. СОРОКА

                           4.  ЩЕГОЛ                                             4. ИВОЛГА

                           5. ПЁСТРЫЙ ДЯТЕЛ                           5. СНЕГИРЬ  

Получает 1 командный балл та команда, которая больше определит правильно птиц.

Пока команды совещаются, звучит песня «Лебединая Верность» в исполнении_____________

  1. Игра со  зрителями. Помощники ведущего разделяет зал на 2 команды, готовых помочь своей команде.1 помощник зачитывает вопросы (задания)- 15-20 ; 2 помощник считает правильно ответы. Максимальное число правильных ответов – 1 балл для своей команды. 

  1. VIII Задание «Заморочки из бочки» - 3 вопроса достаются из бочки для каждой

команды поочерёдно (обсуждение – 15 секунд) – каждый правильный ответ -1 балл

1 - Почему  манную кашу необходимо тщательно пережевывать? (манка – это пшеница, а в пшенице много крахмала, а крахмал расщепляется только ферментами слюны)

2 – Иногда среди веток дуба на листьях можно обнаружить маленькие глиняные горшочки. Кому они принадлежат и для чего они предназначены? (осе – гончару, она набивает их гусеницами и откладывает  в них яйца)

3 – Кто из наших земляков подарил миру прекрасную сказку о необычном цветке ?(Исаков)

4 – За что получил своё название жук-могильщик? (закапывает трупики птиц и насекомых в землю и откладывает туда свои яйца)

5 – Почему плачет дельфин? (удаляет соль из организма)

6 –Насекомое,  который может прыгнуть на расстояние, превышающее свои размеры в 200-500 раз? Кто это? (блоха)

  1. IX Задание –   Конкурс  «Любознайка»

На магнитной доске (или через диапроектор) прикреплены 7 картинок или фотографий животных

             А)   БАБОЧКА

             Б)   РЫБА

             В)   ЖУК

             Г)   ПАУК

             Д)   ЛАСТОЧКА

             Е)   КУЗНЕЧИК

             Ж)  КРОКОДИЛ

             З)    ОСА

Командам даётся по 30 секунд на каждое задание - ответить на вопрос. Ответы пишутся на листочке и по истечении времени ответы сдаются судьям, после этого озвучиваются ответы.

ВОПРОСЫ:

  1. Кто ходит охотиться с сочком?
  2. Кто имеет второе имя – бомбондир?
  3. Им нужны инфракрасные лучи, чтоб найти пищу и друг друга?
  4. Кто любит играть в баскетбол?
  5. Свой дом лепит из глины?
  6. Кто такой хвостокол?
  7. Кто имеет «занавеску»?
  8. Среди травы можно найти слюни. Кому они принадлежат?
  9. Кто слушает коленками?
  10. Кто строит бумажный дом?

ОТВЕТЫ:

                    1. –паук (г)

                    2. – жук (в)

                    3. -  Бабочке (а)

                    4. – рыба (б)

                    5 – ласточка (д)

                    6 – рыба ( б)

                    7 – крокодил (ж)

                    8 – бабочке (а)

                    9. – кузнечик (е)

                    10 – оса ( з)

16.  Х.Задание. «Люди и животные» - Блиц-турнир.

Приглашаются для этого задания 2 представителя от команд.

1 участник остаётся в зале для ответов на вопросы за 30 секунд, 2 участник уходит из зала в другое помещение (для полной уверенности, что 2 участник не слышит вопросы –с ним отправляются 2 представителя другой команды)

Для 1 команды вопросы :

  1. Ты бормотушка, как ---------( сорока – 10 очков,  др. – 5)
  2. Ты трудолюбивая, как ---------- (пчела, муравей – 10 очков, др. – 5)
  3. Ты легкомысленная ,как------------- (стрекоза, трясогузка – 10 очков,др. -5)
  4. Ты хищная. как ------------(акула, орлица -10 очков,др. – 5)
  5. Ты сидишь тихо, как-------------(мыши, сова – 10 очков, др. -5)

 Для 2 команды  вопросы:

  1. Ты хитрая, как ----------------( лиса, волчица – 10 очков,др. – 5)
  2. Ты порхаешь, как ------------ ( бабочка. стрекоза – 10 очков,др. – 5)
  3. Ты неповоротливый. как- ----------------(медведь, слон – 10 очков, др. – 5)
  4. Ты возишься, как --------------( жук, червяк -10 очков,др. -5)
  5. Ты пищишь, как-----------( комар, мышь – 10 очков, др. – 5)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

Внеклассное мероприятие - игра "Счастливый случай"

ФИЗИКО - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»...

Внеклассное мероприятие "Игра. Счастливый случай"

Командам поочерёдно задают вопросы примерно в том же темпе, как в известной телевикторине «Счастливый случай». ...

Внеклассное мероприятие – конкурс «Счастливый случай»

Внеклассное мероприятие – конкурс «Счастливый случай»  для 7 класса...

Внеклассное мероприятие КВН "Счастливый случай"

Материал предназначен для учащихся 8 классов, с целью повторения и обобщения курса "Человек". Проводится в форме КВН между классами. Включает 8 различных конкурсов....

Внеклассное мероприятие (игра) "Счастливый случай"

Разработана в формате телевизионной игры "Счастливый случай"Цель: 1.Обобщить и расширить знания о продовольственных товарах.          2. Развивать сообрази...

Внеклассное мероприятие игра "Счастливый случай"

Внеклассное мероприятие игра "Счастливый случай"...