Главные вкладки

    Методическая разработка по внеклассной работе (8 класс) по теме:
    Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

    Садовская Дина Ивановна

    Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЧТО ? ГДЕ ? КОГДА ? « МИР ВОКРУГ НАС ».

    ( ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ  8 – 9 КЛАССОВ )

    Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

    Оформление: пословицы на бумажных листах :

                            «Умный товарищ – половина дороги»  

                            «Умные речи приятно и слушать»

                            «Думай дважды, говори раз»

                            «Думают думу без шуму».

    Оборудование: 1.Волчок со стрелкой;

                               2.Табло;

                               3.Настольные игры для обозначения игровой минутки;

                               4.Часы;

                               5.Гонг;

                               6.Конверты с заданиями;

                               7.Стол, стулья;

                               8.Задания для болельщиков.

    Содержание игры: 1.Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на            

                                       телевидении;

                2.Из зрителей выбрать 8 человек.

    ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:

     1.Начало – нота, потом оленя украшение,

        А вместе – место оживленного движения. ( до + рога = дорога)

     2. Как инструмент меня ты ценишь

         В искусной плотничьей руке.

         Но если «д» на «б» ты сменишь,

         Во мне утонешь, как в реке.  ( долото – болото )

    3. Я по России протекаю,

        Я всем известна, но когда

        Ко мне прибавишь букву с краю,

        Свое значенье я меняю

        И птицей становлюсь тогда. ( и + Волга = иволга )

    4. Два слога первые – цветок,

        Татарский царь – мой третий слог,

        А «ь» поставь в конец

        Коль отгадаешь – молодец!  (астра + хан = Астрахань)

    5. На берегу морском я круглый год валяюсь,

        Отнимешь «ь», и вверх я устремляюсь. (галька – галка)

    6. Какие птицы выводят птенцов зимой ? (клесты)

    7. Какие птицы не садятся ни на воду, ни на землю ? (стрижи, ласточки)

    8. С буквой «к» живу в лесу,

        С буквой «ч» овец пасу. (кабан – чабан )

    ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

      Игроки садятся за стол. Выбирается капитан, проходит представление игроков зрителям.

     

    ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

      На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними – 3 игровых паузы ( в роли игровых пауз могут выступать различные головоломки )

      Знатоки заводят волчок. Время обсуждения – 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗНАТОКОВ

    1.Учеными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в ее околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной. Как объяснить такое поведение ежа?

     ОТВЕТ: Слюна этих видов жаб, на которых охотятся ежи, ядовита. Смачивая свои иголки ядовитой жидкостью, ежи создают себе дополнительную защиту от своих врагов.

    2.Плодовитость трехиглой колюшки по сравнению с другими рыбами очень мала – от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?

     ОТВЕТ: У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц у нее невелика.

    3.Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз – 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение удавов?

     ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны и малоподвижны в прохладную. Этим объясняется спокойное поведение удавов.

       

    4.Некоторые морские птицы, например, фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не удаляются от берега на большие расстояния. Сильный дождь, застигший фрегата вдали от берега, представляет для него смертельную опасность. Почему?

     ОТВЕТ: Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитости копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Намокание крыльев ведет к резкому увеличению массы тела, что может привести к гибели. Рыбу они хватают слету, на воду практически не садятся.

    5. На теле медузы сарсии из Баренцева моря встречаются небольшие медузки кунины. У кунин есть длинный хоботок и отсутствует колокол, обычный для других медуз. Многочисленными щупальцами кунины держатся за сарсию. Чем объяснить необычный внешний вид кунин ?

     ОТВЕТ: Колокол медузе необходим для движения в воде: ритмичные сокращения колокола вызывают выталкивание из него воды (реактивный способ движения ). Кунины же передвигаются на сарсие, поэтому колокол как средство передвижения у них редуцировался.

    6. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника – крупная морская звезда, которая больше всех поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?

     ОТВЕТ: Мидии, численность которых не сдерживалась хищниками, вытеснили другие виды сидячих животных как более сильные конкуренты. 

    7. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?

     ОТВЕТ: Вещества, попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были и есть в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.

    8. У некоторых водных позвоночных, например у акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелеты только костные. Как это объяснить с экологической точки зрения ?

     ОТВЕТ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде нужен более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.

    9. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.

     ОТВЕТ: Ягуар, или пума.

    10. Если верить древнему историку, то во времена похода  Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у низ были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров ?

     ОТВЕТ: Серебро.

    11.Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического  корабля «Восток-2». Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса?

     ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью – улавливает 7-12 % солнечного света, вместо 1-2% цветковых.

    ИГРОВАЯ ПАУЗА № 1

    Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

    1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства.  (Хрен редьки не слаще).
    2. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
    3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
    4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
    5. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
    6. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
    7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).
    8. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).
    9. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки            

    движения вокруг своей оси. (Хочешь жить – умей вертеться ).

    1. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения

    кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший

    злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).

    ИГРОВАЯ ПАУЗА № 2  « САМЫЙ…САМЫЙ…»

    1. Самое упрямое домашнее животное. ( Осел ).
    2. Самое распространенное  в России дерево. ( Лиственница ).
    3. Самая большая змея. (Удав анаконда – 11м, 200кг )
    4. Самая большая сухопутная ящерица. ( Варан ).
    5. Неморская птица с самым большим размахом крыльев. ( Кондор, 2,8 – 3м ).
    6. Самая крупная обезьяна.( Горилла ).
    7. Самая крупная ягода . ( Тыква ).
    8. Кто является самым верным другом человека среди животных? ( Собака ).
    9. Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. ( Ползание ).
    10. Назовите самую большую рыбу. ( Гигантская или китовая акула ).
    11. Самое скоростное сухопутное животное. ( Гепард, 110км1ч ).
    12. Самый хитрый зверь в русских народных сказках. ( Лиса ).
    13. Животное с самыми большими ушами. ( Слон ).
    14. Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. ( Амеба ).
    15. Назовите самый популярный в Голландии цветок. ( Тюльпан ).
    16. Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. ( Крокодил ).
    17. Самое крупное млекопитающее животное. ( Синий кит ).
    18. Птица – обладатель самого большого в мире клюва. ( Пеликан ).
    19. Самая высокая трава. ( Бамбук, 30 – 40м ).
    20. Самая ядовитая змея. ( Кобра ).

    ИГРОВАЯ ПАУЗА № 3  «ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ».

    1. На греческий – «учение о жилище». (экология).
    2. На латинский – «восстановление».(регенерация).
    3. На латинский – «окраска». (пигмент).
    4. На латинский – «помесь». (гибрид).
    5. На латинский – «народ, население». (популяция).
    6. На греческий – «совместная жизнь». (симбиоз).
    7. На греческий – «учение о животных». (зоология).
    8. На греческий – «сам питаюсь». (автотроф).
    9. На греческий – «слово (учение) о жизни». (биология).
    10. На латинский – «уничтожение, народ». (депопуляция).

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

     

    Подсчитывается результат, все участники награждаются небольшими сувенирами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и истории

    Цели:Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни.Пропаганда здорового жизненного стиля; форм...

    Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и химии "Вода, ты жизнь!"

    Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия по биологии и химии "Вода, ты жизнь!" поможет отметить экологический праздник  "ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ"....

    Внеклассное мероприятие по биологии "Счастливый случай"- "Очевидное-невероятное вокруг нас..."

    Данный материал поможет учителям биологии провести одно из общешкольных мероприятий в рамках предметных недель...

    Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе «Растения вокруг нас!»

    «Растения вокруг нас!»Цель: систематизировать и обобщить знания по царству:  «Растения».Задачи: формировать умение применять знания на практике. Развивать умения быстро  ориентироватьс...

    Внеклассное мероприятие по биологии и экологии. 2-5 классы. Покормите птиц зимой!

    Внеклассное мероприятие по биологии и экологии. 2-5 классы. Покормите птиц зимой!...

    Внеклассное мероприятие по биологии и экологии в 7 классе: «Что? Где? Когда?»- «Мир вокруг нас»

    Внеклассное мероприятие по биологии и экологии в 7 классе: «Что? Где? Когда?»- «Мир вокруг нас»...

    Внеклассное мероприятие по физике "Тепловые явления вокруг нас"

    Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8 класса...