Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"
методическая разработка по внеклассной работе (8 класс) по теме

Садовская Дина Ивановна

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ? ГДЕ ? КОГДА ? « МИР ВОКРУГ НАС ».

( ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ  8 – 9 КЛАССОВ )

Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

Оформление: пословицы на бумажных листах :

                        «Умный товарищ – половина дороги»  

                        «Умные речи приятно и слушать»

                        «Думай дважды, говори раз»

                        «Думают думу без шуму».

Оборудование: 1.Волчок со стрелкой;

                           2.Табло;

                           3.Настольные игры для обозначения игровой минутки;

                           4.Часы;

                           5.Гонг;

                           6.Конверты с заданиями;

                           7.Стол, стулья;

                           8.Задания для болельщиков.

Содержание игры: 1.Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на            

                                   телевидении;

            2.Из зрителей выбрать 8 человек.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:

 1.Начало – нота, потом оленя украшение,

    А вместе – место оживленного движения. ( до + рога = дорога)

 2. Как инструмент меня ты ценишь

     В искусной плотничьей руке.

     Но если «д» на «б» ты сменишь,

     Во мне утонешь, как в реке.  ( долото – болото )

3. Я по России протекаю,

    Я всем известна, но когда

    Ко мне прибавишь букву с краю,

    Свое значенье я меняю

    И птицей становлюсь тогда. ( и + Волга = иволга )

4. Два слога первые – цветок,

    Татарский царь – мой третий слог,

    А «ь» поставь в конец

    Коль отгадаешь – молодец!  (астра + хан = Астрахань)

5. На берегу морском я круглый год валяюсь,

    Отнимешь «ь», и вверх я устремляюсь. (галька – галка)

6. Какие птицы выводят птенцов зимой ? (клесты)

7. Какие птицы не садятся ни на воду, ни на землю ? (стрижи, ласточки)

8. С буквой «к» живу в лесу,

    С буквой «ч» овец пасу. (кабан – чабан )

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

  Игроки садятся за стол. Выбирается капитан, проходит представление игроков зрителям.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

  На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними – 3 игровых паузы ( в роли игровых пауз могут выступать различные головоломки )

  Знатоки заводят волчок. Время обсуждения – 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗНАТОКОВ

1.Учеными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в ее околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной. Как объяснить такое поведение ежа?

 ОТВЕТ: Слюна этих видов жаб, на которых охотятся ежи, ядовита. Смачивая свои иголки ядовитой жидкостью, ежи создают себе дополнительную защиту от своих врагов.

2.Плодовитость трехиглой колюшки по сравнению с другими рыбами очень мала – от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?

 ОТВЕТ: У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц у нее невелика.

3.Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз – 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение удавов?

 ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны и малоподвижны в прохладную. Этим объясняется спокойное поведение удавов.

   

4.Некоторые морские птицы, например, фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не удаляются от берега на большие расстояния. Сильный дождь, застигший фрегата вдали от берега, представляет для него смертельную опасность. Почему?

 ОТВЕТ: Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитости копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Намокание крыльев ведет к резкому увеличению массы тела, что может привести к гибели. Рыбу они хватают слету, на воду практически не садятся.

5. На теле медузы сарсии из Баренцева моря встречаются небольшие медузки кунины. У кунин есть длинный хоботок и отсутствует колокол, обычный для других медуз. Многочисленными щупальцами кунины держатся за сарсию. Чем объяснить необычный внешний вид кунин ?

 ОТВЕТ: Колокол медузе необходим для движения в воде: ритмичные сокращения колокола вызывают выталкивание из него воды (реактивный способ движения ). Кунины же передвигаются на сарсие, поэтому колокол как средство передвижения у них редуцировался.

6. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника – крупная морская звезда, которая больше всех поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?

 ОТВЕТ: Мидии, численность которых не сдерживалась хищниками, вытеснили другие виды сидячих животных как более сильные конкуренты. 

7. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?

 ОТВЕТ: Вещества, попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были и есть в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.

8. У некоторых водных позвоночных, например у акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелеты только костные. Как это объяснить с экологической точки зрения ?

 ОТВЕТ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде нужен более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.

9. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.

 ОТВЕТ: Ягуар, или пума.

10. Если верить древнему историку, то во времена похода  Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у низ были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров ?

 ОТВЕТ: Серебро.

11.Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического  корабля «Восток-2». Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса?

 ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью – улавливает 7-12 % солнечного света, вместо 1-2% цветковых.

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 1

Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

  1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства.  (Хрен редьки не слаще).
  2. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
  3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
  4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
  5. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
  6. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
  7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).
  8. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).
  9. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки            

движения вокруг своей оси. (Хочешь жить – умей вертеться ).

  1. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения

кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший

злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 2  « САМЫЙ…САМЫЙ…»

  1. Самое упрямое домашнее животное. ( Осел ).
  2. Самое распространенное  в России дерево. ( Лиственница ).
  3. Самая большая змея. (Удав анаконда – 11м, 200кг )
  4. Самая большая сухопутная ящерица. ( Варан ).
  5. Неморская птица с самым большим размахом крыльев. ( Кондор, 2,8 – 3м ).
  6. Самая крупная обезьяна.( Горилла ).
  7. Самая крупная ягода . ( Тыква ).
  8. Кто является самым верным другом человека среди животных? ( Собака ).
  9. Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. ( Ползание ).
  10. Назовите самую большую рыбу. ( Гигантская или китовая акула ).
  11. Самое скоростное сухопутное животное. ( Гепард, 110км1ч ).
  12. Самый хитрый зверь в русских народных сказках. ( Лиса ).
  13. Животное с самыми большими ушами. ( Слон ).
  14. Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. ( Амеба ).
  15. Назовите самый популярный в Голландии цветок. ( Тюльпан ).
  16. Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. ( Крокодил ).
  17. Самое крупное млекопитающее животное. ( Синий кит ).
  18. Птица – обладатель самого большого в мире клюва. ( Пеликан ).
  19. Самая высокая трава. ( Бамбук, 30 – 40м ).
  20. Самая ядовитая змея. ( Кобра ).

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 3  «ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ».

  1. На греческий – «учение о жилище». (экология).
  2. На латинский – «восстановление».(регенерация).
  3. На латинский – «окраска». (пигмент).
  4. На латинский – «помесь». (гибрид).
  5. На латинский – «народ, население». (популяция).
  6. На греческий – «совместная жизнь». (симбиоз).
  7. На греческий – «учение о животных». (зоология).
  8. На греческий – «сам питаюсь». (автотроф).
  9. На греческий – «слово (учение) о жизни». (биология).
  10. На латинский – «уничтожение, народ». (депопуляция).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

 

Подсчитывается результат, все участники награждаются небольшими сувенирами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии "Счастливый случай"- "Очевидное-невероятное вокруг нас..."

Данный материал поможет учителям биологии провести одно из общешкольных мероприятий в рамках предметных недель...

Внеклассное мероприятие : "Занимательная химия. Химические реакции вокруг нас"

химические загадки, описание опытов, занимательный материал по химии, химические игры...

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе «Растения вокруг нас!»

«Растения вокруг нас!»Цель: систематизировать и обобщить знания по царству:  «Растения».Задачи: формировать умение применять знания на практике. Развивать умения быстро  ориентироватьс...

Внеклассное мероприятие по биологии 5-9 класс для детей с ОВЗ «Турнир. Птицы вокруг нас»

Внеклассное мероприятие по биологии для детей с ОВЗ "Турнир. Птицы вокруг нас". Разработка поможет воспитать бережное и нравственное отношение к природе и обобщить знания о птицах. Презентац...

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии в 7 классе: «Что? Где? Когда?»- «Мир вокруг нас»

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии в 7 классе: «Что? Где? Когда?»- «Мир вокруг нас»...

Внеклассное мероприятие по физике "Тепловые явления вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8 класса...

Внеклассное мероприятие по физике КВН «Физика вокруг нас»

Внеклассное мероприятие по физике КВН «Физика вокруг нас»  9 класс       орма проведения: игра КВНВременные рамки: один урок.Участники игры: две ком...