Практическая работа "Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере" (презентация)
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Носова Марина Владимировна

Презентация является сопровождением кружкового занятия по биологии и экологии, основанного на программе элективного курса "Секретные материалы о твоем здоровье. 9 класс" (автор - Поддубная Л.Б). Материалы презентации будут полезны и при проведении уроков биологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая работа « Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере» Занятие №14 Подготовила : учитель биологии МБОУ – Чемерновской СОШ Клинцовского района Брянской области Носова М.В.

Слайд 2

…Недаром растительный мир, столь богатый фитонцидами, в общем, несравненно реже животного страдает бактериальными болезнями … Б.М. Козо -Полянский ( советский ботаник, член – корреспондент АН СССР)

Слайд 3

Проблема загрязнения воздуха Человечество вступило в ХХI век со всеми своими социальными и экологическими заболеваниями. Изменения, происходящие в биосфере в результате возросшего техногенного воздействия человека, привели к нарушению экологии и ухудшению среды обитания человека. Уровни загрязнения превышают предельно допустимые концентрации более чем в 200 городах Российской Федерации с общей численностью населения более 60 млн. человек. По данным Всемирной организации здравоохранения более миллиарда горожан подвергается воздействию высокой концентрации загрязнителей воздуха, от которых не защищает даже система кондиционирования зданий. При решении проблемы загрязнения воздуха определяющая роль отводится растениям, с помощью которых возможна экологическая стабилизация и улучшение окружающей среды. Важную роль при этом играют фитонциды. Путем фитонцидотерапии установлено общеоздоровительное действие растений на организм человека.

Слайд 4

Что такое «фитонциды»? Фитонциды – греко-латинское слово: фито- (греч.) – растение, цидо- (лат.) – «убиваю». Это образуемые растениями биологически активные вещества разнообразной химической природы.

Слайд 5

История открытия фитонцидов В годы Великой Отечественной войны, при нехватке медикаментов, Б.П. Токин рекомендовал применять кашицу, водные растворы тканевых соков, а также водную настойку наружных чешуй лука и чеснока при лечении инфицированных ран и кишечных заболеваний. Ученый утверждал, что под действием фитонцидов гибнут не только бактерии, но и микроскопические грибы и простейшие. Данное предложение исследователя широко использовалось в госпиталях в годы войны. В 1928 г. студент Московского университета, Борис Петрович Токин , наблюдал под микроскопом интересную картину: когда он на предметное стекло наносил кашицу из растертого чеснока, а рядом – капельку воды, в которой плавали инфузории, то в течение нескольких минут эти простейшие организмы погибали. Он провел опыты с другими растениями и убедился, что многие из них, как и чеснок, способны на расстоянии угнетать бактерии. Это явление ученый объяснил тем, что многие растения в целях самозащиты выделяют специальные летучие противомикробные вещества. Дальнейшие опыты показали, что летучие фракции – лишь первая линия химической обороны растения, а вторая, более мощная – тканевые соки. Так, смешивание тканевого сока лука, чеснока или хрена с суспензией бактерий вызывало быструю, нередко мгновенную гибель последних. Образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, грибов и простейших, Борис Петрович Токин назвал фитонцидами . В 1942 году в издательстве «Медгиз» вышла брошюра Б.П. Токина , где автор описывал опыты по противомикробному воздействию кашицы чеснока и лука на микроорганизмы.

Слайд 6

Химическая природа фитонцидов Фитонциды чрезвычайно разнообразны по своей химической природе. Обычно они представляют собой не одно вещество, а комплекс органических соединений – гликозидов, терпеноидов, дубильных веществ, эфирных масел и др. С химической точки зрения, фитонциды – это комплекс газообразных и легко испаряющихся соединений .

Слайд 7

Для практической работы потребуется Специальная литература Комнатные растения из живого уголка

Слайд 8

Задание: пользуясь литературными данными и экземплярами комнатных растений из живого уголка составьте список из 10-15 растений, обладающих фитонцидными свойствами. Укажите их особенности, занеся информацию в таблицу. Название Назначение Требования к свету Фитонцидные и другие полезные свойства Красиво цветущие растения Декоративно- лиственные растения

Слайд 9

Жизнь большинства из нас проходит в закрытых помещениях, где воздух насыщен бактериями. Еще наши далекие предки интуитивно использовали фитонциды растений для оздоровления жилища. В наши дни способность комнатных растений позитивно влиять на окружающую среду стала объектом научных исследований. Учеными изучены противомикробные свойства более чем 40 видов комнатных растений . Повсеместно комнатные растения используются как оружие против патогенной микрофлоры воздуха помещений .

Слайд 10

Творческое задание Оформите в лабораторной тетради план - схему интерьерного озеленения помещения в зависимости от его функционального назначения (на выбор): классного кабинета, зимнего сада, длинного коридора, лестничной клетки – с учетом освещенности и температуры этих помещений.

Слайд 11

Пример №1. Схема озеленения классной комнаты Зоны озеленения: 1- плющ, диффенбахия, герань, пилея, аспарагус. 2- хлорофитум, папоротники; 3- лимон, фикус.

Слайд 12

Пример №2. Схема озеленения учительской Зоны озеленения: 1- диффенбахия, сансевиерия, мирт, молочай, аспарагус; 2- фикус, монстера; 3- хлорофитум.

Слайд 13

Подведем итог Понравилось ли вам занятие? Много ли нового вы сегодня узнали? Что такое фитонциды? Кто является их первооткрывателем? Что представляют собой фитонциды с точки зрения химии? Где могут пригодится вам эти знания?

Слайд 14

Задание на дом 1)Оформите в тетради фитодизайн своей комнаты. 2)Какие изменения после полученной на занятии информации вы бы внесли в озеленение своей комнаты?

Слайд 15

Ваши вопросы!

Слайд 16

Литературные источники и ссылки 1.Головкин Б.Н., Колобов Е.С., Костюченко Л.П. Все о комнатных растениях.- 3-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2004. 2.Элективный курс «секретные материалы о твоем здоровье». 9 класс/ Сост. Л.Б. Поддубная , учитель высшей категории.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. 3 . Абросимова О. Как оздоровить воздух в комнатах / О. Абросимова // Цветоводство. – 2006. – № 6. – С. 61. 4. Борисова М. Целительные силы растений: лечебник / М. Борисова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. 5.http ://ru.wikipedia.org›wiki/ Токин ,_ Борис_Петрович 6 . http:// belki.com.ua/fitoncidi-otkritie.html 7. http:// travniky.ru 8. http://www.people.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета по выявлению возможности трансляции педагогического опыта

Анкету разработала Некрасова Елена Николаевна,методист ЦДТ "Царицыно" г. Москвы.________________________________________________________________________________________________________Данная анк...

Использование фитонцидных растений в исследовательской деятельности школьников

Часто продукты покрываются налётом. Это значит, что они подверглись заражению плесенью. Плесневые грибы вредны для здоровья человека. Для борьбы с ними мы решили использовать  биологические вещес...

Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании

Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании...

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...

Практическая работа «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда»

Цель:углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака;выработать умение экспериментально получать вариац...

Внеурочная деятельность "Практическое применений знаний о растениях на практике"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Первомайская средняя общеобразовательная школа»    Внеклассное мероприятие  «Практические применения знаний о ра...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Надеюсь, что моя презентация может быть полезна.

Орлова Елена Алексеевна

Марина Владимировна! Данная презентация очень правильно составлена и может быть полезна педагогам биологии и природоведения,а также может быть использована при организвации проектной деятельности учащихся!

Мудрецов Игорь Вячеславович

Марина Владимировна, хотите по существу? ))) (в рамках БиоХим пед.Совета)