элективный курс по зоологии
элективный курс (биология, 9 класс) по теме

Дикая Алёна Николаевна

программа элективного курса "Биология для любознательных: животные", предназначенна для подготовки к сдачи экзамена по биологии в 9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_biologiya_dlya_lyuboznatelnyh_zhivotnye.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Рабочая программа

курса по выбору

«Биология : животных»

в 9 классе

   Программа рассчитана на 17 часов

                                                          Учитель  Дикая Алёна Николаевна

2012 год

Пояснительная записка

Программа  курса по выбору «Биология для любознательных: животные» составлена на основе авторской программы «Биология животных", авторы: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б.., опубликованной  в  сборнике №2 «Программы Элективных курсов. Биология. Профильное обучение»: -Дрофа 2006 г. является модифицированной. Носит предметно-ориентированный характер.  Курс биологии животных или зоологию в школе изучают в 7  классе, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по биологии представляет самостоятельное изучение особенностей обмена веществ, оплодотворение, индивидуальное и историческое развитие и ряд других. Это связано с тем, что в 7 классе  учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Курс по выбору «Биология для любознательных: животные»  не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития животных организмов.

Цель курса: формирование у учащихся знаний о строении и процессах жизнедеятельности животных, понимания роли животных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.

Задачи курса:

1. Формирование системы теоретических знаний и практических умений в области зоологии;

2. Создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;

3. Ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.

Предполагаемые результаты:

  1. Данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы и  дальнейшему поступлению в класс биологического и медицинского профиля.
  2. Формирование умений применения знаний на практике в будущей трудовой деятельности. 

Инструментарий для оценивания результатов:

  1. Тестовый итоговый контроль по биологии за курс основной школы рассчитан на 1 час и включает задания с выбором ответа, задания со свободным ответом, позволяющий выявить умения учащихся применять теоретические знания по биологии.

Учебно-тематический план 

№ п/п

Название разделов курса

Всего часов

Лекц.

Практ.

Дата

Форма контроля

1.

Введение

1

1

 

 

2.

Клетка животных

1

1

 

Тестирование

3.

Ткани животных

1

1

Тестирование, ,

4.

Одноклеточные

1

1

5.

Тип Кишечнополостные

1

1

6

Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви

1

1


7.

Тип Членистоногие

1

8.

Тип Моллюски

1

1

9.

Общая характеристика хордовых

1

1

10.

Подтип  Бесчерепные

1

1

11.

Подтип Позвоночные

1

1

устный зачет

12.

Надкласс Рыбы

1

1

13.

Класс Земноводные

1

1

Тестирование

14.

Класс Пресмыкающиеся

1

1

15.

Класс Птицы

1

1

16.

Класс Млекопитающие

1

1

17.

Итоговое занятие

1

1

Итоговое

тестирование

 

 

17

14

3

 

 

Содержание программы

Введение (1 ч)

Лекция. Предмет зоологии. Краткая история зоологии. Разделы зоологии. Значение животных в природе и жизни человека. Принципы биологической классификации. Отличительные признаки животных.

Тема 1. Клетка растений (1 ч)

Практическая работа. Строение животной клетки.

Тема 2. Ткани животных (1 ч)

Общая характеристика тканей животных. Особенности строения тканей и органов животного организма.

Практическая работа. Строение различных клеток животного организма. Особенности клеток различных тканей.

Практическая работа. Строение тканей животного организма.

Тема 3. Одноклеточные (1 ч)

Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Демонстрация: таблиц, рисунков одноклеточных.

 Тема 4. Многоклеточные(12 ч)

Тип Кишечнополостные Двухслойные, многоклеточные животные — кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечно-полостных, как двухслойных многоклеточные с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах. Демонстрация: таблиц, рисунков с изображением кишечнополостных.

 Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви  Самые простые трехслойные животные: Плоские черви, сосальщики, ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму. Демонстрация: таблиц, рисунков червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Кольчатые черви и их многообразие. Биологические и экологические особенности. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация: таблиц, рисунков о строении кольчецов, их разнообразии.

Тип Членистоногие Многоножки и насекомые. Ракообразные. Паукообразные. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие. Демонстрация: таблиц, коллекций членистоногих, развития насекомых.

Тип Моллюски Классы Моллюсков. Общая характеристика. Значение в природе и жизни человека. Среда обитания, образ жизни.

Общая характеристика хордовых. Тип хордовых:

Подтип Бесчерепные. Ланцетные. Практическое значение. Демонстрация: влажного препарата ланцетника.

Подтип Позвоночные Общая характеристика позвоночных животных. Деление на классы.

Надкласс Рыбы. Рыбы — жители воды. Многообразие: хрящевые, костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Приспособленность рыб к среде обитания. Демонстрация: таблиц и рисунков о строении развитии рыб, влажный препарат о развитии рыб.

Класс Земноводные Вышедшие на сушу — амфибии. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни. Биологические особенности, питание, дыхание, размножение. Демонстрация: влажного препарата — «Лягушка. Внешнее и внутреннее строение» Таблиц и рисунков с изображением амфибий.

Класс Пресмыкающиеся. Рептилии — предки птиц. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Демонстрация: таблиц, с изображением рептилий, рисунков о процессе жизнедеятельности рептилий.

Класс Птицы. Покорители воздуха — птицы. Разные экологические группы птиц. Приспособленность к среде обитания. Биологические особенности. Размножение птиц. Сравнительная характеристика птиц. Демонстрация: чучел, влажных препаратов птиц, рисунков, таблиц с изображением птиц.

Класс Млекопитающие. Цари природы — млекопитающие. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Строение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение. Происхождение млекопитающих. Демонстрация: таблиц и рисунков с изображением млекопитающих; влажных препаратов «Внутреннее строение млекопитающего».

Итоговое занятие. Обобщение пройденного материала. Анкетирования учащихся.

  1. Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2005.
  2. Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  3. Акимушкин И.И. Мир животных  М.: Мысль, 1998.
  4. . Латюшин В. В,. Шапкин  В.А  Биология. Животные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа элективного курса «Юные зоологи»

Рабочая программа элективного курса «Юные зоологи» для 7 класса,  ориентированная на сопровождение и поддержку учебного предмета «Биология» предметной области «Естес...