рабочая программа 5класс(В.В.Пасечник)
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме

Ковалева Любовь Петровна

В рабочей программе размещены:пояснительная записка ,требования,содержание,календарно-тематическое планирование,литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5klass.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                             Ельнинская  средняя  общеобразовательная  школа  №3

                   Рассмотрено:                                     Утверждено:                                           Утверждаю:

               На заседании ШМО                                   на педсовете                                Директор МБОУ СОШ№3                                                                                                                          

                         -----------/ --------------                           ----------- - /---------------                         ---------------/-----

                          «-----» ------------2012г.                      «-----»---------------2012г.                 « ----» ----------  2012г.

 

                                                                                                     

                                       РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
                                                          по биологии - 5 класс  

                                           Ковалевой  Любовь Петровны  

                                        учителя  биологии   1 категории .  

                                                                 2012 - 2013 учебный  год

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Предлагаемая  рабочая программа реализуется в учебниках биологии и   учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника.    Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных  в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования , а также Концепции  духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 272 .В 5 классе -34часа. Учащиеся  получают общие представления о структуре биологической науки   и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения  к  природе. Они получают сведения о клетке   живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных,  коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций,  наблюдений, лабораторных и практических работ.   В  программе обозначены требования к результатам обучения. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Пасечника,  Биология. учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.В.Пасечника. М.: Дрофа, 2012.

Требования к результатам обучения

Личностными являются  :

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой   природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих  технологий;

2)  формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными   являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения    ставить вопросы,   давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,   объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию .

3)        умения адекватно использовать речевые средства для   аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение  существенных  признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;) и процессов (обмен веществ  , питание, дыхание, выделение,   рост,   размножение,)

необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, бактериями, грибами

классификация  — определение  принадлежности  биологических  объектов  к  определенной                       систематической   группе;                                                                                                                                                 объяснение  роли  биологии в практической  деятельности  людей;    различение  на таблицах частей и органоидов клетки,   органов   растений  разных отделов,    съедобных  и   ядовитых грибов  сравнение биологических объектов и процессов , умение делать выводы и умозаключения на основе   сравнения;                                                                                                                                              овладение    методами  биологической науки:  наблюдение  и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.В ценностно-ориентационной сфере:                                                                                                                        знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;                                    анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.  

3.В сфере трудовой деятельности:                                                                                                                                                                                знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;                                                                  соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4.        В сфере физической деятельности:                                                                                                                                        освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

5. В эстетической сфере:                                                                                                                                                                      овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология.   5 класс

(34ч.   1  в неделю)

Раздел 1. Введение ()

Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения при

роды: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование,  , измерительные приборы).  Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов:   обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение , размножение. Среды обитания (водная ,наземно-воздушная, почвенная, и организм как среда обитания) Экологические факторы и их влияние   на живые организмы.

Практические работы

Проведение  фенологических наблюдений     за   изменениями ,происходящими в жизни растений осенью.

Раздел 2. Клеточное строение организмов.(7ч )

Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого.   Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение.    Химический состав клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Жизнедеятельность клетки. Ткани (образовательные, основные, покровные ,проводящие, механические)

Лабораторные и практические работы

№1Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

Строение клеток (на готовых микропрепаратах) .

№2Строение клеток кожицы чешуи лука .

Раздел 3.  Царство Бактерии (3 ч)

Бактерии . Строение и жизнедеятельность бактерий, размножение бактерий.   Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии.

Раздел 3.  Царство Грибы (5ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

№3Изучение строения тел шляпочных грибов.

№4Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Раздел 4 Царство Растения (13 ч)

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, размножение. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека .Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, размножение, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, размножение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, размножение, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Лабораторные   работы

№5Строение зеленых одноклеточных водорослей.

№6Строение мха.

№7Строение спороносящего папоротника.

№8Строение хвои и шишек хвойных.

 

  Календарно тематическое планирование по биологии 5класс (34ч)

Дата

                 Тема урока.

Примечание.

Дом.зад.

                                   Введение(5ч.)

1

Биология наука о живой природе.

§1

2

Методы исследования в биологии.

§2

3

Разнообразие живой природы.

§3

4

Среды обитания.

§4

5

Экологические факторы.

§5

                                Раздел 1.Клеточное строение организмов( 7ч.)

6

Устройство увеличительных приборов

Л.Р .1.Устройства лупы и микроскопа

§6

7

Строение клетки.

Л.Р.2Приготовление и рассматривание  кожицы чешуи лука.

§7

8

Химический состав клетки.

§8

9

Жизнедеятельность клетки.

§9

10

Деление клетки.

§9

11

Ткани.

§10

12

Об. Урок по теме: Клеточное строение.

 

                                 Раздел 2 Царство Бактерии(3ч)

13

Строение и жизнедеятельность бактерий.

§11

14

Роль бактерий в природе и жизни человека.

§12

15

Болезнетворные бактерии.

§12

                                 Раздел 3.Царство Грибы( 5ч.)

16

Общая характеристика грибов.

§13

17

Шляпочные грибы.

Л.Р.3Строение плодовых тел шляпочных грибов.

§14

18

Плесневые грибы и дрожжи.

Л.Р.4 Плесневый гриб мукор, строение дрожжей.

§15

19

Грибы –паразиты.

§16

20

Об.урок по темам :  .Грибы .Бактерии.

 

                                   Раздел 4 .Царство Растения.(13ч.)

21

Разнообразие ,распространение ,значение растений.

§17

22

Водоросли.

Л.Р.5Строение одноклеточных водорослей.

§18

23

Многоклеточные водоросли.

§18

24

Лишайники.

§19

25

Мхи.Л.Р.6Строение мха.

§20

26-27

Плауны, хвощи ,папоротники.

Л.Р.7Строение спороносящего папоротника.

§21

28-29

Голосеменные.

Л.Р.8Строение хвои и шишек хвойных.

§22

30

Покрытосеменные.

§23

31

Происхождение растений.

§24

32

Основные этапы развития

§24

33

Об.урок по теме :Царство растения.

 

Резервное время-1ч.

ПЕРЕЧЕНЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература для учителя:

 1.  Программа для общеобразовательных  учреждений. Биология 5-9классыМ .Дрофа2012г.

  2 .Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент  Государственного               стандарта   М .Дрофа 2012г      

             3.  В.В.Пасечник ,  Биология. учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений  

               4.  В.В.Пасечник . Рабочая тетрадь.М.Дрофа.2012г.

 5.  Журнал «Биология в школе»

6   Контрольно-измерительные материалы .Биология Составитель С. Н.Березина –М. ВАКО 2011.

7.  Биология. Тесты- Саратов :Лицей,2012г. 

              Интернет ресурсы

                 www .ns. portal

          www.bio.1 september. ru

          www.bio.  nature.ru

         www.edios.ru

                   www.km.ru/educftio


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...