Урок -деловая игра для учащихся 11 классов "Экологический аукцион".
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему

Проблемы экологии одна из важнейших проблем современности. Загрязнение воздуха. воды, почвы отходами производства, промышленности и транспорта, результатом деятельности человека. В занятии обучение решения экологических проблем в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_aukcion_11_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии с использованием ИКТ

(Деловая игра для учащихся 11 классов)

Тема: «Экологический аукцион».

Предмет: Биология.

Цель: Формирование знаний экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Задачи:

1) Знакомство учащихся с основными путями решения  экологических проблем.

2) Способствовать развитию умений выявлять причинных связей и поиска путей разрешения противоречий между обществом и природой.

3) Воспитание чувства личной ответственности за сохранение и улучшение окружающей среды.

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

Оборудование: доска, маркер, распечатки заданий (по 2—3 копии на команду).

Методы и приёмы: словесно-наглядный, проблемный, частично- поисковый, самостоятельная работа учащихся в группах.

Форма проведения: Деловая игра. Класс делится на три команды — три фирмы экологических экспертов. Каждая команда выбирает директора фирмы и предлагает свое название. Фирмы соревнуются в решении экологических проблем. За правильные решения следуют вознаграждения в экошках  (Игра идет в 4 тура (по количеству заданий). Все команды одновременно получают одно и то же задание и приступают к решению.

После каждого тура ведущий объясняет допущенные ошибки и верное решение задания. Побеждает фирма, набравшая больше экошек. В ходе игры школьники могут предложить неожиданное, не предусмотренное предложенным сценарием, но вполне разумное решение проблемы, которое, разумеется, нужно поощрять.

Ход мероприятия:

Мудра Природа - что и говорить!

 Ничто от века не творила слепо.

Зачем над твердью распахнула небо?

Чтоб птицам в воздухе парить!

Зачем, о, Боже, жутко поглядеть! -

Она так щедро расплескала воду?

 Затем, чтоб рыбам тоже дать свободу,

 Плодясь, подводным царством овладеть.

Но вот она пустила по земле,

 Гордясь своим уменьем, Человека.

 «Тебе» - сказала, - все:

 Моря и реки, леса и долы - все тебе

   Навеки!

 Весь белый свет!

 И звезды в том числе!

 Бери! Остри свой разум - и владей».

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в деловой игре – Экологический аукцион. Сегодня у вас будет возможность показать свой острый ум и умение владеть им, разрешая экологические ситуации. Проблема экологии одна из важнейших мировых проблем современности. Глобальные проблемы – это загрязнение воздуха, воды, почвы отходами промышленности и транспорта, результатами деятельности человека. В ходе сегодняшнего аукциона, мы выясним сложившуюся экологическую обстановку в нашем районе.

Отвечая на вопросы,  вы можете сегодня заработать определённое количество экошек. Экошки – это денежная единица сегодня на игре.

Играть мы будем по группам. Группы – это экологические фирмы. Выберите директора фирмы и название.  Проблема экологии одна из важнейших мировых проблем современности. Глобальные проблемы – это загрязнение воздуха, воды, почвы отходами промышленности и транспорта, результатами деятельности человека. В ходе сегодняшнего аукциона, мы выясним сложившуюся экологическую обстановку в нашем районе.

Фирмам будет предложено решить экологическую ситуацию, которая возникла у фермеров. Если решение верное фермеры награждают фирмы премией. Если неверное – взымают штраф. Какая фирма больше заработает экошек, та и победит.

Задание 1. Фермеры с. Владимировка встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи ее медленно передвигаются, поедая всю растительность до голой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи ее будут, преодолевая десятки и сотни километров, опускаться на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во время сильного града. После взлета стаи глазам фермера  предстанет печальная картина разоренного поля, где среди  голой земли торчат отдельные  стебли без листьев.

Для спасения урожая возможны три варианта решения, каждый из которых потребует от фермеров следующих расходов:

а)        использование ядохимикатов — 1000 экошек;

б)        выращивание богомолов,  поедающих саранчу,- 200 экошек;

в)        наем рабочих с хлопушками и лопатами — 200 экошек.

Какое решение вы считаете наиболее экономически выгодным?

Ответ:

а)        В настоящее время наиболее результативно для борьбы с саранчой использовать ядохимикаты.

Премия фирме — 200 экошек.

б)        Выращивать богомолов уже поздно — пешая саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай на фермерских полях. Хотя биологические методы борьбы и перспективные, их использование требует высокого профессионализма, глубоких знаний и совершенно не терпит формального подхода. За этот совет фермеры просят взыскать с фирмы штраф в сумме 100 экошек.

в)        Механические методы борьбы весьма трудоемки. За этот совет фермеры выплатят премию в 50 экошек.

Задание 2. 

  1. Укажите правильную последовательность (составьте сказку, склеить разрезанные строчки по порядку):

  1. мужик сказал филину:  «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

   1) филин обиделся и улетел в другой лес;

   6) не стало филина — расплодились мыши;

   2) мыши стали поедать соты и разорили ульи;

   4) не стало пчел — не опыляются травы и их урожайность понизилась;

   7) мало стало травы — корова не стала давать молока;

   5) худо стало мужику без меда и без молока;

   3) пришлось мужику мириться с филином;

Ответ: 8,1,6,2,4,7,5,3

Задание 3:

Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три решения этой проблемы, требующих от фермеров соответствующих расходов:

а) использование ядохимикатов — 2000 экошек;

б)приобретение белянкового наездника - 1000 экошек;

в) механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты — 500 экошек.

Какое направление предлагают эксперты?

 

Ответ:

а)   За совет а фирма получит 10 экошек.

б)   За совет б фирма получит 100 экошек — это наиболее эффективный метод. Он приводит к быстрому снижению численности популяции капустной белянки и продукция остается экологически чистой.

в) За совет в фирма получит 20 экошек, так как ручной  труд хотя и приводит к положительному результату, но весьма  трудоемкий.

Конкурс «Узнай меня» . Вы приобрели достаточно знаний , за курс биологии, вы даже можете узнать  биологические объекты на ощупь .

Задание 4 

Фермер решил заняться разведением карпа, и взял в аренду пруд вблизи   пос. Березовая роща. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо,  чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску).

Фермер обращается к экспертам за подтверждением или опровержением своего предположения и за убедительное решение заплатит фирме 200 экошек! Каково решение экспертов?

Ответ:

Рассмотрим возможные решения:

а) Фермер совершенно прав! Смело вноси в озеро минеральные удобрения — и корма рыбе будет вдоволь. (Этот совет приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям  не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода, вода в озере станет токсичной, рыба погибнет и фермер разорится.)

 За совет фирма штрафуется — 50 экошек.)

Б) Без минеральных удобрений, хотя они и могут привести к опасным последствиям, тоже нельзя. Поэтому надо внести их очень незначительное количество. Этот совет не самый удачный и оценивается в 0 экошек.

в)  Минеральные удобрения нельзя использовать, так как они могут вызвать бурный рост водорослей, что осенью или зимой приведет к замору рыбы. При необходимости рыбу надо подкармливать комбикормом. За этот совет фирма получит 200 экошек.

г) Минеральные удобрения вносить нельзя, но эксперты затрудняются объяснить причину. Фирма получит 50 экошек.

человека называют властелином природы, но мудрость, с которой мы властвуем, от природы не дается. Этому надо учиться. Эти слова сказаны Николаем Ивановичем Лобачевским 150 лет тому назад. В то время мысль замечательного ученого не поняли. Не поняв – забыли. Лишь теперь, когда в руках человека оказались могучие средства воздействия на природу, стало ясно: надо не подчинять себе природу, а

дружить с ней;

 Заключительное слово: Дорогие, друзья!!!! Я прошу вас выразить свое отношение к уроку выбором цветочка.  Выбрав цветок того цвета, который передает ваше впечатление от нашего урока.

Если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой (понравилось) выбираете красный цвет. Если вам понравились отдельные моменты –цветок розовый. А если вас урок не затронул- желтого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Сценарий деловой игры для учащихся 5-7 классов "Земля - наш общий дом"

Сценарий деловой игры по экологии. Не требует какой-либо специальной подготовки детей. Игра командная. Может проводиться как для детей одного класса, так и для команд от разных классов, школ....

Деловая игра для учащихся 8-9 классов "Кафе Уют"

В игре участвуют две команды по 7-9 человек. Все учащиеся сидят за столиками. В кабинете создан интерьер кафе. На каждом столике лежит меню, по которому учащиеся делают заказ. Дети выбирают понравивши...

Деловая игра для учащихся 7-9 классов "Воздушный шар"

Деловая игра для учащихся 7-9 классов "Воздушный шар"...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

Деловая игра для учащихся Роснефть-класса «Перспектива»

Цель: формирование навыка постановки целей, позитивного отношения к своему будущему и выбору профессии; формирование навыков самопрезентации своих качеств, повышение уровня самосознания; развитие комм...