Проектная деятельность как средство реализации познавательной активности учащихся
статья по биологии по теме

Ефремчева Светлана Федоровна

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. В настоящее время от нас ждут конкурентоспособных учеников, способных быть исследователями проблем, а не простыми исполнителями.
        Поэтому процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство реализации познавательной  активности учащихся

Актуальность.
         На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. В настоящее время от нас ждут конкурентоспособных учеников, способных быть исследователями проблем, а не простыми исполнителями.
       Поэтому процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов и делает метод проектов столь привлекательным и перспективным для системы образования.
 
     
 Преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний,  ощущение собственной значимости и необходимости в выполнении общего дела.
       Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что  влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося.
 
       В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
      Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в повседневной жизни, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Отличительные черты проектного метода:

– наличие личностно значимой проблемы, социально значимых целей и задач, средств достижения  поставленных целей и задач;
– самостоятельное планирование действий по разрешению проблемы;
– самостоятельный поиск информации, ее обработка и осмысление;
– творческое оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности (плакат,  реферат, изделие, модель, мультимедийная презентация и т.п.);
– презентация «продукта» и его социальной значимости;
– наличие сопровождающей и отчетной документации;
– рефлексия собственной деятельности.

Специфика:

  1.  педагогический процесс, накладывающийся на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим  миром.
  2. практическое целенаправленное действие, открывающее возможности формирования

 собственного жизненного опыта.

  1. педагогическая технология, актуализирующая субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе.

       Метод проектов не является новаторством в мировой педагогике. Дж. Дьюи, американский философ и педагог еще в 20-е годы прошлого столетия предложил форму обучения, построенную на активной основе, учитывая индивидуальность и личный интерес.
       Научной основой метода проектов принято считать идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), философское наследие, которого и в настоящий момент является предметом пристального интереса педагогов. Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей детей и считал, что обучение должно приносить пользу каждому учащемуся, что школа должна развивать врожденные интеллектуальные или практические «импульсы» ученика. Обучение, как считал Дьюи, необходимо организовывать вокруг какого-либо дела, задания. При этом знания извлекаются из самостоятельной практической  деятельности учащихся и из их личного жизненного опыта. А роль учителя сводится к руководству этой деятельностью и побуждению любознательности школьников.

Обратимся к словарю: «МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов  возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу.»
       

     В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.  В 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
     Формируя исследовательские и коммуникативные умения, проектная деятельность в школе создает базу для разностороннего развития и личностного роста школьников.
       Метод проектов  ориентирует учебный процесс  на решение учащимися  познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности.

Результаты моей педагогической деятельности в работе над проблемой: 

1. Развитие мотивационной сферы учащихся – интерес к исследовательской деятельности

       призовое место в городском конкурсе научно-исследовательских работ «Ярмарка идей» 2010-2011 уч.г.
диплом 1 степени межрегионального конкурса исследовательских работ по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу»  2011-2012 уч.г
участие в республиканском этапе всероссийской олимпиады по экологии 2011-2012 уч.г  (приложение 1.3); представление результатов исследовательской  деятельности учащихся старших классов на классных часах в начальной школе

2. Развитие познавательных способностей: 

       призовые места муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по биологии и экологии
участие  учащихся в Международной Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты» 2010-2011 уч.г. и 2011-2012 уч.г.

3. Вовлечение учащихся в активную внеклассную творческую деятельность:

победы и призовые места в различных творческих конкурсах

Литература

  1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
  2. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие/ Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1995.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
  5. Симоненко В.Д. Предпринимательская подготовка в школьном курсе «Технология» //Предпринимательство и занятость юных. – 2000. - №3. – с.18-19.
  6. Дьюи Дж. Школа и общество. – М., 1925.
  7. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую  деятельность.Проблема:-  отсутствие у детей     любознательности, угасание интереса к познанию ново...

Презентация на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка".

ПРезентация включает в себя проектную исследовательскую деятельноть на уроках английского языка...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше все...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...