Методические материалы для проведения внеклассного занятия "Мир злаков"
учебно-методический материал (биология, 6 класс) по теме

Каратеева-Козловская Лариса Николаевна

Методические материалы представлены набором информационных карт для школьников и подробным конспектом занятия в рамках внеурочной деятельности. Особенностью данной методической разработки является  использование проектной деятельности, инсценировки и практической работы по теме "Мятликовые растения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_zlakov.rar1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: "Знакомьтесь – мир злаков".

Цель занятия: Познакомить детей с многочисленным семейством Злаковые (Мятликовые).

Задачи.

а) Образовательные:

- раскрыть отличительные биологические особенности растений семейства Злаковые;

-  познакомить с многообразием видов злаковых культур;

- познакомить с центрами происхождения культурных растений семейства Злаковые;

- показать значение растений семейства Злаковые в природе и жизни человека.

-  продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение.

б) Развивающие:

- развивать умение работать в группе;

- развивать внимание, память.

в) Воспитательные:

- воспитывать толерантность;

- воспитывать экологическую грамотность.

- воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

 

Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность педагога и детей.

I. Орг.момент,

актуализация. (2мин.)

Педагог. Сегодня на занятии вы познакомитесь с удивительным семейством Злаковые, второе название Мятликовые. Каждый культурный человек должен ориентироваться в мире злаков, ведь значение их в жизни природы и человека исключительно велико. В природных сообществах, особенно луговых и степных, они играют доминирующую роль. Виды некоторых родов – объекты мирового земледелия, основа нашего питания. Злаки – незаменимые корма и для сельскохозяйственных животных. Злаки используются в качестве текстильных и лекарственных растений. Какие злаки вам известны? (Ребята перечисляют растения.)

Кто знает, что такое темулин и ледикула? Где росли предки основных зерновых культур? Как отличить сорго от камыша? Что такое полба? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете сегодня на занятии. Впереди вас ждут конкурсы и сюрпризы. Будьте внимательны, уважайте мнение товарищей, ведь только сплоченной дружной командой вы сможете победить соперников. Удачи!


Облик злаков одинаков,

Если ты не знаешь злаков:

Всюду крошечки-цветки,

И малютки-колоски,

И соломинки с узлами –

Различайте злаки сами!

Но внимательней взгляни –

Очень разные они!

                        Ю. Насимович

II. Работа над новым материалом.

а) знакомство с отличительными морфологическими особенностями семейства (инсценировка)

(5мин.)














































б) работа с микроскопом (2мин)




в) самостоятельная проектная работа по составлению информационных плакатов "Признаки семейства Злаковые"

(10мин)








г)Защита проектов, выставление баллов (5 мин)

Давайте посмотрим сказку "Соломинка, Тростник и Бамбук", которую приготовили для вас старшеклассники. После просмотра вы по данным сказки изготовите информационные плакаты "Признаки семейства Злаковые". Эти плакаты можно будет использовать на уроках биологии в качестве наглядного материала.

Действующие лица:  Сказочник, Соломинка, Тростник и Бамбук.

Сказочник. В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Соломинка, Тростник и Бамбук. Жили, не тужили,  между собой ладили. Да и как не ладить, ведь все-таки родственники, одно семейство – злаки.

Соломинка. Одно-то одно, да я всех важнее, потому что я им всем родственник, у всех у них – стебель соломина.

Сказочник. Вот с этого все и началось.

Соломинка. А что, разве я не права? У всех: у бамбука и тростника, у ржи и пшеницы, у риса и ячменя – у всех стебель внутри полый – соломина.

Бамбук. Разве стебель в родстве главное? Главное – цветок! У нас с тростником он есть, значит, мы и главнее.

Тростник. Точно, точно. Вот посмотри, какой цветок у всех злаков (показывает модель цветка пшеницы). Каждый цветок состоит из двух цветковых чешуй. Их называют, также цветковыми пленками или ледикулами (карточку с новым термином крепит на доске). Они заменяют околоцветник. Чешуи различны по форме и размерам. Более крупная нижняя цветковая чешуя часто на вершине вытянута и образует ость. Более мягкая верхняя чешуя как бы вложена в нижнюю. Кроме чешуй в цветке три тычинки с пыльниками на длинных тычиночных нитях и пестик с двумя мохнатыми рыльцами. Плод – зерновка, знаменит ценным питательным эндоспермом. Цветки собраны в соцветие метелка или сложный колос (На доске вывешиваются карточки с изображением зерновки пшеницы, соцветий  сложный колос и метелка).

Соломинка. Стебель у злаков прямостоячий и полый в междоузлиях, только в узлах заполнен тканью. Такой стебель носит название соломина. Подобная конструкция очень совершенна, так как по прочности такой стебель не уступает сплошному при значительно меньших затратах материала. Кроме того, такой стебель отличается высокой гибкостью.

Бамбук. Ну, расхвасталась! А мы что, хуже? Я быстрее всех злаков расту. На несколько десятков метров могу за сто лет вырасти. Кто еще из злаков так долго живет?

Соломинка. Вырос бы ты, если  бы не моя способность расти за счет деления клеток междоузлий, обеспечивая быстрый вставочный рост.

Тростник. Зато я всему миру известен. Я – космополит! У меня корневище мощное и спрятано  глубоко в почве, а твоя соломина здесь не причем, поэтому я и на болоте могу расти, и в сухих местах.

Сказочник. Да ладно вам! Все вы  к одному очень важному семейству относитесь. Говорят, что если бы не было злаков, то и цивилизации не было бы. Помиритесь. Нехорошо ссорится. Давайте лучше предложим ребятам рассмотреть в микроскоп ваш стебель соломину. Пусть они расскажут нам, какие особенности клеточного строения они заметили. (Стебель покрыт клетками кожицы – покровная ткань, проводящие пучки располагаются в беспорядке по кругу, сердцевины и камбия нет.)

Педагог. А теперь, ваше задание: изготовить информационные схемы-плакаты "Признаки семейства Злаковые". Вы работаете группой. Распределите обязанности и доверяйте друг другу. Помните, только все вместе вы успеете справиться с заданием за 10 минут.

 На плакате графически отображены следующие признаки:

1)Цветок  ↑О(2)+2Т3П1.

2) Класс Однодольные.

3) 10 тыс. видов.

4) Плод зерновка.

5) Стебель соломина.

6) Соцветия сложный колос, метелка, початок, султан.

7) Вставочный рост.

8) Развит эндосперм.

9) Параллельное жилкование.

10) Мочковатая корневая система.

11)Нет камбия.

(Для экономии времени можно раздать ребятам готовые рисунки с изображением листьев, соцветий, корневых систем, плодов. Плакат будет выполнен как коллаж. Обязательным условием набора является наличие лишних картинок с признаками из других семейств.)  

Педагог. Ваши плакаты можно будет дополнить, если вы узнаете что-то важное и ценное о злаках к концу занятия.

д) самостоятельная работа с информационными листами по знакомству со злаковыми растениями (работа в группах)

(8 мин.)

Педагог. Знакомится с удивительными  и  очень знакомыми злаковыми растениями, вы будете по информационным статьям. Прочитав текст, вам надо заполнить таблицы, а потом, используя свои записи, кратко рассказать своим товарищам по команде, что нового, важного и интересного вы узнали о своем злаке. Помните, эти знания вам пригодятся для командной игры.

II.Закрепление полученных знаний в игровой форме.

(8мин. на три первых раунда)






































































































































Педагог. Проверим, какие знания вы получили о злаках. Игра. Первый Рауд. "Их знают все»


1. К какому классу относятся растения семейства злаков? Какие признаки об этом свидетельствуют? 

Ответ. Класс Однодольные, т.к. зародыш семени имеет одну семядолю. (5 баллов.)

2. Как называется плод злаков? Чьи это плоды? Каково строение зерновки? (Демонстрируются рисунки внутреннего строения зерновок различных злаков, например, пшеницы, кукурузы, сорго). (10 баллов.)

Педагог. В семенах злаков зародыш всегда прилегает к эндосперму сбоку, а вот у сходных с ними растений из семейства осоковых зародыш окружает эндосперм.

3. На долю этой хлебной культуры приходится 1/3 мирового производства зерна, она кормит более половины населения земного шара. Представлена 13–15 видами и более чем 4 тыс. сортов. Назовите, кто это. Какие сорта этой культуры вы знаете?

Ответ. Пшеница. (5 баллов.) 

Пшеница древностью гордится:
Уж десять тысяч лет пшеница
шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.

4. Назовите фазы развития злаков.

 Ответ:

        1) появление всходов;
2) кущение (образование боковых побегов на уровне почвы);
3) выход в трубку (интенсивный рост побегов, во время которого соцветие продвигается вверх по трубке из влагалищ листьев);
4) колошение (появление соцветия);
5) цветение;
6) созревание (молочная, восковая и полная спелость).
 (5 баллов.)

5. Расскажите о центрах происхождения культурных злаков. Кому принадлежит честь их открытия?

Ответ. Это заслуга Николая Ивановича Вавилова. Пшеница – родом из  Закавказья, Передней Азии, Эфиопии; рожь – с Кавказа; рис – из Китая; сахарный тростник – из Индии; ячмень – из Африки; кукуруза – из Мексики. (10 баллов)

Педагог. Происхождение культурной кукурузы – одна из научных загадок. Родичи кукурузы не установлены. Дикие предки ее вымерли. Известно, однако, что население Перу, Боливии и Мексики культивировало кукурузу еще за 2500 лет до н.э

Второй раунд. «Из грязи – в князи»

1. Это основная зернофуражная культура, наибольшие площади под нее отведены в нашей стране. Этот злак нередко сеют в смеси с викой. Пословица гласит: «Сей его в грязь – будешь князь».

Ответ. Овес. (5 баллов.) Демонстрационный гербарий со стихотворением:

А с овсом
сдружились мы давно,
Дарит он крупу и толокно,
И муку, и кашу, и печенье...
Поблагодарим за угощенье.


2. Эта культура кормит половину человечества, она самая калорийная среди зерновых (360 ккал/100 г). Этот злак – гидрофит. Попробуйте объяснить значение слова "гидрофит" В роде этих растений 28 видов, из них 2 культивированы – африканский и посевной. Это «аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов».

Ответ. Рис.

Гидрофит – растение, любящее воду. (10 баллов.) Демонстрационный гербарий со стихотворением:

Главный принцип риса,
в общем-то, простой –
Голова на солнце,
Ноги под водой.

Педагог. Зерно риса – полезнейшая пища при болезнях сердца, желудка и других недугах. Однако длительное потребление очищенных зерновок в качестве основной пищи нежелательно. Почему?

Ответ. Отсутствие витамина В1, содержащегося в оболочке зерна, вызывает болезнь бери-бери: нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, расстраивается походка, будто цепями скованы ноги (бери-бери означает «оковы»), возможен паралич. (10 баллов.)

3. Это один из северных хлебных злаков, самая скороспелая зерновая культура. В нашей стране сосредоточено примерно 1/3 ее мировой посевной площади. Проросшее зерно содержит сахар–мальтозу (солод) и используется в пивоварении. 

Ответ. Ячмень. (10 баллов) Демонстрационный гербарий со стихотворением:

А вот ячмень, ячмень похож,
И на пшеницу, и на рожь,
Но в колоске – один цветок,
Так будь внимательней, знаток!

4. Этот культурный злак родом из сорняков, самое зимостойкое растение и достаточно засухоустойчивое. Первое письменное свидетельство о нем оставил еще летописец Нестор на границе XI и XII вв. А вот ни древние греки, ни римляне этой культуры не знали.

Ответ. Рожь. (10 баллов) Демонстрационный гербарий со стихотворением:

Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает.
Рожь нас хлебом угощает.

Третий раунд. "Сорняки"

1. Среди злаков немало и сорняков. Наносят они вред человеку как косвенно, так и непосредственно: например, в зерновке плевела опьяняющего, сорняка яровых хлебов, живет мицелий гриба, вырабатывающего темулин, вызывающий головные боли и летаргию. Какие сорные злаки вам известны?

Ответ. Пырей. (10 баллов)  Демонстрационный гербарий со стихотворением:

Вот пырей – огонь полей,
Нет сорняка его страшней.

Другие сорняки – ежовник, куриное просо, овсюг. Может быть сорняком и мятлик однолетний.

2. Для борьбы с сорной растительностью ученые разработали вещества, групповое название которых буквально переводится как «убивающие траву». Что это за вещества?

Ответ. Гербициды. (5 баллов)

3. Разгадайте ребус и дайте систематическую характеристику злаку, название которого является ответом.


Ответ. Мятлик. (10 баллов)  Демонстрационный гербарий со стихотворением:

У мятликов метелочки
Напоминают елочки –
Их колоски «на веточках»
И в них цветки – «иголочки».

Систематическая характеристика зачитывается с этикетки гербария.
Отдел Покрытосеменные, порядок Злакоцветные; семейство Мятликовые (злаки); подсемейство Мятликовые; род Мятлик; вид Мятлик однолетний.)

Педагог. На Камчатке мятлик шероховатый охраняемое растение, занесенное в Красную книгу России. Запомните его ребята! (Демонстрация рисунка мятлика шероховатого.)

Вторая часть занятия.

На четвертый раунд (15мин).


а) Практическая работа по определению химического состава зерновок пшеницы (4 мин.)
















б) Практическая работа с карточками определителями и гербариями

(6 мин.)
























На пятый раунд (7минут.)



Четвертый раунд. "Практика, практика, практика…"





1. Докажите опытным путем, что семена пшеницы содержат крахмал и белок (клейковину). (15 баллов.)



2. Наличие клейковины, упругой и эластичной массы, отличает пшеницу от других злаков и позволяет получать рыхлый, пористый хлеб. А какие бываю сорта у пшеницы в зависимости от состава эндосперма?

Ответ. Стекловидный эндосперм у твердых сортов пшеницы на срезе  зерновки блестит как стекло. Именно  это зерно используется для изготовления макаронных изделий, муки высших сортов. У мягкой пшеницы более рыхлая и мучнистая зерновка. (5 баллов)

3. Сгруппируй перечисленные ниже злаки по возможным признакам в как можно большее число групп: 1 – кукуруза; 2 – пшеница; 3 – ячмень; 4 – мятлик; 5 – овес.

Примерные ответы. (10 баллов)

1. Культурные – 1, 2, 3, 5; дикорастущие – 4.
2. Соцветие колос – 2, 3; початок – 1; метелка – 1, 4, 5.
3. Самоопыляющиеся – 2; перекрестноопыляющиеся – 1, 3, 4, 5.

4. По гербариям определить виды злаков (за каждый правильный ответ 5 баллов).

Педагог. Работая с гербариями, помните, что сухие растения очень хрупкие, их легко повредить. Будьте аккуратными и бережными в работе с гербарным материалом!

5. Определи, чей колосок. (20 баллов)

По рисунку учащиеся определяют по наиболее характерным признакам:

  1. пшеницу – колосковые чешуи без остей, в колоске 35 цветков;
  2. ячмень – длинные ости превышают длину соцветия – сложного колоса, в колоске 1 цветок;
  3. рожь – ости длинные, в колоске по 2 цветка;
  4. овес – колосковые чешуи с 7–11 жилками, нижняя цветковая чешуя с длинной, коленчато-согнутой остью, в колоске 2–4 цветка.

Пятый раунд. «Что из чего»

1. Стебли и листья этой культуры содержат до 15% сахара, поэтому корм изготовляют из них измельчая, и утрамбовывая. Такие корма  значительно повышают количество молока у коров. Назовите культуру и корм.

Ответ. Кукурузный силос. (10 баллов.)

Педагог. Кукуруза поставляет и сырье для промышленности – из нее изготавливают кино- и фотопленки, синтетические ткани, целлофан. Из обверток початков получают бумагу, мастерят корзины и шляпы.

2. Этот злак в высоту достигает 4–6 м, а его метелки – длиной до 80 см. Выращивание его в культуре позволяет получать 60% мировой продукции сахара. Первыми европейцами, увидевшими это растение в Индии, были воины Александра Македонского. Один из них сказал, что оно «производит мед без помощи пчел».

Ответ. Сахарный тростник. (10 баллов)

3. Стебли этого корневищного злака одревесневают и применяются для изготовления мостов, мебели, штор, шляп, а молодые побеги употребляют в пищу как овощи. Суточный прирост молодых растений может составлять почти 1 м.

Ответ. Бамбук. (10 баллов)

Учитель. Что еще необычного в этом злаке?

Ответ. Высота бамбука – 20–40 м, стебли толщиной 10–30 см. Из-за трения при высокой скорости роста заросли молодого бамбука издают звуки, похожие на стоны. Стебель вверху ветвится, как у нашего тростника, что редко встречается у злаков, а лист бамбука имеет листовую пластинку и черешок. (10 баллов)

4. Укажите соответствие между злаком и производимой из него продукцией.

1 – пшеница; 2 – рожь; 3 – овес; 4 – просо; 5 – ячмень.

А – пшено; Б – толокно; В – крупа ячневая; Г – хлеб черный; Д – крупа манная; Е – «Геркулес»; Ж – хлеб белый; З – крупа перловая.

( А – 4; Б – 3; В – 5; Г – 2; Д – 1; Е – 3; Ж – 1; З – 5.) (10 баллов.)

5. Многие культурные растения – результат не просто многовекового отбора лучших форм, но и научных исследований и экспериментов. Так, путем искусственного скрещивания пшеницы (тритикум) и ржи (секале) ученые создали новый вид злаковых растений. Как называется наука, направленная на выведение новых сортов, и как бы вы назвали этот новый вид – гибрид?

Ответ. Наука, занимающаяся выведением новых сортов и улучшением существующих, – селекция. Название гибрида – тритикале – сочетает в себе родовые названия пшеницы и ржи. (20 баллов.)

Педагог. Такая гибридизация называется отдаленной, примером ее является и пшенично-пырейный гибрид.

Подведение итогов игры. Дополнение проектов (7мин.).





Релаксация

(5-7 мин.).

Подсчет баллов. Награждение команд.

Учитель. Сегодня вы узнали много интересного и важного. Сейчас у вас есть возможность дополнить свои проекты плакатов о злаковых растений. Помните, только самые важные признаки должны быть выбраны вами. Не перегружайте плакат лишней информацией!

(повторение признаков злаковых)

А что запомнил каждый? Решите тестовые задания.

Самопроверка.

Домашнее задание для желающих.

Посадить различные злаковые культуры и провести наблюдение за развитием растений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для проведения недели естествознания в школе

В методическом материале собраны разработки мероприятий в рамках недели естествознания (план проведения,виторина и презентация к заключительному мероприятию)...

"Физика в ребусах." Подборка материалов для проведения внеклассных мероприятий.

Подборка материалов для проведения внеклассных мероприятий....

Материалы для проведения внеклассного мероприятия по английскому языку «English Song Festival»

Представленный материал не включает себя фонограммы, записи видеороликов с английскими субтитрами по причине их большого размера....

Материалы для проведения внеклассного мероприятия «Хранитель культурного кода», посвященного творческой и научной деятельности Д.С.Лихачева

Мероприятие проводится в форме спортивной версии игры «Что? Где?  Когда?». Используемые в программе вопросы являются авторской разработкой. В ходе подготовки вопросов были использованы материалы ...

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...

Материалы для проведения внеклассных занятий, уроков по гражданственности и патриотизму (викторина)

Материалы для проведения внеклассных занятий, уроков по гражданственности и патриотизму...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...