Урок "Терморегуляция организма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Иванова Ольга Валентиновна

Урок биологии в 8 классе по курсу "Человек и его здоровье" с применением методики проблемного обучения и электронной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока37.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку 312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа № 1

округа Муром

Биология, 8 класс

Тема: Кожа

КОНСПЕКТ УРОКА

 «Терморегуляция организма»

Выполнил:

учитель биологии

средней школы №1

Иванова О.В.

Тема: Терморегуляция организма.

Задачи: обобщить знания о защите млекопитающих животных от перегревания и охлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания; раскрыть сущность закаливания организма, его формы, физиологические механизмы закаливающего воздействия, значение и условия закаливания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Активизация познавательной деятельности.

    Задание: Среди хаоса букв в прямоугольнике найти названия пяти   животных, выписать их в ряд. Среди выписанных животных исключить одно лишнее, объяснить, на основании какого признака его исключили (слайд 2).

  1. Изучение нового материала.
  1. Животные пойкилотермные и гомойотермные (беседа, работа со схемой, слайд 3).

Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов. Все живые организмы нуждаются в непрерывном снабжении теплом для предотвращения их деградации и гибели. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.

 Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках.

  1. Понятие о температуре тела человека (слайд 4).

Когда говорят о температуре тела, обычно имеют в виду температуру внутренних областей тела, т. е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека выделяют две температурные зоны: поверхностную (оболочку) и внутреннюю (ядро). Температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,5оС), а самая высокая – в области шеи. Внутри печени, где интенсивно протекают окислительные процессы, температура достигает 39оС.

  1. Постановка проблемы: Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов. На практике этого не происходит. Почему?  (слайд 6).
  2. Запись определения: Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется терморегуляции (слайд 7).
  3. Анализ схемы «Виды терморегуляции в организме человека» (слайд 8).
  4. Проблемная ситуация (слайд 10): 

     В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка. Утром мальчик умер. Почему это произошло?

(Учащиеся выдвигают гипотезы: причина гибели мальчика – нарушение кожного дыхания; нарушение потоотделения и отравление продуктами распада; переохлаждение)

Решение проблемы: опыт с «лакированными» мужчинами, которые страдали от переохлаждения (сообщение учащегося).

Вывод: Кожа играет важную роль в теплорегуляции организма.

Анализ схемы «Механизм регуляции кровотока через кожу» (слайд 11).

  1. Значение потоотделения (слайд 12).
  2. Проблемный вопрос: Попытайтесь объяснить опыт доктора
    Ч. Блегдена, проведенный в Англии более 200 лет назад:
    Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре +126ОС без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения
    (слайд 13).
  3. Анализ схемы «Механизм рефлекторной регуляции температуры тела» (слайд 14).

 Закрепление изученного материала – решение биологических     задач (слайд 15-17).

  1. Оказание первой помощи при нарушениях терморегуляции (самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы (слайд 18).
  2. Проблемный вопрос: Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?
  3. Закаливание организма: средства, принципы, механизм воздействия на организм (сообщения учащихся, слайды 20-22).

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: § 41.

Список литературы:

  1. Демьянков Е. Н. Биология. Мир человека. 8 кл.: задачи, дополнительные материалы. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Колесов Д. В. Биология. Человек: Учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Пепеляева О. В., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс. – М.: ВАКО, 2005.
  5. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.:
    Просвещение, 1988.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ Учитель: Иванова О. В.

Слайд 2

СРЕДИ ХАОСА БУКВ НАЙДИТЕ НАЗВАНИЯ ПЯТИ ЖИВОТНЫХ И ВЫПИШИТЕ ИХ В РЯД. СРЕДИ ВЫПИСАННЫХ ЖИВОТНЫХ ИСКЛЮЧИТЕ ОДНО ЛИШНЕЕ. НА ОСНОВАНИИ КАКОГО ПРИЗНАКА ВЫ ЕГО ВЫДЕЛИЛИ? ЛЯГУШКА ЗАЯЦ ЧЕРВЬ БАБОЧКА МУРАВЕЙ Л Я Г Ч Е Й К Ш У Ц Р Е А З А Я В В О Б А Б Ь А Ч К А М У Р

Слайд 3

Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов. Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. животные пойкилотермные активность зависит от температуры окружа- ющей среды гомойотермные существуют за счет внутренних источников тепла

Слайд 4

К какой из этих групп относится человек? Почему?

Слайд 5

Температура тела человека Ниже 25 О С 36 – 37 О С Выше 43 О С Норма Гибель организма Гибель организма

Слайд 6

Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов. На практике этого не происходит. Почему?

Слайд 7

Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется терморегуляцией

Слайд 8

Проанализируйте и объясните схему Прием пищи Мышечная работа Холодовая дрожь Образование тепла (химическая термо- регуляция) Отдача тепла (физическая термо- регуляция) Теплоизлучение – отдача телом тепла в виде инфракрасного излучения Конвекция – передача тепла от организма окружающей среде через воздух Испарение влаги с кожи и со слизистых оболочек в дыхательных путях Теплопередача – передача тепла между телами при их соприкосновении

Слайд 9

За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватило бы, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды!

Слайд 10

В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка. Утром мальчик умер. Почему это произошло?

Слайд 11

Потеря тепла через кожу путем излучения, конвекции и теплопередачи зависит от количества протекающей через кожу крови: Температура окружающей среды низкая высокая кровеносные сосуды кожи сужаются кровеносные сосуды кожи расширяются теплоотдача уменьшается теплоотдача усиливается

Слайд 12

Теплоотдача путем испарения На испарение 1 г воды затрачивается 2,45 кДж тепла. Теплоотдача путем испарения происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины. Пот – это водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4 % хлорида натрия, лактата натрия и мочевины. У человека потоотделение начинается тогда, когда температура тела поднимается выше 36 О С. При нормальных условиях за сутки выделяется около 900 мл пота. При очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может возрасти до 12 литров!

Слайд 13

Попытайтесь объяснить опыт доктора Ч. Блегдена, проведенный в Англии более 200 лет назад: Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 О С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Слайд 14

Механизм рефлекторной регуляции температуры тела Кора мозга Тепловые рецепторы кожи (около 30 тыс.) Холодовые рецепторы кожи (около 250 тыс.) Передняя область гипоталамуса (центр теплоотдачи) Задняя область гипоталамуса (центр теплопродукции) Пото- отделение Артериолы кожи расширя- ются Интенсивность окислительных процессов снижается Интенсивность окислительных процессов повышается Волосы поднима- ются («гусиная кожа») Артериолы кожи сужаются дрожь Высокая Повышается Повышается Окружающая температура Температура тела Температура крови Низкая Понижается Понижается торможение торможение Обратная связь Обратная связь

Слайд 15

Ответьте на вопросы: Почему в помещении, где находится много людей, становится душно? Почему на морозе кожа вначале краснеет, а потом бледнеет и даже синеет? Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

Слайд 16

Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?

Слайд 17

Если поместить человека в бассейн с температурой +50 О С -- +60 О С , то он может получить опасные ожоги. Почему же на воздухе +50 О С -- +60 О С человек переносит жару и не получает ожогов?

Слайд 18

Оказание первой помощи при нарушении терморегуляции Нарушения терморегуляции Признаки Приемы первой помощи Тепловой удар Солнечный удар Обморожение

Слайд 19

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?

Слайд 20

Закаливание – это тренировка организма для повышения его устойчивости к неблагоприятным внешним условиям

Слайд 21

Средства закаливания : Водные процедуры. Воздушные ванны. Солнечные ванны.

Слайд 22

Принципы закаливания. Строгая регулярность занятий. Постепенное увеличение физических и холодовых нагрузок по сложности, во времени. Правильная дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Скелет опора организма.Биология. Живой организм. 6 класс., учебник Н.И, Сонин

Презентация к уроку биологии в  6 классе, "Скелет опора организма"...

Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"

Пояснительная запискас приложениемк  уроку  по биологии  в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...

Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...