Пищеварение.Строение и функции органов пищеварения.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Систематизация знаний учащихся о строении и функции органов пищеварения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №43

Тема: Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения

Задачи:  продолжить систематизировать знания учащихся о строении и функции органов пищеварения.

Оборудование: таблица «Пищеварительная система», макеты органов пищеварительной системы.

Ход урока: I. Проверка знаний о питательных веществах и пищевых продуктах, ксенобиотиках(устный опрос)

II. Изучение нового материала.

1. Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества называется пищеварением. Оно состоит из двух этапов: механической и химической обработки пищи. На первом этапе пища измельчается(пережевывается) и увлажняется- смешивается с пищеварительными соками.

Пищеварительные соки нашего организма: слюна, желудочный сок, кишечный сок, желчь, секрет поджелудочной железы.

Все они содержат ферменты – вещества белкового происхождения, функция которых состоит в ускорении химических реакций в пищеварительном канале.

2. Глотка (pharynx). У входа в глотку имеется скопление лимфоидной ткани- миндалины: две небные, язычная, две трубные и глоточная (аденоидная). Вместе они образуют лимфатическое глоточное кольцо Пирогова-Вальдейера. Стенка глотки образована слизистой, мышечной и соединительнотканной оболочками.

3. Пищевод(esophagus)- узкая мышечная трубка длиной 25 см. Шейная часть длиной 5,8 см., расположена позади трахеи. Задняя часть пищевода соприкасается с телами шейных позвонков. Грудная часть 15-18 см. располагается впереди грудных позвонков. Короткая 1,3 см. брюшная часть находится под диафрагмой и прикрыта спереди левой долей печени.

4. Брюшина. По средствам связок брыжеек брюшина фиксирует и поддерживает в подвешенном состоянии внутренности в полости живота.

5. Желудок(gaster). Начинается процесс активной обработки пищи при помощи пищеварительных соков. Вогнутый верхний край желудка называется малой кривизной, а нижний – большой кривизной. Вместимость 2-3 л. Слизистая оболочка желудка образует многочисленные складки, которые значительно  увеличивают поверхность. В слизистой желудка расположена примерно 35 мл. желез, которые за сутки выделяют до 2-х л. Желудочного сока. Примерно 0,25% соляная кислота, такая концентрация убивает болезнетворные организмы.

В желудке начинается переваривание белков. Пища задерживается до 4-6 часов в желудке. Регуляция сокоотделения железами желудка происходит рефлекторным и гуморальным путями.

5. Тонкая кишка(intestinum tenue)- длина 4-6 м. орган подразделяют на безбрыжеечную часть- двенадцатиперстную кишку и брыжеечную часть – тощую и подвздошную.

Двенадцатиперстная кишка(duodenum) – пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Их ферменты действуют на белки, жиры и углеводы.

В тонкой кишке переваривается до 80 % поступивших с пищей белков и почти 100% жиров и углеводов.  здесь белки расщепляются до аминокислот, углеводы до глюкозы, жиры до жирных кислот и глицерина. Желчь разлагает жиры на мелкие капельки.

6.Толстая кишка(intestinum crassum)- конечный отдел пищеварительной трубки, ее длина колеблется от 1,5 до 2 метров. Один из ее участков – слепая кишка- имеет узкий червеобразный отросток- аппендикс(длиной 6-8 см.) являющийся органом иммунной системы. В толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи. Здесь они могут находится 12-20 часов.

7. Прямая кишка(rectum)-вывод каловых масс.

Таким образом, пищеварительная система имеет сложное строение и выполняет разные функции.

III. Закрепление знаний о строении и функции пищеварительной системы. (тестирование).

  Рефлексия.

1.Что для вас было знакомо?

2.Что оказалось новым?

3.Что из того ,с чем вы работали ,запомнилось вам больше  всего? Почему?

Домашнее задание.

1.Изучить стр.

2Подготовить  презентации о печени, поджелудочной железе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций

урок в 8 классе проводится в фоме ролевой игры, дети работают с текстом, составляют правила правильного питания, разгадывают ребусы......

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их предупреждение. Биология 8 кл (Пасечник)

Презентация. Работы Павлова И.П. по пищеварению, ЖКИ и их предупреждение....

Система органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости

Значение обработки пищи в ротовой полости....