Заключительное занятие по элективному курсу: "Биологические ритмы и биологические часы".
презентация к уроку (биология, 9 класс) на тему

Шеховцева Нина Николаевна

Занятие проводится в 9 классе с целью обобщения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon biologicheskie_ritmy_i_biologicheskie_chasy.ppt1.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биологические ритмы и биологические часы

Слайд 2

Цели: Выяснить, что такое биологические ритмы и как они влияют на жизнь населяющих организмов. Проследить взаимосвязь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Определить, влияет ли солнечная активность на частоту заболеваний и физиологическое состояние человека.

Слайд 3

Утверждения Биологические ритмы присуще только животным. Фотопериод – соотношение светлого и тёмного времени суток. Длина светового дня является сигнальным фактором, определяющим направление биологических процессов. С деятельностью Солнца не связаны заболевания человека. Большинство людей в течение суток имеют два пика работоспособности. Нарушение установившихся ритмов не снижает работоспособность человека.

Слайд 4

Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме человека.

Слайд 5

Биологические ритмы организмов Годичные циклы роста и развития организмов. Периоды цветения и плодоношения у растений. Весенние и осенние перелёты птиц. Миграция рыб и зверей.

Слайд 6

Сезонные изменения у организмов Хризантема зацветает лишь осенью когда длина светового дня уменьшается от 12 до 6 часов. У бабочек при уменьшении длины светового дня замедляется развитие яиц и личинок. Одни животные становятся малоподвижны и впадают в оцепенение, другие готовятся к активной жизни в суровые холода.

Слайд 7

Суточные ритмы человека Максимальная масса тела отмечается в 18-19 часов. Максимальная температурам тела отмечается в 16-18 часов. Максимальная частота дыхания отмечается в 13-16 часов. Максимальная частота сердечных сокращений отмечается в15-16 часов.

Слайд 8

Заполните таблицу Суточные ритмы Годовые (сезонные) ритмы Приливно-отливные ритмы

Слайд 9

Распределите ритмы 1.Спячка бурых медведей; 2.Перелёты птиц с мест гнездований в южные районы; 3.Утреннее раскрывание цветков; 4.Линька соболя; 5.Открывание и запирание раковин устриц, обитающих в прибрежной зоне; 6.Весеннее пробуждение растений: 7.Сон и бодрствование у человека; 8.Наибольшая восприимчивость кожи к косметическому уходу; 9.Авитаминозы у человека; 10.Осенний листопад;

Слайд 10

11.Ночная активность ежей; 12.Постройка гнезда птицами; 13.Зарывание рачков прибрежной зоны в мокрый песок; 14.Ритм дыхания у человека; 15.Набухание почек у растений; 16.Появление первоцветов; 17.Образование плодов и семян у растений; 18.Оцепенение мух; 19.Активизация сокодвижения у березы в апреле; 20.Смена поколений у насекомых (яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое).

Слайд 11

Ответы Суточные ритмы Годовые (сезонные) ритмы Приливно-отливные ритмы 3, 7, 8, 11 1, 2, 4, 6, 9, 10, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20 5,13

Слайд 12

Фотопериод – соотношение светового и темнового времени суток.

Слайд 13

Биологические часы – способность организмов ориентироваться во времени

Слайд 14

Внутренние расписание организмов Соловей просыпается и поёт в 2часа ночи Полевые жаворонки - в 3часа ночи Скворцы – в 3 часа ночи Мак расправляет цветки в 5 часов утра Одуванчик – в 6 часов утра Колокольчики – в 7 часов утра Бархатцы и ноготки – в 8 часов утра

Слайд 15

Первый - с 8 до 12 часов Второй – между 17 и 19 часами Два пика работоспособности:

Слайд 16

Категории людей

Слайд 17

Еще в начале XX века стало известно, что у людей бывают разные биологические ритмы. Именно они влияют на время нашей работоспособности и желание поспать. В зависимости от этого времени человечество изначально делили на 2 группы: жаворонков и сов. Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов веч ера.

Слайд 18

Чуть позже в этом "птичьем" разделении появилась еще одна группа - голуби - люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут быть как совой, так и жаворонком. Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют примерно одинаковую активность на протяжении всего рабочего дня.

Слайд 19

Среди сов преобладают люди творческих профессий - артисты, музыканты, писатели. Связано это с тем, что у сов чаще всего образное мышление - это люди с «ведущим» правым полушарием мозга. А вот жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, за что отвечает левое полушарие. Поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными

Слайд 20

Жаворонки наиболее активны в первой половине дня (до пятнадцати часов), а максимально - утром в 10-11 часов. Жаворонки рано встают и рано засыпают. Совы, напротив, поздно засыпают и поздно встают.

Слайд 21

Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов вечера. Англичане провели исследование среди 3000 человек старше 50 лет, которое дало неожиданные результаты: совы оказались богаче жаворонков, память и мышление у сов так же развиты лучше. Кроме того, здоровье у сов в целом оказалось лучше, чем у жаворонков.

Слайд 22

Категории людей «Совы» – 25% «Жаворонки» – 25% «Голуби» (категория людей, не имеющая чётко выраженных пиков работоспособности ) – 50%

Слайд 23

Как определить, кто вы - сова, жаворонок или голубь? Многие специалисты утверждают, что уже с самого рождения у человека есть собственные биоритмы. Те, кто родился в период с 4.00 до 11.00 - жаворонки, совы же рождаются с 16.00 до полуночи. Рожденные в оставшиеся часы - голуби.

Слайд 24

Если же вы не знаете точное время своего рождения, есть еще один способ. Утром, как только проснетесь, измерьте пульс, а потом число вдохов за минуту. Если соотношение показателей приблизительно 4:1, то вы - голубь, если 5:1 или 6:1, вы - жаворонок, а если 3:1 и меньше, значит, вы - сова.

Слайд 25

Вывод: Биологические ритмы присуще всем организмам Фотопериод – соотношение светлого и тёмного времени суток Длина светового дня является сигнальным фактором, определяющим направление биологических процессов Солнечная активность влияет на частоту заболеваний и физиологическое состояние человека Большинство людей в течение суток имеют два пика работоспособности Нарушение установившихся ритмов снижает работоспособность человека.

Слайд 26

Решите задачу Достройте вторую цепь ДНК: …АТГЦЦЦААТГГТАТГ… Определите её длину и массу.

Слайд 27

Домашнее задание Восстановить знания о фотопериодизме

Слайд 28

Список литературы http://www.podrugi.by/sport-1155.html http://alexagri.diary.ru/?tag=1291&from=60 http://xozyaika-v-dome.ru/category/dosug/testy/ http://otvetin.ru/page/1340/ http://cherry013.mypage.ru/vi_javoronok_sova_ili_golub_1.html http://inter.aif.ru/health/article/33728


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Биологическая роль воды"

Данный элективный курс предназначен для общеобразовательного класса, так  как углубляет знания  учащихся, ориентированных  на сдачу экзамена по  химии и биологии  и расш...

Элективный курс :"БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ФАУНА МОРДОВИИ".

Программа курса рассчитана на поддержку базового курса биологии 7 класса.Она раскрывает многооб­разие животного  мира Мордовии.Программа курса рассчитана на 34 часа....

Элективный курс:"Биологическое краеведение. Флора Мордовии".

Программа элективного курса составлена на основе программ факультативного курса по биологии  «Жизнь растений» «Программы. Факультативные курсы. Сборник №2. Математика. Биология. Химия» М, Просвещ...

Элективный курс "Биологически активные вещества"

Элективный курс для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, расчитан на 8 часов имеет практическую направленность....

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...

Элективный курс "Биологическая роль химических элеменов"

Элективный курс «Биологическая роль химических элементов или неизвестная планета» предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. Курс призван вызвать интерес у школьников к предме...

Конспект занятия элективного курса «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов»

Представлена разработка учебного занятия элективного курса по химии для обучающихся 9 класса...