Элективный курс "Биологически активные вещества"
элективный курс по химии (10 класс) на тему

Устюгова Екатерина Владимировна

Элективный курс для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, расчитан на 8 часов имеет практическую направленность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_biologicheski_aktivnye_veshchestva.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Памятинская средняя общеобразовательная школа»

Элективный курс

Биологически активные вещества в жизни человека

                                                                  автор: учитель химии

УСТЮГОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

с. Памятное 2012 г.

Биологически активные вещества  в жизни человека

(8 часов)

Пояснительная записка

     В школьном учебнике органической химии О.С.Габриеляна имеются немногочисленные данные о биологически активных веществах, которые не являются обязательными для изучения в основной программе курса за 10 класс. Для обобщения имеющейся у учащихся информации и для систематизации определённого багажа фактических знаний имеет место включить в образовательную программу элективный курс «Биологически активные вещества», который поможет учащимся при поступлении в медицинские и биолого-химические учебные заведения.

     Общий объём учебной нагрузки курса определён в 8 часов. Программой предусматривается изучение теоретических вопросов (50% учебного времени), проведение лабораторного практикума (50%).

    Отличительная особенность построения курса, определяющая методику его изучения, состоит в том, что содержание сопряжено с основным курсом органической химии.

     Элективный курс направлен и имеет целью усиление  подготовки учащихся по данному вопросу через расширение информации о витаминах, их свойствах и их значении в жизни человека, гормонах, ферментах и некоторых лекарственных веществах.

Основные задачи курса: 

-систематизировать и расширить знания обучающихся о витаминах, ферментах, гормонах и лекарственных веществах;

-сформировать представления о специфических свойствах биологически активных веществ и их  роли в жизни человека;

-продолжить формирование у школьников умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

-продолжить формирование умения решать расчётные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда;

-продолжить формирование навыков исследовательской деятельности;

-развивать учебно-коммуникативные умения.

Формы контроля: домашняя практическая работа, рефераты, сообщения, итоговая конференция.

Требования к знаниям и умениям обучающихся после изучения данного элективного курса заключаются в следующем:

должны знать – 1) понятия: витамины, ферменты, гормоны, лекарственные вещества; 2)классификацию витаминов, ферментов, гормонов.

 

должны уметь – 1) владеть навыками химического эксперимента по проведению качественных реакций на ионы, содержащиеся в составе витаминов, гормонов, ферментов, лекарствах; 2) применять полученные знания на практике; 3) работать в группе; 4) определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и её обработку; 5) представлять реферат по определённой структуре.

Содержание.

Введение (1ч.) Биологически активные вещества их значение для человека. 

Тема 1. Витамины (2 часа). Классификация витаминов. Представители водорастворимых и жирорастворимых витаминов, их значение для жизни человека, строение и специфические свойства.

Лабораторный практикум: 

Практическая работа №1.Обнаружение витаминов.

Тема 2. Ферменты (1 час). Классификация ферментов. Важнейшие представители их свойства и строение. Значение ферментов для человека.

Тема 3. Гормоны (1 час). Классификация гормонов. Важнейшие представители их свойства и строение. Значение гормонов для человека.

Тема 4. Лекарственные вещества (2 часа). Некоторые представители лекарственных веществ, их свойства и строение. Значение лекарств в жизни  человека.

Лабораторный практикум: 

Практическая работа №2. Анализ лекарственных препаратов.  

Итоговое занятие (1 ч). Зачетная работа.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Образовательный продукт

всего

теор.

практ.

Введение. Биологически активные вещества их значение для человека.

1

1

Лекция

Опорный конспект.

1.1

Классификация витаминов. Представители водорастворимых и жирорастворимых витаминов, их значение для жизни человека, строение и специфические свойства.

1

1

Семинарское занятие.

Реферативные сообщения о классах витаминов.

1.2

Практическая работа №1.

Обнаружение витаминов.  

1

1

Работа в лаборатории по инструктивным картам.

Отчёт по работе.

2

Классификация ферментов. Важнейшие представители их свойства и строение. Значение ферментов для человека.

1

1

Беседа с элементами лекции

Опорный конспект, рефераты

3

Классификация гормонов. Важнейшие представители их свойства и строение. Значение гормонов для человека.

1

1

Семинарское занятие

Сообщения об основных видах гормонов.

4.1

Некоторые представители лекарственных веществ, их свойства и строение. Значение лекарств в жизни  человека.

1

1

Лекция

Опорный конспект.

4.2

Практическая работа №2.

Анализ лекарственных препаратов.

1

1

Работа в лаборатории по инструктивным картам.

Отчёт по работе.

Итоговое занятие.

1

1

Конференция.

Зачётная работа

Темы рефератов:

  1. Витамины группы В.
  2. Витамины А и С.
  3. Витамины Е и D.
  4. Амилазы.
  5. Каталаза и применение её в промышленности.
  6. Лиазы их значение для человека.
  7. Лекарственные вещества.

Структура реферативной работы:

- титульный лист (ф.и.о. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, ф.и.о. руководителя);

- оглавление (в нём последовательно  излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, даётся анализ использованной литературы);

- основная часть (каждый раздел её, раскрывая проблему или вопрос, является продолжением предыдушего,  даются все определения понятий, теоретические рассуждения, исследования автора или его изучение проблемы);

- заключение (подводятся итоги или делается обобщённый вывод по теме, даются рекомендации);

- список литературы.

Инструктивные карты для выполнения практических работ.

Практическая работа №1

ОБНАРУЖЕНИЕ ВИТАМИНОВ

Опыт №1. Определение витамина А в подсолнечном масле.

    В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1-% раствора хлорида железа (3). При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Опыт №2. Определение витамина С в яблочном соке.

    Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляют 5% раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания. Что говорит о наличии витамина С в соке.

 

    После выполнения работы ответьте на вопросы:

  1. К какому классу витаминов относится: а) витамин А; б) витамин С?
  2. Запишите формулы витаминов.
  3. Решите задачу:

В рыбьем жире содержится 15% витамина А, суточная норма этого витамина для человека 0,5-2,5 мг. Сколько потребуется рыбьего жира, чтобы человек употребил нужное количество витамина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины. Роль в нашей жизни биологичеких активных веществ

Презентация может случить в качестве пособия для подготовки  к уроку по теме "Витамины" и расширения кругозора учащихся....

Разработка урока по химии в 10 классе « Твоё здоровье - в твоих руках» к теме №6 «Биологически активные вещества. Витамины».

Цели урока – углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развить навыки работы с дополнительной литературой....

Презентация "Гормоны - дирижеры жизни" к уроку химии в 10 классе по теме "Биологически активные вещества".

Презентация "Гормоны - дирижеры жизни" дает общее понятие о гормонах как секретах желез внутренней секреции.  Знакомит учащихся с гипо- и гиперфунуциональными нарушениями в жизнедеятельности орга...

Организация работы по профилактике употребления психо-активных веществ на уроках технологии

Технология – универсальный предмет, интегрирующий в себе знания из истории, химии, физиологии, биологии и многих других учебных дисциплин.         Благодаря вве...

Проверочная работа по теме: "Кислородосодержащие и биологически активные вещества"

Проверочная работа знаний по теме «Кислородосодержащие и   биологически активные вещества»Цель: систематизировать полученные знания и выявить пробелы в пройденной темеОбразовательная: изучить пон...

Проверочная работа по теме: "Кислородосодержащие и биологически активные вещества"

Проверочная работа знаний по теме «Кислородосодержащие и   биологически активные вещества»Цель: систематизировать полученные знания и выявить пробелы в пройденной темеОбразовательная: изучить пон...

Презентация "Биологически активные вещества. Лекарства".

Презентация используется при изучении элективного курса "Химия вокруг нас" для учащихся 9 классов....