Конспект урока "Голосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Спирина Татьяна Александровна

Подробный коспект урока. Изложение материала сопровождается презентацией 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_golosemennye.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок  биологии  в 6 классе

Тема: «Голосеменные растения»

        Цель: познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений.

        Задачи: познакомить учащихся с особенностями их строения; показать значение голосеменных в природе и жизни человека; продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.

Оборудование: ноутбук, презентация в программе Power Point, раздаточный материал: живые побеги сосны, можжевельника и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарий голосеменных растений.

        Ход урока:

        Приветствие учащихся. Сегодня, ребята, мы путешествуем в хвойный лес. Какие растения вы можете встретить здесь? (Мхи, папоротники, ель можжевельник, сосна). Да, вы правы.  

        Проверка знаний. Давайте вспомним о ранее изученных папоротникообразных,  о строении, об усложнении по сравнению со мхами.

Что такое спора? Какую роль играют споры в жизни растений?

Какие растения – папоротники или мхи – имеют более сложное строение? Докажите это?

Изучение нового материала (слайд 1). Сегодня на уроке мы познакомимся с голосеменными растениями. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения. Посредством чего размножаются растения, с которыми мы уже познакомились?  (спор).

        Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной. Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения?

        Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо. Возникновение семенного размножения – важнейший этап в историческом развитии (эволюции) растений.  Рассмотрите шишки, обратите внимание  на семена, лежащие на чешуях.

(слайд 2)  В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения хорошо защищен от неблагоприятных условий, крылатки – приспособление к распространению.

 (слайд 3) Голосеменные являются очень древней группой высших семенных растений. Они господствовали на планете 150 млн. лет назад. Их предками были древнейшие представители отдела папоротниковидных

(слайд 4) Голосеменные растения  имеют стебель, корень и листья. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. В коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами. Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды

        слайд 5 Какие растения представляются вам, когда речь идет о хвойных растениях? Ель, сосна – наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений (слайд 6).  Демонстрируем ветки сосны и ели.

        Ребята, давайте сравним условия, в которых растут сосны и ели. Сосна светолюбива. В сосновых лесах (борах) светло. Там стоят высокие, стройные деревья, ветви на которых остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света. Сосны не прихотливы. Растут на песках, болотах, в меловых горах и скалах.  Достигают высоты 30-40 м и живут 350-400 лет. Ель теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветви. В еловых лесах царит полумрак, кроны деревьев смыкаются. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав. Ель растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Живет до 250 лет, достигая 40-метровой высоты.

        (слайд 7) В еловых и сосновых лесах растет небольшое деревце или кустарник – можжевельник. Чешуйки женских шишек мясистые, сочные, срастаются  вместе, образуя шишкоягоду. Растет медленно, живет до 2 тыс. лет.

        (слайд 8) Лиственница широко распространена в Сибири. Светолюбива, холодостойка, не требовательна к почве. Ежегодно сбрасывает хвою.  Живет до 400-500 лет, достигая 30 м в высоту и 2 м в диаметре.

        Пихта (слайд 9) дерево высотой до 100 метров с прямым стволом. При наличии богатых почв, мягкого климата и высокой влажности воздуха отличаются исключительно высоким приростом. Очень декоративное растение, однако, весьма чувствительно к загрязнению воздуха.         

 Слайд 10, эфедра – невысокое, сильно ветвистое (иногда лиановидное) растение с чешуевидными листьями. Произрастает в преимущественно в  степных, пустынных и горных районах.         

Слайд 11, кипарис – дерево Средиземноморья, в нашей стране распространено на побережье Черного моря, где выращивается в  парках.

Слайд 12,        туя относится  семейству кипарисовые. Родина ее Восточная Азия и Северная Америка. Благодаря большому количеству высокодекоративных форм, зимостойкости, долговечности и устойчивости к городским условиям, туя широко распространена во многих климатических зонах.

Слайд 13 секвойя – самое высокое дерево в мире,  славящееся также красивой, прямослойной, стойкой к гниению древесиной. Леса из секвойи вечнозеленой тянутся узкой полосой длиной около 720 км по тихоокеанскому побережью Северной Америки. Секвойя вечнозеленая нуждается в очень влажном климате, поэтому не заходит от берега дальше чем на 32-48 км, оставаясь в полосе влияния морского тумана. Средняя высота секвойи вечнозеленой - порядка 90 м, а рекордная - 117 м. Диаметр ствола часто достигает 6-7,6 м и может увеличиваться в год на 2,5 см. Самому старому представителю насчитывается около 2200 лет. Овальные шишки и короткие побеги с плоскими голубовато-серыми хвоинками придают ей красоту и пышность.         

Криптомерия (слайд 14) – вечнозелёное хвойное дерево. Родина - Китай и Япония, широко культивируют в умеренном поясе, и на Черноморском побережье Кавказа.

        слайд 15, араукария произрастает  в Австралии и Южной Америке. Декоративна, семена съедобны, древесину используют в строительстве, для производства мебели. Несколько видов разводят как декоративные на Черноморском побережье Кавказа.

        На слайде 16 изображена Вельвичия удивительная, своеобразное дерево-карлик с низким и толстым (диаметром до 1,2 м), напоминающим обрубок или пень стволом, почти полностью скрытым в земле и лишь не более чем на 0,5 м выступающим над её поверхностью. На верхушке ствола 2 супротивных кожистых ремневидных листа (дл. 2—3 м, иногда до 8 м, шириной до 1,8 м), растущих в течение всей жизни, которая длится несколько столетий, а у некоторых экземпляров — 2000 лет и более; у взрослого растения листья разрываются на ленты. Семена могут находиться в покое долгие годы. Растет в безводных каменистых приокеанических пустынях Африки (в пустыне Намиб). Влага поглощается через многочисл. устьица на обеих сторонах листа, которые открываются во время тумана и закрываются при его рассеивании. Редкое реликтовое растение нуждается в охране.

 слайд 17.  Растения рода гнетум распространены во влажных тропических странах, главным образом в Азии и в Малазии, а также в северной части Южной Америки и тропической Западной Африке. В большинстве случаев это лианы, вьющиеся, лазящие или цепляющиеся, достигающие часто вершин высочайших деревьев. 

слайд 18 Саговниковые – внешне похожи на пальмы, вечнозеленые растения (иногда их называют саговыми пальмами). Живут в тропических и субтропических областях.

(слайд 19) Гинкговые представлены одним видом ныне живущих растений – гинкго двулопастный. Оно было обнаружено в Японии. Название его означает «серебряный абрикос». Так назывались, продававшиеся в лавках, его съедобные семена. С давних пор деревья гинкго, как весьма почитаемые, растут во многих парках, окружающих старинные храмы в Японии, в Китае и Корее. Гинкго – высокое дерево, достигающее 30 метров в высоту и более 3 метров в диаметре.

        Лабораторная работа «Изучение строения хвои и шишек хвойных» на примере местных видов (выполняется по инструктивной карточке учебника и оформляется в рабочей тетради как задание 52).

        После выполнения работы выявляем значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Закрепление знаний. Работа с учебником и выполнение задания 51 в рабочей тетради; отработка понятий: «голосеменные растения», «семя», «хвойные», «женская шишка», «мужская шишка».

Задание на дом §16, ответить на вопросы, приготовить сообщение о заинтересовавших вас голосеменных растениях.

Оценивание работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс

Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения".  Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

Конспект "Дыхание растений"

Конспект урока по теме "Дыхание", 6 класс ФГОС...

Опорный конспект "Значение растений"

В табличной форме представлена информация по теме "Значение растений"...

Конспект урока «Растения и животные Свердловской области»

Конспект интегрированного урока географии и биологии для обучающихся 5 класса....