статья Поэтический образ природы на уроках биологии
статья по биологии по теме

На уроках биологии у обучающихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать обучающимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_severina_s.v.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Северина С.В.

ОГБОУ НПО ПУ № 6 г. Зима

Поэтический образ природы на уроках биологии

На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Поэтому важное значение в образовании имеет экологическое воспитание и образование. Главной задачей экологического образования является вооружение обучающихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Современное содержание термина «экология» предельно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.

На уроках биологии у обучающихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать обучающимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

Формы экологической работы  могут быть различными:

- исследовательские (составление экологического паспорта кабинета, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

- конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);

-  игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);

- познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

- продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение рекреаций и др.).

В то же время по-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в училище остается урок. На своих уроках я добавляю элементы экологических знаний,  и часть времени отвожу на решение биологических задач с экологическим содержанием. Таким образом, считаю, что, меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих обучающихся.

   В формировании экологической культуры на уроках биологии могут помочь поэтические произведения. Чтение стихотворений на уроке является дидактическим приемом. Оно вплетается в «паутину» урока и выполняет развивающую и воспитательную функции, стимулирует познавательный интерес, помогает увидеть волнующие проблемы как глобального, так и личностного характера. Работая на уроке со стихотворением, преподаватель имеет эффективное средство развития экологического сознания и мировоззрения.

   Воспитание гумманого отношения к природе предполагает развитие способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умения бережно к ней относится. Из стихотворений обучающиеся могут получить информацию об источниках загрязнения, проблемах взаимоотношений человека с окружающей средой, о правилах поведения в природе. Поэзия заставляет их задуматься над решением глобальных экологических проблем.

   Четкие, лаконичные зарисовки явлений природы заостряют впечатления, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

   Поэтическое произведение можно применять на всех этапах урока, что чрезвычайно оживляет уроки, улучшает психологический климат в классе. Стихотворение может стать целевой установкой и мобилизовать группу на восприятие и усвоение нового материала и при проверке знаний обучающихся на этапе контроля домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самое прекрасное создание природы!"к уроку биологии в 6 классе "Строение цветка"

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает...

Музыкальное восприятие учащимися образов природы на уроке музыки

Данный материал поможет сформировать у учащихся понимание своеобразия изобразительных и выразительных свойств живописи и музыки....

Статья "Формирование здорового образа жизни на уроках биологии".

Изучение  теоретической литературы по теме работы привело к выводу о существующем противоречии между необходимостью  организации в учебном  процессе пропаганды здорового обр...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

Радиопрограмма «Неизвестная природа» на уроках биологии в 6 классе.

Тема урока. Отдел Голосеменные. Строение, развитие и значение хвойных растений. Дети на уроке проводят журналистское расследование и готовят текст выступления для участия в радиопрограмме. Заранее зап...

Презентация к уроку "Поэтический образ природы" (5 класс, уроки 8-9). Программа под ред. Т.Я. Шпикаловой. (Часть 1.)

Эта презентация также может быть использована на уроках в 5-7 классах при изученин пейзажа, времен года. Тема раскрыта на материале Японии, ее природы и эстетики. Урок формирует эстетическое вним...

Статья "Собирательный образ природы в прозе И.А.Бунина"

Поэтика бунинского пейзажа выражает не менее содержательно , чем идеи ,многосложное понятие «чувство природы».В прозе художника можно выделить «собирательный образ природы», вк...