Опасный лабиринт алкоголя
классный час (биология, 10 класс) по теме

Предлагается текст классного часа, в рамках формирования и пропаганды здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alkogol_tekst.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Опасный лабиринт алкоголизма.

Преподаватель: Как это ни странно, но приходится согласиться, что  в наш информационный век идолы не исчезли. Они лишь изменили свое обличье. Идолом XXI века стал алкоголь. Во всем мире ему покланяются мужчины и женщины, люди различных национальностей и профессий, верующие и атеисты, бедные и богатые, образованные и неграмотные. К его жертвенному алтарю тянутся миллионы человеческих рук! Русский психиатр Н.И.Григорьев писал в начале XX века: «Жертвы пьянства оказываются везде – в роскошных дворцах и в лачугах; ему одинаково, подчас с неудержимою страстью, предаются и мужчины и женщины, и старики,  и дети, как люди развитые и высоконравственные, так и последние из подонков общества».

Алкогольный идол могущественен и коварен. Прикрываясь маской благодетеля, он обольщает и завлекает в свои страшные объятия. В его адрес раздаются и хвалебные тосты горячих поклонников, и стоны проклятия измученных жен и матерей, осиротевших детей. Жертвы идола поистине неисчислимы. Алкоголизм – это проблема бегства человека от себя самого, и он на определенном этапе превращается в своего рода лабиринт, выйти, откуда очень трудно.

Но неужели алкоголизм был всегда идолом? Неужели он всегда был в нашей жизни? Давайте окунемся немного в историю.

Просмотр отрывка из фильма «Технология спаивания» (0.40 – 08.15).

Студент №1.: Пути в пьянство различны. Некоторые люди проходят этот путь так стремительно быстро, как спортсмен, прыгнувший с вышки, рассекая водную гладь, сразу уходит на самую глубину. Обычно такие люди уже не вырываются из пучины пьянства до конца жизни. Они настолько привыкают к своему положению, что иного жизненного уклада и не представляют. В лучшем случае чье-то активное вмешательство или собственное  счастливое озарение приводят их к мысли о трезвости.

Студент №2.: Бывает дорога в пьянство вымощена различными отрицательными психологическими факторами: обидами, разочарованиями, тоской, семейными неурядицами, стрессами, конфликтами, порождаемыми сложным, неуравновешенным характером человека. Для идущего по этой дороге алкоголь становится «утешительным», «спасительным», даже «другом». Он облегчает страдания, отвлекает от тяжких дум, приучает жить «радостями» одного часа или дня. В конце концов человек смиряется перед всеми трудностями, потом уже вовсе не реагирует на них, легко переносит утраты, посвящает всего себя служению одному идолу – алкоголю.

Студент №1.: Но в подавляющем числе случаев вовлечение в пьянство происходит самым примитивным путем, на виду у всех и в то же время как будто незаметно: человек пьет понемногу, «умеренно» и «культурно», как бы играючи с алкоголем, ему нравиться все время быть в искусственно созданном состоянии веселья и раскрепощенности. Алкоголь крепко привязывает человека к себе. Когда же наступает прозрения или жизнь предъявляет к оплате счет за алкогольные удовольствия, платить человек оказывается вынужденным не деньгами, а только здоровьем. Другой платы алкоголь не принимает.

Студент №2.: Трагедия кроется в том, что все дороги к пьянству в перспективе сходятся в одной точке – пристрастии к спиртному, алкоголизме. Теперь ничто не имеет значения – ни путь к пьянству, ни возраст, ни образование, ни личные качества человека. Биологическая зависимость от алкоголя уравнивает всех и физически, и нравственно, и социально.

Преподаватель: Каким же образом алкоголь воздействует на организм человека? Действительно ли алкоголь вреден? Разберемся в этом вопросе.

Просмотр отрывка из фильма «Очень страшное видео о вреде алкоголя » (0.00 – 07.30).

Преподаватель: Мы просмотрели ролик о воздействии  алкоголя на внутренние органы нашего организма. Но особое внимание я хочу обратить на влияние алкоголя на репродуктивные органы человека. Вы – наше будущее! Здоровые дети –  здоровая страна! Поэтому более подробно остановимся на воздействии алкоголя на  репродуктивные органы.

Просмотр отрывка из фильма «Технология спаивания» (12.34 – 15.09).

Студент№1.: Человек – существо биосоциальное. Его с раннего детства терпеливо обучают, воспитывают, образовывают. Ему все время втолковывают, что позволено, а что нет. Что полезно, а что вредно. Так на протяжении всей жизни у человека наряду с врожденным инстинктом самосохранения формируется, укрепляется и совершенствуется социальный механизм – «рефлекс безопасности», или умение чувствовать надвигающуюся беду, предвидеть ее, оберегать себя, быть осторожным в своих действиях и поступках.

 Студент №2.: Алкоголь, будучи ядом, пагубно влияет прежде всего на высшую нервную деятельность и уничтожает именно это социально обусловленный рефлекс, который играет весьма важную роль в поведении человека. У большинства пьющих он начинает угасать уже в начальных стадиях пристрастия к алкоголю. Лишь после определенного периода абсолютной трезвости «рефлекс безопасности» постепенно восстанавливается, однако при злокачественном течении алкоголизма он может утратиться навсегда. У алкоголиков после большого числа «падений» и «подъемов» это рефлекс становится дефектным и крайне нестойким.

Преподаватель: Сейчас мы проведем эксперимент.

Из числа желающих выбираются два участника. Одного раскручивают вокруг своей оси, после чего предлагают пройти прямо – конечно это сделать трудно – пример воздействия алкоголя. Второму участнику завязывают глаза (как пелена опускается на глаза, при опьянении).  И  предлагают подойти к определенному предмету – пример воздействия алкоголя.

Студент№1.: Почему люди не ценят обыкновенную воду, не наполняют ею праздничные бокалы, не восхваляют ее, а все эти почести отлают алкоголю? Ведь без алкоголя жизнь на земле вполне возможна, без воды – нет! Радость, которую дает алкоголь, можно получить многими другими способами. Заменитель воде найти невозможно.

Студент №2.: Антуан де Сент-Экзюпери, переживший жажду в пустыне, написал о воде так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца».

 Преподаватель: Так почему человек – существо разумное, одаряет мир своей любовью не по заслугам? По неведению? Или из-за нежелания воспользоваться своим разумом? А может,  мы просто верим мифам об алкоголе? А может,  мы доверяем утопической теории «культурного» пития?

Просмотр отрывка из фильма «Технология спаивания» (26.55 – 36.15).

Студент№1.: Существует легенда о том, что спиртное якобы изобрел сатана для совращения людей. Легенда гласит о том, как монах поспорил с дьяволом, что он не пустит его в сою келью, а если впустит, то исполнит то, что велит сделать ему дьявол.

Студент №2.: Дьявол принял вид раненного ворона и с повисшим окровавленным крылом запрыгал у двери кельи инока. Тот пожалел ворона и взял его к себе.  И тогда дьявол, войдя в келью (в образе ворона), предложил иноку на выбор: убийство, прелюбодеяние или опьянение.

Студент№1.: Монах выбрал опьянение, думая, что напившись, он сделает вред только самому себе. Но, когда он выпил, то, потеряв разум, пошел в село и там, поддавшись соблазну женщины, совершил прелюбодеяние, а потом и убийство, защищаясь от вернувшегося домой и набросившегося на него мужа женщины.

Студент №2.: В народе алкоголь называют «дьявольским зельем». Да и сам человек, совершивший в пьяном виде предосудительный поступок, оправдываясь, утверждает, что его «бес попутал!». Сколько же людей на Земле охвачено этим «сатанинским наваждением»!

 Преподаватель: Сейчас мы разыграем ситуацию и попробуем разобраться, действительно ли так трудно отказаться от алкоголя.

Выбирается один участник, которого алкоголь  пытается убедить выпить спиртное. Участник должен отказаться и не соблазниться. Остальные помогают участнику придумать способы отказа.

Преподаватель: Оказывается, отказаться от алкоголя реально и возможно. Необходимо только наше желание! Выбор всегда остается за нами! Каждый человек сам для себя решает – пить или не пить. И необходимо сделать правильный выбор. А правильный выбор – жизнь!

Студент№1.: Во второй половине ХХ века добрый старинный  обычай угощать гостя чаем, к сожалению,  утратил свое былое традиционное значение. Объяснить такую перемену в психологии многих людей лишь отсутствием культуры или результатом плохого воспитания было бы неверно.  

Студент №2.: Утрата этого хорошего обычая в какой-то мере связана с ускоренным темпом жизни, эмоциональными перегрузками, нехваткой времени для самых необходимых дел. Неторопливая беседа за чашкой чая стала в современных условиях анахронизмом. На смену чаю как «верный спутник» общения пришел алкоголь. С ним все проще, а главное быстрее.

Преподаватель: Давайте же вместе с Вами возрождать наши замечательные традиции. Необходимо отказываться от навязанных нам чуждых и вредных обычаев. И сегодня наше мероприятие я хотела бы завершить совместным чаепитием. Ведь чаепитие – это прекрасная традиция, предполагающая размеренное, спокойное течение жизни. За чашкой чая разговор добрый и приятный.

Выносится чай.

Преподаватель: Есть пороки в нас, которые держатся только другими нашими пороками и которые пропадают, когда мы уничтожаем основные пороки, как спадают ветви, если подрубить ствол. (Блез Паскаль). Давайте жить без пороков! Выбирайте – трезвость! Выбирайте – жизнь!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ» В 6 КЛАССЕ

УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ»  В  6 КЛАССЕТЕМА УРОКА: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»ЦЕЛЬ:ПРОВЕРКА УМЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРАВИЛ, ЗАКОНОВ И УМЕ...

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".   ...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ «Скажи алкоголю - «НЕТ»

ТРЕНИНГ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ«Скажи алкоголю -  «НЕТ».Цель тренинга: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с алког...

Тема урока: Опасность современных развлечений молодёжи, деструктивные сообщества. Опасные явления криминального характера.

Цель урока: Рассмотреть опасные явления современной молодежной среды, развивать навыки анализа и осознания рисковых ситуаций....