Воспитание экологической культуры школьников
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Семенихина Наталья Николаевна

Проблемы экологического воспитания школьников и основные направления развития этапов экологического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vospitanie_ekologicheskoy_kultury_shkolnikov.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4

с. Московского Изобильненского района

ДОКЛАД

«Воспитание экологической культуры школьников».

Учитель высшей категории

Семенихина Н.Н.

2013г.


План

Введение

1. Понятие экологической культуры.

2. Основные направления развития этапов экологического образования.

Заключение


Введение.

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Экологические проблемы  в  современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспитания мало  исследованы.  Теория  взаимосвязи  экологического  и нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эколого-нравственного воспитания разработаны недостаточно.  Все  это ставит перед  педагогической наукой задачу разработки многостороннего эколого-нравственного воспитания учащихся  различных  типов школ: гимназий, общеобразовательных школ, лицеев и т.д.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.

Общеобразовательная  школа призвана уже  сегодня  проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как  объекта  его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России,  но и во всем мире.  Это происходит от того, что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому воспитанию и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья,  жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры,  парниковый эффект,  нефтяные пленки на поверхности воды.

Одной из основных причин незрелости экологического  сознания людей нужно  считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и воспитания населения. Далеко не каждый человек имеет возможность  приобщиться  к пониманию экологических проблем на уровне большой науки,  представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом:  под воздействием обыденных впечатлений или из  сообщений  средств  массовой  информации. Разрозненные сведения  не  дают  возможности  человеку выработать стройную систему экологических знаний,  которая  необходима  ему, чтобы разумно относится к природе,  не наносить ей урона.  Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического  воспитания и воспитания населения.

Нынешняя экологическая ситуация  такова,  что  более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних перевоспитаний практически всех аспектов общественной жизни.

Первое условие успеха экологического просвещения и  воспитания - достаточно высокая точность данных о состоянии  биосферы  в целом и отдельных ее регионов.  кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы.

Второе условие успеха экологического  воспитания - необходимость комплексного  характера  освещения  экологических  явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но  и  дать  их в отношении к событиям в человеческом обществе. Приоритет природных ценностей важно подчеркивать  еще  и потому, что всей прежней теорией борьбы с природой (вспомним ныне печально знаменитое: «Мы не можем ждать милости от  природы...») люди воспитывались в духе ожесточенно,  непримиримой конфронтации природной средой, природными условиями, которые нередко выставлялись именно как косная сила,  как препятствие на пути к достижению практических целей:  благосостояния,  изобилия и т.д. Теперь уже  всякий  умеющий видеть реальное положение видит: опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи человека. Необходимость  дать  людям  целостную  систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической  теории,  так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности.

Важно иметь в виду,  что если «растворить» экологический аспект в материале учебной дисциплины,  тем более если «растворять» систематически, то эффект окажется куда  меньше  желательного,  а эколого - нравственные убеждения учеников,  которые и есть цель работы, вряд ли удастся сформировать.

Главная же проблема, которую решить просто необходимо, - это воздействие на сознание людей, чтобы произошел наконец переход от упрощенного, метафизического  понимания  проблемы  взаимодействия общества  и природы к более адекватному (современному) пониманию.

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и  тех  законов, которые  должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы.  Понятно,  что стихийно подобные  знания  не могут стать достоянием человека даже в том случае,  если он располагает высоким  уровнем  воспитания и культуры. Тут необходима специальная подготовка,  соответствующая индивидуальным особенностям.

Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен  охватить  все  возрастные  группы учеников, а  ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний.  Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов.

Кроме того,  экологическое просвещение только в  том  случае окажет заметное воздействие на образ действий человека, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы  взволнуют его и буду им восприняты,  как собственные, только тогда станет возможным убеждение,  которое  всегда  сугубо личностно.

        

1. Понятие экологической культуры.

Экологическая культура - это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Проблема «экологической культуры» ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

Люди создают экологические дисциплины, вводят преподавание экологии в школе, приучают молодых членов сообщества уважать природу, не вмешиваться в естественные процессы, любить окружающий мир, бережно относиться к её богатствам. Но, не смотря на это, уровень экологической культуры остаётся крайне низким. Во многом, ресурсы растрачиваются нерационально, мало возвращается обратно в природу. Во многом, человек воспринимает природу как бездонный сосуд, из которого можно брать бесконечное количество богатств и ресурсов. Вместо рационального подхода господствует потребительский. К примеру, почему бы не заменить производство спичек на древесной основе, спичками с основой из вторсырья? Вед в самой мелочи проявляется отношение к природе. Более того, на изготовление бумаги идёт огромное количество древесины, а используется особенно в России крайне не рационально, ведь возможно организовать или восстановить пункты приёма макулатуры и создавать бумагу из неё.

Возможно также, что потребительское отношение в нашей стране к природе происходит оттого, что территория России имеет необозримые просторы, люди думают, что богатств хватит на всех, что их бесконечное количество, поэтому их можно не беречь, однако это неверное отношение.

Дело всё в том, что все ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Если с исчерпаемыми всё понятно, то есть животный мир не восстановить не возможно, то с неисчерпаемыми дело обстоит сложнее. Они делятся на качественно и количественно неисчерпаемые. Действительно, водные или воздушные ресурсы количественно трудно исчерпать, то качественно это вполне возможно: достаточно построить завод, который будет каждодневно и монотонно загрязнять воздух и воду. Также ресурсы подразделяются на возобновимые, частично-возобновимые и невозобновимые. Отсюда видно, что экология выработала свой лексикон для обозначения видимых проблем, которые ещё не поздно разрешить.

Поэтому от уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

2. Основные направления развития этапов экологического образования.

Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии. Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека - от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.

- экологическое образование в семье

Цель: формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.

Направления:

  1. обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
  2. обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
  3. формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
  4. осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
  5. организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.

Средства:

  1. организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;
  2. создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;
  3. создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;
  4. разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;
  5. разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.

Первоочередные мероприятия:

  1. создать сеть семейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга детей и их родителей, в том числе и на лоне природы;
  2. создать сеть консультационно-информационных советов, открытых экологических школ и университетов для желающих получить знания на базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;
  3. подготовить к печати серию книг для родителей по экологическому воспитанию детей разного возраста.
  4. - экологическое образование в дошкольных учреждениях

Цель: формирование базовой системы ценностей в отношении окружающего мира; формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Направления:

  1. формирование знаний о природе родного края;
  2. формирование знаний о преобразованной человеком природе;
  3. формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире;
  4. воспитание любви и уважения к объектам природы и миру природы в целом;
  5. формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
  6. воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
  7. формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды;
  8. приобщение детей к общественно-полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.

Средства:

  1.  экологизация предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений, так и за их пределами;
  2. создание экологических комплексов (экологические комнаты, живые уголки, зимний сад, комната-музей природы, модельных и искусственных экосистем);
  3. организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения;
  4. взаимодействие дошкольных учреждений в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, музеи, библиотеки и др.) и общественными организациями;
  5. разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду, экологическое воспитание дошкольников через музыкальные и художественные виды деятельности, элементарное экспериментирование и наблюдение.

Первоочередные меры:

  1. создать районные и областные базы данных об опыте работы дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
  2. разработать требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, в области экологического образования и экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника;
  3. разработать и опубликовать серию учебно-методических комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей;
  4. проводить ежегодно районные и областные конкурсы среди дошкольных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию детей;
  5. ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога (или методиста-эколога).

- экологическое образование в школе

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.

Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:

  1. на однопредметной основе (преподавание экологии);
  2. на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);
  3. по смешанной модели конструирования учебного процесса;
  4. по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты "Экология и диалектика", "Ноосферная школа" и др.).

Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем:

  1. природные: биосфера; экосистемы биосферы.
  2. социоприродные: социоэкосистема (природа – общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.
  3. искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.

Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений).

Язык и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык – вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка – составная часть экологической и общей культуры человека.

Стратегическая цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал приобретает конкретные черты и при определении целей каждого этапа формального и неформального обучения и воспитания.

В системе общего образования учитываются следующие его этапы и цели:

а) начальная школа:

  1.  воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
  2.  освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
  3.  становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.

б) основная школа:

  1. становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.

в) полная средняя школа:

  1. становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.

Заключение.

Ни одно из противоречий развития современного общества, в которое попало современное человеческое бытие, не выглядит столь безвыходным, угрожающим, как экологическое противоречие. Именно человеческая деятельность, культура сама создала, породила данное противоречие. И только культура - изменение духовных основ деятельности, представлений о ценном, значительном и случайном, незначительном - может открыть выход в гармонию со всей экосистемой.

Та ситуация, которая в рамках старой системы ценностей выглядит как абсолютно безысходная, как «конец истории», с точки зрения экологической культуры предстает как, безусловно, сложная, но очень заманчивая возможностью и необходимостью не просто «повторения пройденного», но создание новых форм культуры, новых алгоритмов ее развития.

Изменяется и вид на сам экологический конфликт, конфликт между обществом и природой. Он рассматривается уже не просто как беда, но как неизбежное состояние отношений двух основных подсистем социоприродной экосистемы на стадии ее перехода к зрелому состоянию.

Гармонизация отношений общества и природы предполагает утверждения в культуре принципа взаимодополнительности всех явлений действительности, являющейся основой экологического подхода.

Найти направление выхода из тупика и выйти из него - это, конечно же, не одно и тоже. Предстоит еще решение огромного количества сложнейших проблем.

Требует нашего самого серьезного участия дальнейший анализ проблем сочетания законов и темпов развития биологической и социальной жизни, оптимизации, экологизации использования человеком социального времени, сочетания биологического, геологического, социального времени.

Об объеме работы идущих по пути к экологической культуре, работы, которая потребует для удержания «открытого экологического горизонта», для восстановления нарушенных  связей в культуре и экосистеме и сохранения их, пока можно говорить лишь в самых общих чертах.

Ясно, что работа потребует от нас предельного культурного, душевного напряжения. Фактически речь идет о становлении в качестве определяющей черты каждого человека интеллигентности, т. е. способности человека понимать больше, чем ему непосредственно выгодно. А интеллигентом становиться очень непросто.

Форма и содержание в становлении и деятельности личности взаимообусловлены, его быт и бытие, сфера обыденного и сфера смыслов, внешняя и внутренняя жизнь непосредственно связаны. Поэтому овладение экологической культурой, культурой мышления неизбежно ведет к изменению индивидуальных потребностей человека. Мысля экологично, человек и поступать будет экологично. Так что экологично познаем самих себя. А там - дорогу осилит идущий.

Теоретическая основа экологического воспитания  основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения  к  окружающей  среде является нравственная забота о будущих поколениях.  Правильно  используя  различные  методы воспитания,  учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как  известно,  воспитание  тесно связано с обучением, поэтому воспитание,  основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.  Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями,  а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Вопросами  экологического  воспитания  и   воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному.  Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Экологические знания переданные учащимся посредством игры усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.

Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведение и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной  среде.  Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  1. знание экологических проблем и способов их разрешения;
  2. развитие системы интеллектуальных, практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  3. воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  4. формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  5. стремление в активной практической деятельности по охране природы.

Контакты с природой, систематическое общение с ней является важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения детей младшего школьного возраста к её объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, пониманию ее многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения, созданию образов окружающего мира. Известно, что природа дарит человеку прекрасные, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья.

Значительное место в системе экологического образования занимает урок-экскурсия. Он оставляет больший «след» в сознании ребенка, чем урок в классе.

Экскурсия  - это  форма учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Ребенку, особенно в начальных классах, более свойственно общение с конкретным объектом, в частности, с природой, чем общение с книгой.

В методике организации и проведения экскурсии выделяют следующие этапы: планирование, подготовка учителя к экскурсии, подготовка учащихся, проведение экскурсии, подведение итогов. Но экскурсия даст эффект, если она правильно, основательно подготовлена и проведена, в противном случае она превращается в простую прогулку, которая не имеет нужного образовательного и воспитательного значения.

Исходя из всего сказанного в данной работе, можно говорить о больших возможностях использования экскурсии как формы экологического образования.

Экскурсии формируют у детей систему знаний о природе; открывают доступные детскому пониманию связи между отдельными предметами и явлениями природы, дают возможность на ярких примерах показать, как человек использует и изменяет природу для практических целей.

Экскурсии формируют у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе. Экскурсии значимы в природоохранном обучении.

Урок-экскурсия находит применение во всех программах по природоведению.

Проведенное исследование учащихся показало, что использование экскурсии на уроках природоведения способствует расширению и систематизации представления младших школьников об экологии как науке и формированию навыков заботливого отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»

Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...

Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ  О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка

В данной статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры поведения посредством уроков иностранного языка....

Воспитание экологической культуры школьников на занятиях «Украсим мир своими руками»

Беседы на экологическую тему «Лес - наше богатство» «Пернатые друзья» «О вреде бытовых отходов для окружающей среды» Практическая работа - поделки из природного материала Практическая работа - поделки...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...