СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»
статья по экологии по теме

Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений между обществом, человеком  и природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._vospitanie_ekologicheskoy_kultury_shkolnika.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»

                                                                       «Для ребенка не так важно знать,

                                                                                     как чувствовать»

                                                                                                               Р.Карсон

     Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений между обществом, человеком  и природой.

     В процессе воспитания и развития экологической культуры у детей школьного возраста нельзя не учитывать различий в способах восприятия ими окружающего мира, явлений и в стилях познания, зависящих от доминирующего полушария головного мозга.

     Развитие экологической грамотности и культуры современного общества можно решить через систему экологического образования на уроках биологии.

     Традиционные уроки биологии ставят учащихся в ситуацию пассивного обучения (читать, смотреть, слушать), направленного лишь на воспроизведение информации, а не на её анализ, понимание, применение.

     В результате экологическое образование и воспитание на уроках биологии требует применения различных форм и методов учебной деятельности, например, индивидуально-групповая познавательная деятельность, которая обязывает специально учить обучающихся, работать друг с другом; овладению приемами эксперимента, наблюдения, моделирования, исследования, работы с различными источниками знаний, анализа и конструирования учебного материала.

     При проведении уроков, наиболее приемлемым в своей деятельности считаю соблюдение следующих принципов экологического образования:

     1. Осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребёнок улучшает окружающую среду своим трудом;

      2. «Умный физический труд» ребёнка по преобразованию и сохранению природы, в процессе которого, ребёнок должен убедиться, что природа не терпит невежества;

     3. Раскрытие новых тайн природы при активной работе мысли. В природе заложены в доступной для ребёнка форме факты, явления, зависимости, закономерности.

     Формировать у подростков напрямую ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему здоровью – малоэффективно. Для них эти задачи слишком абстрактны и малозначны. Добиться воспитания названных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путем, используя подростковую потребность в самосознании.

     В этом могут помочь различные диагностические тесты («Твои радости и огорчения»), которые дадут подростку развернутую картину его личности, побудят его к раздумьям о смысле жизни и своем месте в ней. Тесты не являются мерилом личностных качеств ребенка, они лишь вспомогательное средство для того, чтобы подросток лучше понял себя, осознал свои потребности и соотнес их с планами на будущее. Полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека.

     Как показывает практика, содержание деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, независимо от возраста, следует обогащать за счет:

     - сочетания экологического воспитания с экономическим в интересах развития прогностических способностей детей;

     - включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой работы, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом;

     - насыщения совместной деятельности общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности;

     - создания дома и в школе особой психологической среды, сориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве двора, улицы, района, города);

     - обращения к позитивным примерам природосообразной деятельности людей, дабы преодолеть у школьников пессимизм, возникающий на почве неверия в возможности человека изменить мир к лучшему.

     Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений.

     Во время наблюдения за комнатными растениями стараюсь обращать внимание детей на красоту цветов и листьев; провожу беседу о том, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и оздоравливают микроклимат помещения и т.д.  Чтобы закрепить знания учащихся, провожу игры «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию». Учащиеся готовят доклады на тему: «Комнатные растения в моем доме». Во время подготовки доклада дети получают дополнительные знания о растении.

     Во время посещения школьной библиотеки была проведена беседа на тему «По экологической тропе».

     В нашей школе постоянно проводится конкурс рисунков и конкурс чтецов на экологическую тематику. Оформляются выставки.

     Одним из важных направлений решения задачи экологического воспитания в школе является  исследовательская деятельность обучающихся.           Экологическими проектами дети могут заниматься во внеурочное время. Выполняя экологический проект, у ребят вырабатываются навыки  бережного отношения к природе.

     Учащиеся школы под руководством педагогов регулярно занимаются научно-исследовательской деятельностью.  Много работ экологической направленности были представлены на школьных, районных, региональных, Всероссийских конкурсах и оценены по достоинству. Работы затрагивали такие важные проблемы, как влияние работы ОАО «Ефремовский завод СК» на состояние воздуха, изучали почву пришкольного участка, проводилась исследовательская работа на тему «Уровень освещенности в классных комнатах и его соответствие нормам».

     Средствами эффективности и успешности развития познавательных способностей  у школьников является игра. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала и личности ученика.

     Игры предоставляют возможность построить работу с подростками таким образом, чтобы выявить целое народной культуры и направить духовные силы личности на усвоение этого целого. Кроме того, народные игры, большинство из которых подвижные, отвечают таким потребностям подростков, как увеличение физических ресурсов растущего организма, возможность дать выход накопленной энергии, свободно импровизировать, использовать личный творческий потенциал для самореализации, вырабатывать определенное отношение к собственным чувствам.

     Обращение к народной игре как средству экологического воспитания позволяет через специально отобранные игры, их включение в экологическое развитие школьников, создание соответствующих педагогических условий обогащать эмоционально-ценностные отношения подростков к самим себе, другим людям, миру природы и культуры. В школе с учащимися была проведена игра «Птичья школа». Дети проявили большой интерес к этой игре. Хочется поделиться сценарием данного мероприятия.                         (См. приложение).

     На своих занятиях использую информацию из дополнительной  литературы, газет, журналов, энциклопедий и др. источников. Это позволяет более глубоко и осознанно изучать экологические проблемы, существующие в том или ином природном комплексе.

      Необходимой частью экологического образования является  непосредственное общение школьников с природой.

     Огромное значение в формировании целостной системы естественнонаучных знаний школьников имеют комплексные экскурсии в природу, с целью расширения конкретизации экологических знаний учащихся, формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды. Во время экскурсий мы с учащимися часто посещаем местный лес, следим за его состоянием, часто проводим субботники.

    Большое значение в обучении биологии и экологии имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют не только наглядно преподнести изучаемый материал, но и самим учащимся выполнить ряд заданий: тесты, практические задания, что способствует более полному усвоению изучаемого материала и развитию познавательного интереса к предмету.

     Экологическое воспитание в школе нужно осуществлять, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая лишь в старших классах.

     Основная задача учителя состоит в том, чтобы научить детей вести экологический образ жизни. Конечно, учащиеся должны понять, что это требует от человека сознательного отказа от некоторых удобств цивилизации и потери части комфорта. Но взамен этого человечество приобретет чувство собственной значимости в деле сохранения планеты, а также каждый человек получит уверенность в том, что делает важное и нужное дело, в том числе не только для себя лично, но и для будущих поколений.

     Задача любого учителя - воспитать или посеять в душе ребенка понимание того, что высшая ценность в мире - это жизнь.

Использованная литература:

1. Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова, И. В. Снитко, И. В. Цветкова «Воспитание экологической культуры у детей и подростков». Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.

2. И. Д. Зверев «Экология в школьном обучении». - М., 1980.

3. Экологическое образование школьников//под ред. Зверева И.Д., И.Т. Суравегиной.М., 1983.

4. Н. С. Дежнкова, И. В. Цветкова «Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

Приложение.

Игра «Птичья школа»

     Основная идея: люди издавна относились к птицам как к уникальному созданию природы. Им поклонялись, по их поведению предсказывали сезонные изменения; птичье совершенство и красота вдохновляли изобретателей на технические открытия. Несмотря на то, что птицы на земле всюду – во всех ландшафтах и странах, - их не так уж и много. Изучение птичьего мира позволяет человеку не только познать законы природы, но и сохранять ее сообразно существующим взаимосвязям.

     Сюжет игры. Первое занятие «Птичьей школы» начинается с интересной информации о птицах, которая фокусирует внимание школьников, настраивает их на яркое, эмоциональное восприятие и творчество.

     Зачин «А знаете ли вы?» может быть проведен ведущим, старшеклассниками, приглашенными, чье увлечение – это мир птиц.

     Ведущий: Первые оперенные крылья мир увидел примерно 150 миллионов лет назад, в юрском периоде мезозойской эры. Археоптериксы, или первоптицы, нечто среднее между ящерицей и птицей, цепляясь когтями крыльев и ног, лазали по ветвям древних деревьев и, распластав уже хорошо оперенные крылья, планировали невысоко над землей. Миллионы лет понадобились для того, чтобы первоптицы овладели искусством полета и расселились всюду на Земле. Ученые-орнитологи утверждают, что на каждого человека приходится примерно 25 птиц. Согласимся, что это не так уж много. Мир птиц удивителен, разнообразен и интересен. У многих народов птицы являются священными, они герои мифов, легенд, сказок; издавна по поведению птиц предсказывали сезонные изменения, а красота и полет птиц вдохновили людей на изобретение самолета, планера и других летательных аппаратов.

     А знаем ли мы мир птиц? Умеем ли его беречь? Попробуем ответить на эти вопросы в нашей «птичьей школе».

     Ведущий представляет гостей, участников игры, членов жюри, приглашает команды в «птичью школу».

     Первое занятие начинается с работы в группах, которым предстоит за отведенное время (5-7 минут) ответить на вопросы викторины «Что за птицы?».

     Какие птицы очень похожи на людей во фраках: спереди белая «манишка», сзади темная спина? (Пингвины)

     Изображение пера, какой птицы в Египте было знаком справедливости? (Страуса)

     Эта птица священна у магометан, у христиан она символ материнской любви, а индусы приручили ее с одной целью – ловить рыбу, которую птица «вычерпывает» клювом-ковшом и прячет в мешки под ними. (Пеликан)

     О какой птице в народе говорят, будто бы она приносит счастье? (Аист)

     Издавна эта птица была символом красоты, а за величавую осанку ее справедливо называют царственной. (Лебедь)

     Самый знаменитый орел, благодаря мощи и размерам которого эти птицы прославились в веках, а их изображение красуется на гербах государств и городов. (Беркут)

     Каких птиц за большие, светящиеся в темноте глаза, ночной образ жизни и бесшумные движения иногда называют «пернатыми кошками»? (Совы)

     Единственные среди всей куриной родни перелетные птицы, улетающие на зимовку за тысячи километров? (Перепела)

     Какими птицами за добросовестную службу и помощь людям во Франции и Англии поставлен памятник? (Голубям)

     Чехи называют эту птицу «кукачка», немцы – «кукук», французы – «куку», итальянцы – «куколо», турки – «гугук», а русские - … (Кукушка)

      Название какой птицы схоже с растением, чье главное свойство – обжигать? (Крапивник)

     Жюри подводит итоги викторины.

     На втором занятии «Птичьей школы» участникам предлагается поработать в течение 7-10 минут и каждому второму представителю команды дать ответ на вопрос: что означают выражения, в которых присутствует «птичий образ»:

     кукушкины дети;

     синяя птица;

     как с гуся вода;

     вольная птица;

     попасть как кур во щи;

     глухая тетеря;

     подсадная утка;

     на птичьих правах;

     курский соловей;

     важная птица.

     Участники команды по очереди дают ответы на вопросы, раскрывая значение выражений. Если участник какой-либо команды ошибается, то право ответа переходит к участнику другой команды. Каждое выражение рассматривается только один раз, но его значение может быть дополнено ответами представителей разных команд. Оцениваются правильность ответов и существенные дополнения к ним.

     Третье занятие «птичьей школы» начинается с загадок о птицах. Отвечает команда, первая поднявшая руку, или в порядке очередности.

     Затем участникам игры раздаются изречения из «энциклопедии» народного естествознания. Для того чтобы приметы оказались законченными, необходимо вписать названия птиц, которые отсутствуют в предложениях-заданиях.

     Овсянка запела веснянку: покинь сани, возьми воз.

     Воробьи дружно чирикают – к теплу.

     Грач на горе – весна на дворе.

     Прилетел кулик из-за моря, вывел, вывел весну из-за затворья.

     Журавль прилетел и тепло принес.

     Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

   Соловей петь начинает, когда сможет напиться росы с березового листа.

   Чайки много купаются – к ненастью.

   Ворона кричит в полдень в сторону юга – к теплу, на север – к холоду.

   Голуби разворковались – будет солнышко.

    Сова кричит – на холод.

   Галки тепла накричали.

    Куры купаются в песке и хлопают крыльями – к дождю.

    Синичка с утра пищит – ожидай ночью мороза.

    Гуси хлопают крыльями – к морозу, полощутся – к теплу.

    Сыч кричит по ночам – к теплу и холоду.

    Кукушка кукует – хорошая погода будет.

     Ведущий подводит итоги, просит ребят дополнить приметы, акцентируя вниманием на том, что «метеорологические миниатюры» - это результат вековых наблюдений наших любознательных предков над жизнью природы и замечательное творение народного поэтического искусства.

     В игре «Птичья школа» используются еще и другие занятия по усмотрению учителя. В заключение игры подводятся итоги, и определяется команда-победительница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ  О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...

Воспитание экологической культуры школьников

Проблемы экологического воспитания школьников и основные направления развития этапов экологического образования....

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка

В данной статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры поведения посредством уроков иностранного языка....

Воспитание экологической культуры школьников на занятиях «Украсим мир своими руками»

Беседы на экологическую тему «Лес - наше богатство» «Пернатые друзья» «О вреде бытовых отходов для окружающей среды» Практическая работа - поделки из природного материала Практическая работа - поделки...

Статья "Формирование экологической культуры школьников"

Для реализации экологического образования активно применяется проектное обучение. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретаю...