Статья "Формирование экологической культуры школьников"
статья по экологии на тему

Кирдяпкина Алёна Викторовна

Для реализации экологического образования активно применяется проектное обучение. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения.                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kirdyapkina.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры школьников.                                          

     «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…»                                                  

                                                                                            Андрей Анатольевич Плешаков

Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней школы, от которой, в свою очередь, зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей, будущее нашей планеты.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорий. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Чтобы реализовывать эти положения концепции на практике, нужны люди с новым мышлением. Достичь этих целей, можно только через экологическое образование. 2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Это и я вилось предпосылкой создания экологического отряда «Друзья планеты».

Какую же технологию выбрать для реализации экологического образования? Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения.                                  

На уроках географии включаются в различные темы, экологические и краеведческие вопросы, позволяющие показать изменения в окружающем мире в результате производственной и хозяйственной деятельности людей.

Экологизация курса географии проводится во всех классах (с 5 по 11). Апробирован спецкурс для 10-11 классов «Природа и человек: проблемы экологии».  При изучении географии Республики Мордовия в курсе краеведения в 6 классе рассматриваются темы: «Природа родного края» и «Хозяйство республики», затрагивающие и экологическую составляющую.

В практике работы широко использую тематические экологические уроки. Например, в 6 классе провожу урок «Стихийные природные явления и экологические проблемы». В 7 классе рассматриваем тему: «Проблемы мирового океана», в 8 классе «Человек и литосфера», «Климат и человек». В 9 классе обсуждаем экологические проблемы экономических районов страны. В 10 и 11 классах проходят уроки об экологических проблемах современности и об устойчивом развитии.

В школе ежегодно проводятся экологические месячники, декады, а в марте-апреле – экологические акции, предусматривающие практические дела. Наша школа является участником межрегиональной экологической общественной организации «ЭКА». Ежегодно в рамках школы проходит научно-практическая конференция «Созвездие», в которой имеется секция «Экология» разной направленности: поделки, плакаты, проектно-исследовательские работы. Именно здесь впервые пробуют свои силы юные исследователи природы.

Деятельность по становлению и развитию экологической культуры в школе осуществляется по следующим направлениям:

Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.

Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.

Экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде.

Одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры так же является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.

Вот некоторые темы учебно-исследовательских проектов, выполненных моими учениками:

– Энергосбережение – фактор здоровой экономики;

– Влияние сотового телефона на экологию и здоровье человека;

– Красная книга – сигнал тревоги;

– Бытовой мусор, его влияние на окружающую среду;

– Вторая жизнь пластиковой бутылки;

Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня.

Отдельно хочется сказать о всероссийских проектах экологических уроках, которые проводятся в нашей школе. В стенах нашей школы жегодно проводим всероссийские открытые экологические уроки «Мобильные технологии для экологии», «Вода Росси», «Всероссийские заповедные уроки». Урок проходит в несколько этапов: просмотр презентации и игра. Наиболее интересны такие уроки школьникам 5-7 классов, в которых дети принимают активное участие.

Таким образом, в школе активно реализуется воспитание в области экологии. Ведь именно в младшем возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии

Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...

Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории

Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....

СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»

Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...