Формирование общественной инициативы в воспитании экологической культуры школьников.
статья по биологии (6 класс) по теме

О воспитании экологической культуры школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

Формирование общественной инициативы в воспитании экологической культуры школьников.

Авторы:

Шевырева Ольга Дмитриевна,

учитель химии, I КК,

Шевцова СветланаТихоновна,

учитель биологии, ВКК.

Калач - 2013

В соответствии с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы», утвержденным распоряжением Правительства от 7 сентября 2010 года, c 1 сентября 2012 года все российские школы по мере их готовности  осуществили переход на ФГОС основного общего образования.  40 школ Воронежской области включены в программу эксперимента по введению ФГОС ООО. Среди этих школ и наше образовательное учреждение - МКОУ Калачеевская СОШ № 1: с 2012 года школа  имеет статус региональной инновационной площадки по внедрению ФГОС ООО.

В  рамках инновационной проекта  классными руководителями 5 классов Шевыревой О. Д. и Шевцовой С. Т. разработана  программа  внеурочной деятельности "Я - исследователь". Процесс реализации программы направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС:

  • личностные: критичности мышления; креативности мышления; активности при решении познавательных задач; 
  • метапредметные : способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы; 
  • коммуникативные: способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

Реализация программы рассчитана на 5 лет: с 5 по 9 класс (возраст учащихся 11-15 лет) и осуществляется в рамках работы секций школьного научного общества "Олимп".

Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на внеурочных занятиях:

  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах;
  • проектные недели;
  • экспресс-исследование;
  • долговременные исследования;
  • исследовательская практика обучающихся на базе вузов;
  • образовательные экспедиции,  походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями;
  • элективные курсы;
  • работа в проблемных группах под руководством учителей;
  • деятельность в рамках секций  НОУ "Олимп".

Реализация данной программы позволит эффективно перейти от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов, развивать интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности детей и формировать экологическую культуру учащихся.

В соответствии  с программой  еженедельно проводятся занятия в оснащенных кабинетах по группам,  где  дети приобретают навыки работы с лабораторным оборудованием  "Прорастание", "Архимед".

Для совершенствования внеурочной деятельности учащихся в области охраны окружающей среды и природопользования, привлечения общественного внимания к природоохранным мероприятиям занятия проводятся и вне лабораторий.

Ученики 5 классов МКОУ Калачеевская СОШ № 1 под руководством классных руководителей  Шевыревой О. Д. и Шевцовой С. Т., увлеченных решением природоохранных вопросов,  стали активными  участниками  различных мероприятий муниципального, регионального, федерального уровней. Первым шагом в деле охраны окружающей среды стало участие в общероссийской культурно-экологической акции  «Покормите птиц». Она проводится в России уже 10 лет, приурочена ко  Дню зимующих птиц России и отмечается под эгидой Союза охраны птиц России.

Для реализации проекта была сформулирована цель, поставлены задачи, определены этапы работы.

Цель:  Раскрыть важность заботы о птицах зимой; реально помочь  зимующим птицам нашей местности в зимний период.

Задачи:

1. Сформировать представление о  зимующих птицах и их жизни зимой.

2. Изготовить  кормушки  из различного материала.

3. Организовать  регулярную подкормку   птиц.

4. Научиться распознавать пернатых  и подбирать корм для них.

5. Провести  социологический опрос среди учащихся школы и жителей города.

Объект исследования: зимующие птицы.

 Методы исследования:

  • работа с информационными источниками, интернет - ресурсами;
  • социологический  опрос;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • сбор фотоматериалов;
  • анализ и обобщение информации.

Этапы реализации проекта "Покормите птиц!".

1. Организация классными руководителями бесед на классных часах о бедственном положении птиц в зимний период.

2. Подготовка старшеклассниками презентации  о правилах изготовления кормушек.

3. Изготовление  в домашних  условиях при помощи взрослых кормушек  для птиц.

4. Проведение  конкурса кормушек в школе среди учащихся 1-6 классов и  награждение   победителей дипломами.

5.  Проведение рейда  по развешиванию кормушек в школьном дворе.

6. Организация   регулярной   подкормки птиц.

7. Размещение   обращения пятиклассников к жителям г. Калача и Калачеевского района на школьном сайте и в районной газете о необходимости подкорми птиц в зимний период.

8. Проведение   социологического  опроса  среди жителей и гостей города о том, как они подкармливают птиц зимой и какие корма используют при этом.

9. Разработка   и оформление пятиклассниками «Памятки»  для учащихся 1-4 классов по данной тематике.

 10. Изготовление  на классном часе учащимися 5-х классов картонных фигурок-кормушек с семенами  злаков, приклеенными     мучным клейстером.

10. Развешивание  фигурок-кормушек во дворе школы и прилегающей территории.

11. Создание литературной копилки по данной тематике.

Время проведения работы:  январь- март  2013 года.

Участники проекта:

  • учащиеся 1«Б» класса (классный руководитель Коновченко Н. А.)
  • учащиеся параллели 5-х классов (классные руководители Шевырева О.Д., Шевцова С.Т),
  • учащиеся параллели 6-х классов (классные руководители Лопатина С. А., Машталер Е. И.).  
  • учащиеся 9 - 11-х классов (члены НОУ "Олимп").

Результаты работы.

1. Проведены   классными руководителями (Шевыревой О.Д., Шевцовой С.Т.) тематические беседы с учащимися 5-х классов (участвовали  44 человека). Подготовлены презентации о правилах изготовления кормушек (участвовали 12 человек).

2. Изготовлены в домашних  условиях с  помощью  взрослых 34 кормушки для птиц.

3. Проведён конкурс  кормушек в школе среди учащихся 1-6 классов. (См. Приложение 1).        

Участники награждены  дипломами:

  • 1 «Б» - Коденцев Михаил,  Гичкин Денис, Шевырева Марина.
  • 5 «А» - Бекарева Алена, Громак Игорь,  Мациевич Владислав, Храмченков Сергей,  Кабакова Дарина;
  • 5 «Б» -  Товстуха Яна, Коновалова Наталья, Гриднева Елизавета, Чекунов Михаил, Касьян Полина;
  • 6 «А» - Малев Матвей, Бакулина Влада, Шевырева Анастасия,
  • 6 «Б» - Черноиванов Вадим, Дудкина Екатерина, Жданова Екатерина, Тарасенко Анна, Семенова  Ксения (См. Приложение 1).
  • Победитель - Бекарева Алёна – 5 «А». (См. Приложение 2).

Корм приносили:

  • 5 «А» - Достовалов Вадим,  Шевченко Таня,  Громак Игорь;
  • 5 «Б» - Товстуха Яна, Гриднева Елизавета, Чекунов Михаил;
  • 6 «А» - Потомкин Сергей,  Юдин Никита;
  • 6 «Б» - Жданова Екатерина, Тарасенко Анна.

Всего было израсходовано 28 кг зерновых культур.

4. Развешано 34 кормушки в школьном дворе (См. Приложение 3). Организован регулярный подкорм птиц (участвовали 56 человек) (См. Приложение 3).

5. Размещена наглядная агитация (70 штук) в общественных  местах города и района, обращение к учащимся школ города и района на школьном сайте (См. Приложение 4).  На следующий день около правления колхоза «Большевик» и в районе магазинов с. Пришиб работниками правления и местными жителями были развешаны 12 кормушек для птиц.

6. Опубликована статья «Покормите птиц» в районной газете "Калачеевские зори" и на школьном сайте (См. Приложение 5) http:/www.kalach-schooll.narod.ru.

7. Проведён  социологический  опрос среди жителей и гостей города о том, как они подкармливают птиц зимой и какие корма используют при этом. Участники: Трибунский Александр (5 «А»), Корабельников Кирилл (5 «А»),  Разгуляева Кристина (5«Б»),  Михелкина Ирина (5 «Б»), Бакулина Влада (6 «А»),  Дудина Екатерина (6«А»), Чуксина Виктория (6«А») (См. Приложение 6) .        

Обработка результатов убедила в том, что наши земляки активно подкармливают птиц,  используя различные средства и корма. Из 124 опрошенных  - 92% подкармливают птиц регулярно, из них  38% -  заготавливают корм осенью, с удовольствием наблюдают за птицами на кормушках  - 66%.

8.  Проведены тематические беседы среди учащихся младшего звена  школы (1-4 классы) о зимующих птицах и правильном подборе кормов для них  (См. Приложение 7). Беседы подготовили и провели ученицы 5«А» класса Товстуха Яна, Покузиева Екатерина, Перегудова Татьяна, Коновалова Наталья (участвовали 142 человека).        

8. Разработана  и оформлена Памятка  для учащихся 1-4 классов по данной тематике (См. Приложение 8).

9. Изготовлены на классном часе картонные 146 фигурок-кормушек, на которые при помощи мучного клейстера приклеивались семена злаков (участвовали 42 человека) (См. Приложение 9).

10. Проведён рейд по развешиванию фигурок-кормушек во дворе школы и прилегающей территории (участвовали 83 человека) (См. Приложение 9).

11. Создана и постоянно пополняется литературная копилка по данной тематике.

На заседании школьного НОУ "Олимп" было предложено отправить отчет о проделанной работе на конкурс презентаций в Воронежский государственный  природный  биосферный заповедник. По итогам работа пятиклассников "Покормите птиц" Мациевича  В. А. и Кабаковой Д. А. под руководством Шевыревой О. Д. и Шевцовой С. Т. признана победителем  (См. Приложение 10). Авторы и руководители проекта награждены Дипломом  I степени (См. Приложение 11,12).  На церемонию награждения в Воронежский государственный  природный  биосферный заповедник организаторы акции пригласили всю группу учащихся 5-х классов с классными руководителями. В этот день проводился областной праздник, посвященный Дню птиц. Заместитель директора по эколого-просветительской работе Светлана Родионова и главный орнитолог заповедника Петр Венгеров предложили победителям акции развесить скворечники на прилегающей территории заповедника (См. Приложение 13). Этот сюжет вошёл в эфир программы "Вести-Воронеж" 09.04.2013. (См. видеосюжет).  В районной газете "Калачеевские зори" № 49 (12121) от 14.05.2013года опубликована статья "Первые из 155", в которой содержалась информация о победе пятиклассников Калачеевской СОШ № 1 во Всероссийской акции "Покормите птиц"(См. Приложение 14). Отчет о поездке размещен на школьном сайте http:/www.kalach-schooll.narod.ru.

Товстуха Яна (5 «Б»), Кабакова Дарина (5 «А»)  с защитой проекта «Покормите птиц» выступили на III межрайонной конференции «Школьная исследовательская  инициатива»,  проходившей 16.03.2013 на базе МКОУ Калачеевская СОШ № 1. Награждены Дипломом II степени (См. Приложение 15).

 Дипломом I степени III межрайонной научно-практической конференция учащихся «Школьная исследовательская инициатива» награждены:  Храмченков Сергей (5 «А»), Лопатеева Диана (5 «А»), выступившие с  защитой коллективного проекта "Условия, необходимые для прорастания  семян" (См. Приложение 16).

 В рамках сотрудничества  с Воронежским государственным университетом пятиклассники поделились положительным  опытом реализации экологических проектов на XXVIII конференции НОУ 2013 года. Их работы удостоены дипломов II степени и III степени (См. Приложение 17, 18). Руководители проектов награждены благодарственными письмами (См. Приложение 19). Пятиклассники нашей школы отмечены организаторами XXVIII конференции НОУ как самые младшие участники (См. Приложение 20, 21).  

        Отчет о работе, проделанной учащимися МКОУ Калачеевская СОШ № 1, по проблемам охраны окружающей среды был представлен на областной  экологической акции «Скворушка» и отмечен дипломом участника (См. Приложение 22).

        Дальнейшим этапом  деятельности для привлечения общественного внимания к природоохранным мероприятиям на территории Калачеевского района стало участие пятиклассников, их родителей в областной акции "Первоцвет".  Отчет   МКОУ Калачеевская СОШ №1 в об участии в областной операции «Первоцвет» на 23. 05 2013 г. представлен и на школьном сайте http:/www.kalach-schooll.narod.ru. и в Приложении № 23.

        Формированию экологической культуры было посвящено и открытое общешкольное мероприятие "Земля у нас одна - другой не будет никогда!", проведённое 22.04 2013г. классными руководителями 5-х классов Шевыревой О. Д. и Шевцовой С. Т., посвященное Дню земли (См. Приложение 24). Это мероприятие  носило просветительский характер, в нём приняли участие 42 ученика. Присутствовали 7 учителей школы и 12 родителей учащихся (См. приложение 25). Детям была предоставлена возможность  поделиться опытом исследований  в области созидательного земледелия. "На сегодняшний день трудно найти человека, который  не согласился бы с тем, что  на современном этапе развития цивилизации все  мы вынуждены жить в условиях глобального  экологического кризиса. Весь мир признает: после борьбы за мир на Земле, основной задачей  человечества  является сохранение здоровой экологической  обстановки на планете. И одной из главных задач является сохранение повсеместно убывающего плодородия почв.

В естественных условиях потери гумуса  компенсируются за счет разложения органических остатков отмерших растений. На  обрабатываемых землях количество гумуса  неуклонно сокращается. Причины  - обеднение почвы происходит вследствие сокращения количества  вносимых в нее органических  веществ, а  также из-за глубокой вспашки почвы с оборотом пласта.

Восстановление плодородия в современных условиях можно решить с помощью препаратов на основе гуматов -  экологически чистых и относительно недорогих. Гуматы в почве - это кладовая,  где хранится запас питательных веществ, выдаваемых растению по мере его потребности в них.         Наша задача  - добиться,  чтобы применение гуматов стало массовым,  так как  у этой системы нет минусов. Настоящее повышение плодородия почв немыслимо  без замены разрушительной системы земледелия созидательной, так как агротехника   природного земледелия направлена на сохранение и восстановление в почве гумуса, а значит за ней и будущее" (См. Приложение 25). Эта проблема вызвала живой интерес у гостей. Мамы и бабушки учащихся, учителя, присутствующие на мероприятии, одобрили опыт и решили применять гуматы на своих приусадебных участках.

На  мероприятии "Земля у нас одна - другой не будет никогда!"были вручены 17 благодарностей за личный вклад детей и их родителей в дело охраны окружающей среды. Затем учителя и учащиеся с родителями в школьном дворе высадили 25 кустов белой сирени (См. приложение 26). Так они присоединились к акции «Марш парков», которая в 2013 году проходит под девизом "Заповедной природе - надёжную защиту". Несомненно, участие в этой акции учеников школы и их родителей стало доброй традицией, объединяющей желающих спасти и приумножить ценнейшее сокровище - неповторимую природу родной местности. Методическая разработка мероприятия размещена и на школьном сайте  http:/www.kalach-schooll.narod.ru.

Под руководством классных руководителей пятиклассники выступили в роли волонтеров, организовав уборку мусора по правому берегу реки Подгорная в районе школы (участвовали 53 человека).

16.05.2013г. на базе нашего образовательного учреждения проводился семинар завучей Калачеевского района по теме  «Организация внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО». В рамках этого семинара Шевырева О. Д. и Шевцова С. Т. провели открытое  внеурочное занятие  по программе "Я - исследователь",  где представили результаты работы с учащимися 5-х классов (См. Приложение 26,27). Основной акцент делался на распространение положительного опыта реализации экологических проектов (Присутствовали 17 завучей).

Выводы

   В рамках программы «Я – исследователь» была проведена большая работа по популяризации экологических знаний, реализовано много разноплановых теоретических и практических мероприятий: классные часы, конкурсы, праздники, выставки, научно-практические конференции.  Эта деятельность сплотила коллективы классов, укрепила дружбу между учащимися, способствовала активизации родительской общественности, привлекла внимание окружающего социума  к проблеме защиты экологии родного края, воспитывает такие качества, как милосердие, сострадание, взаимопомощь. Контингент участников мероприятий разнообразен: школьники, педагоги, родители, бабушки и дедушки, жители города Калача и Калачеевского района, работники предприятий и организаций района, СМИ.  В итоге первого этапа авторам программы удалось привлечь общественное внимание к природоохранным мероприятиям на территории нашей малой родины.

Перспективы

На следующих этапах реализации программы «Я – исследователь» планируется продолжить работу по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Собрать материал об экологически чистых предприятиях нашего района, привлечь внимание общественности к предприятиям, наносящим ущерб окружающей среде, ещё активнее работать со средствами массовой информации.  Быть не только участниками различных экологических форумов, но и самостоятельно организовывать экологические акции на уровне своей школы и района, распространять опыт экспериментальной работы в режиме региональной инновационной площадки  по внедрению ФГОС ООО в основной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»

Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...

Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ  О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...

Воспитание экологической культуры школьников

Проблемы экологического воспитания школьников и основные направления развития этапов экологического образования....

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка

В данной статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры поведения посредством уроков иностранного языка....

Формирование гражданской идентичности через воспитание экологической культуры у детей

В презентации промежуточный отчет по самообразованию педагога дополнительного образования по теме. Экологическая культура является показателем образа жизни современного общества. Велико значение в эко...

Воспитание экологической культуры школьников на занятиях «Украсим мир своими руками»

Беседы на экологическую тему «Лес - наше богатство» «Пернатые друзья» «О вреде бытовых отходов для окружающей среды» Практическая работа - поделки из природного материала Практическая работа - поделки...