Класс Саркодовые (7 класс)
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Данный урок является первым уроком при изучении темы Простейшие. Урок состоит из следующих этапов: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, разрешение интриги. Основной целью урока является рассмотрение внешнего и внутреннего строения одноклеточных животных и их образе жизни на примере амебы. Тип урока: урок аналитического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название материала: Преподавание биологии
Автор: Маслова Елена Васильевна
Класс Саркодовые. Амеба
Цель урок: рассмотрение особенностей внешнего и внутреннего строения простейших, на примере амебы.
Ход урока: (работа в группах, 4 группы)
- Мотивационная беседа.
Имя. Для каждого оно самое любимое. А вы знаете, что означают ваши имена? Анастасия — возрождение, Екатерина — чистота, Маргарита — жемчужина, Мария — любимая, Ольга — светлая, Виктория — победительница, Андрей — храбрый, Владислав — известный, Игорь — хранитель, Максим — величайший, Олег — святой, Семен — услышанный, Роман — римлянин, Руслан — лев.
- Интрига.
А вот в луже обитает Амеба простейшая, что означает это имя? Кто даст ответ на этот вопрос, тот получит бонус.
- Воспоминание:
- групповая работа. Подготовка ответов в группах
1. Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?
2. Расскажите о строении растительной и животной клетки
3. В чем главное отличие животной клетки от растительной?
4. Какие признаки характерны для животных?
- Индивидуальная работа (от каждой группы по одному представителю)
Из букв сложите слово и дайте пояснение или определение этому термину:
1. т, п, с, т, о, р, е, ш, и, е, т, й (простейшие)
2. г, ы, ф, е, е, т, т, р, о, р, о, (гетеротрофы)
3. о, н, о, к, д, е, о, ы, е, л, т, ч, н, (одноклеточные)
4. р, з, д, р, ж, м, с, т, ь, а, а, и, о, (раздражимость).
Так кто же догадался, что означает это имя?
- Изучение нового материала. (по ходу рассказа учителя, вы составляете план — конспект, выписывая термины)
На земле существует 1,5 млн видов животных. Царство животные делится на 2 подцарства: прстейшие и многоклеточные. Голландец Антони Ван Левенгук в капельке воды взятой из бочки обнаружил огромнейшее количество живых существ. Не зная, как их назвать, он назвал их «анималькули» - маленькими зверушками. Через полгода, желая узнать от чего зависит жгучий вкус перца, Левенгук попытался отделить мельчайшую частицу. Он размочил перец и залил его водой, через несколько дней под микроскопом он увидел невероятное количество звездочек, треугольников, колокольчиков, сидящих на ножках. «Да разве опишешь все то, что можно увидеть капле перечного настоя. Теперь я знаю способ разведения животных». Он назвал словом «наливка», все организмы, которые обитали в настое. Сейчас же это название закрепилось лишь за одной группой животных, с удлиненной, обтекаемой формой тела. А переливающими из одной стороны в другую называют саркодовыми. («саркос» - плазма).
Амеба — ее величина 0,5 мм.
У нее нет постоянной формы, она образует выросты — ложноножки. С их помощью амеба медленно передвигается. В организме амебы есть цитоплазма, покрытая цитоплазматической мембраной. Наружный слой прозрачный и плотный. В цитоплазме есть ядро, пищеварительная и сократительные вакуоли.
Передвигается амеба медленно, со скоростью 0,2 мм в минуту. Питается бактериями, одноклеточными водорослями, обволакивая их ложноножками. Вокруг добычи появляется пищеварительная вакуоль. Для переваривания пищи требуется от 12 часов до 5 суток.
Сократительная вакуоль участвует в выделении. В ней собираются растворимые вредные вещества. Кроме вредных веществ сократительная вакуоль выводит избыток воды. Дышит амеба растворенным в воде кислородом, всей поверхностью тела. Кислород необходим для окисления органических веществ. В результате выделяется энергия. Амебы размножаются бесполым путем — делением клетки надвое. Сначала делится ядро, а затем содержимое цитоплазмы.
При неблагоприятных условиях амеба образует цисту. При этом тело — округлое, а на ее поверхности образуется плотная защитная оболочка. Циста образуется осенью. В состоянии цисты амеба может переносить неблагоприятные условия. Как и все организмы амебы обладают раздражимостью — то есть способны реагировать на изменения окружающей среды.
- Действенное закрепление
Вставьте пропущенные слова:
Амеба имеет специальные выросты — ложноножки. Питание происходит благодаря пищеварительной вакуоли, а удаление ненужных веществ через сократительную вакуоль. При движении и пищеварении в теле расходуется энергия. Размножение амебы происходит путем простого деления. В случае наступления неблагоприятных условий амеба образует цисту.
Используя слова, которые вы вставили сформулируйте вывод.
Заполните таблицу:
Многообразие саркодовых
название | Место обитание | Особенности строения |
раковинные | На дне водоёмов в почве, болоте | Имеют наружный скелет раковина из рогоподобного вещества размножаются делением |
радиолярии | В тёплых морях и океанох | Капсула, имеют скелет |
фораминиферы | Донные морские организма | 20см наружный скелет раковинки из известкового вещества |
- Разрешение интриги
Амеба протей названа в честь морского греческого бога Протея, который мог менять облик, принимая образы всевозможных существ и предметов. Не имея постоянной формы, амеба является самостоятельным организмом, одна клетка способна к раздражению, питанию, размножению.
- Задание на дом: параграф 9.,зарисовать рисунок «Строение амебы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/11/picture-3245.jpg)
Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/11/picture-3245.jpg)
Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...
Урок по биологии для 7 класса на тему "Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная"
Данный урок проводится с учащимися класса.Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.Презентация применяется на этапе объяснения нового...
Урок по биологии для 7 класса. Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная.
Данный урок разработан и проведён с учащимися 7 класса общеобразовательной средней школы базового уровня. Накопляемость учащихся в классе - 27 человек, уровень подготовленност...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/19/picture-274942-1374245818.jpg)
Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс саркодовые (амеба)
Урок логического мышления по технологии В.В. Шогана...
Урок биологии 7 класс. Тема: Общая характеристика Подцарства Простейшие. Класс Саркодовые.
На уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, организмов....
Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО
Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...