Рабочая программа и планирование по биологии 10 класс 1 час
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Сусанова Тамара Дмитриевна

Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

                                                                                                                      Пояснительная записка

          Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса авторов И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений.  Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М. Дрофа, 2009.)

             Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии 1 часа в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).

              Изучение курса «Биология» в 10 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.

               Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

                При двухгодичном курсе биологии в 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе – «Вид», «Экосистемы». Резервное время в количестве 8 часов, предусмотренное в программе, использовано на проведение экскурсий и обобщающих уроков, которые позволяют обобщить и систематизировать знания, а также применить умения приобретенные на уроках.

                 Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

              Рабочая   программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2008. – 254 с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на базовом уровне отводится  в 10 классе - 35 . Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего   образования, изложенные в   пояснительной   записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  1. освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биопогической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
  2. овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных  и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  4. воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при осуждении биологических проблем;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в воде.

Личностные результаты

1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результаты.

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты.

I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:        

1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и искусственного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);

3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости с мены экосистем;

4) привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

7) описание особей вида по морфологическому критерию;

8) выявление изменчивости, приспособление организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы, и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

II. В ценностно-ориентационной сфере:

1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение

направленное изменение генома).

III В сфере трудовой деятельности:

Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

IV В сфере физической деятельности:

Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1

Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

Тема 1.1

Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

  1. Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук ».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

Тема 1.2

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы.

  1. Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
  2. Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

РАЗДЕЛ 2

Клетка (11 часов)

Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

  1. Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».
  2. Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

  1. Демонстрация.  Диаграммы:   «Распределение  химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
  2. Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток

.Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

 Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

  1. Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».
  2.  Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

■        Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

  1. Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.  Прокариотическая клетка, бактерия. Основные понятия.
  2.  Вирус, бактериофаг.

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

■        Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

■        Основные понятия.   Генетический   код,   триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

РАЗДЕЛ 3

Организм {10 часов)

Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

  1. Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».
  2. Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

  1. Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».
  2. Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

Тема 3.3 Размножение (4 часа)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

  1. Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».
  2. Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

  1. Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.
  2. Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

Раздел 4.

 Основы генетики и селекции (11 часов)

Тема 3. Наследственность и изменчивость (7 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

■        Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

■        Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания*.

Решение элементарных генетических задач*.

Изучение изменчивости.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

■        Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы.  Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 часа)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

  1. Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
  1. Экскурсия

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

■        Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

■        Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

                                                                                                          Содержание курса

Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы и число уроков, отводимых на данный раздел.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.

Биология как наука. Методы научного познания(1ч.)

Биология. Связи биологии с другими науками. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира.

Объект изучения биологии (2ч.).

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем

Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем).

Раздел 2. Клетка.

Клеточная теория (1ч.).

Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.

Характеризовать содержание клеточной теории.

Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественно-научной картины мира; вклад учёных – исследователей клетки в развитие биологической науки.

Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории.

Химический состав клетки (4ч.).

Неорганические (вода, минеральные соли) и органические (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) вещества, их роль в клетке и организме человека. Удвоение молекулы ДНК.

Приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

Ставить эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их результаты.

Клетка – структурная единица живого (3ч.).

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, из функции. Ядро. Хромосомы. Гомологочные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток: доядерные и ядерные клетки; соматические и половые клетки. Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Выделять существенные признаки строения клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток.

Уметь пользоваться цитологической терминологией.

Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний.

Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать их.

Клетка – функциональная единица живого (2ч.).

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен, их сущность и значение. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Сущность и значение фотосинтеза.

Выделить существенные признаки гена, обмена веществ и превращений энергии в клетке.

Клетка – генетическая единица живого (1ч.).

Жизненный цикл клетки. Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Выделить существенные признаки процесса деления клетки.

Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов используя знания о геноме.

Раздел 3. Организм.

Организм – единое целое (1ч.).

Организм. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Выделить существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов.

Обмен веществ и превращение энергии (2ч.).

Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. Фотосинтез.

Типы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.

Размножение организмов (4ч.).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

Выделять существенные признаки процессов размножения и оплодотворения.

Сравнивать половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения.

Индивидуальное развитие организмов (2ч.).

Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Индивидуально развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов.

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения.

Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье.

Обосновывать меры профилактики вредных привычек.

Раздел 4. Основы генетики и селекции.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов (7ч.)

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология  и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетические карты. Значения генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их причины. Влияние мутагенов на организм человека. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.

Характеризовать содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомные теории наследственности; современных представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости.

Объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей в формирование современной естественно-научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений, влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций.

Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов на основе положений генетики.

Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой.

Решать элементарные генетические задачи.

Составлять элементарные схемы скрещивания.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

Генетика – теоретическая основа селекции (2ч.)

Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственные отбор. Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение).

Характеризовать Н.И. Вавилова в развитие биологической науки.

Выделять существенные признаки процесса искусственного отбора.

Оценивать этически аспекты некоторых исследований в области биотехнологии.

                                                                           Календарно- тематическое планирование

                                                  

п/п

Номер

в теме

Дата

Тема урока

Лаборатор-

ные,прак-

тические,зачёты, тесты

Применение

ТСО и ИКТ

Подготовка к ЕГЭ

Дом.

задание

Раздел 1.Биология как наука. Методы научного познания (3 ч.)

1

1

Биология- наука о живой природе          

Видеофрагмент

1.1

Введение,§1.1

2

2

Уровни организации живой материи

1.2

§1.3

3

3

Основные свойства живого

Тестирова-

ние

Видеофрагмент

1.2

§1.2

Раздел 2. Клетка (11 ч.)

4

1

История изучения клетки. Клеточная теория

2.1

§ 2.1

5

2

Химический состав клетки

2.3

§2.2

6

3

Неорганические вещества клетки.

2.3

§ 2.3

7

4

Органические вещества клетки. Липиды. Углеводы.

2.3

§2.4

8

5

Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты.

Тестирова-

ние

Видеофрагмент

2.3

§2.5; 2.6

9

6

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

 «Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах.»

Лабораторная работа №1

2.4

§2.7

10

7

Клеточное ядро. Хромосомы. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Лабораторная работа №2

2.4

§2.8

11

8

 Прокариотическая клетка. Вирусы.

презентация

2.4

§2.9; 2.11

12

9

Реализация наследственной информации в клетке. « Сравнение строения клеток растений и животных.»

Лабораторная работа №3

2.6

§2.10

13

10

Клетка-сложная структура.

зачёт

2.7

Не задано

Раздел3. Организм (10 ч.)

14

1

Организм- единое целое. Многообразие организмов.

3.1

§3.1

15

2

Энергетический обмен.

видеофрагмент

2.5

§3.2

16

3

Пластический обмен. Фотосинтез.

видеофрагмент

2.5

§3.3

17

4

Деление клетки. Митоз.

Видеофрагмент

2.7

§3.4

18

5

Размножение: бесполое и половое.

семинар

3.2

§3.5

19

6

Образование половых клеток. Мейоз.

2.7

§3.6

20

7

Оплодотворение.

видеофрагмент

3.2

§3.7

21

8

Индивидуальное развитие организмов.

3.3

§3.8

22

9

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

Презентация

3.3

§3.9

23

10

Процессы жизнедеятельности организмов

Тестирова-

ние

3.3

Раздел4. Основы генетики и селекции (11 ч.)

24

1

История представлений о наследственности и изменчивости

3.4

§3.10

25

2

Закономерности наследования признаков. I Закон Менделя.

Видеофрагмент

3.5

§3.11

26

3

Дигибридное скрещивание. «Составление простейших схем скрещивания».

Практичес-

кая работа №1

видеофрагмент

3.5

§3.12

27

4

Хромосомная теория наследственности. «Решение элементарных генетических задач.»

Практичес-

кая работа №2

3.4

§3.13

28

5

Генотип как целостная система

Тестирова-

ние

видеофрагмент

3.5

§3.14

29

6

Генетика пола

видеофрагмент

3.5

§3.15

30

7

Изменчивость. «Изучение изменчивости.»

Практичес-

кая работа №3

3.6

§3.16

31

8

Генетика и здоровье человека

3.7

§3.17

32

9

Селекция: основные методы и достижения.Биотехнология.

видеофрагмент

3.8

3.9

§3.18; §3.19

33

10

Основы генетики и селекции

зачёт

3

Не задано

34

11

 Обобщающий урок по курсу

Не задано

Формы и методы контроля

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестирования, лабораторные работы, самостоятельные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Учебно-методическое сопровождение

 Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

 В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой,Е.Т.Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень.10-11» Москва «Дрофа»  2009

                  а также методических пособий для учителя:

  1. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова  «Биология. Общие закономерности»  Книга для учителя. М., «Школа-Пресс», 1996
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2009
  3. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006

     дополнительной литературы для учащихся:

  1. Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
  2. Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
  3. Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 1 час

Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе в неделю в общеобразовательных классах....

Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 2 часа

Для общеобразовательных классов по 2-х часовой программе....

Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 7 класс

Календарно-тематическое   планирование  курса  биологии  7  класс  по  ФГОС  линии  учебно-методических  комплектов  «Линия жизни»  под ...

Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс

Рабочее  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  8  класс...

рабочая программа и планирование "Обществознание" 8 класс, учебник Соболева О.Б

Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ос...

Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК

Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...


 

Комментарии

Гунькина Нина Алексеевна

Уважаемая Тамара Дмитриевна! Я ознакомилась с вашей программой. У меня примерно такая же по 10-11 классам, при одном часе, этих же авторов. Это говорит о большом опыте работы. Молодым учителям можно смело ее брать и реализовывать в своей работе, внося свои коррективы.

Сусанова Тамара Дмитриевна

Я с Вами абсолютно согласна в том, что молодым учителям это будет большим подспорьем. Именно для этого я её и выложила.