Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 2 часа
рабочая программа (биология, 11 класс) по теме

Сусанова Тамара Дмитриевна

Для общеобразовательных классов по 2-х часовой программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Пояснительная записка    

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

       Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

       Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 Данная программа реализуется

  1. С помощью учебника: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова   «Биология Общая биология 10-11 классы», который включен в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) МОП РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. Приказ от  24 декабря 2010г. № 2080 «об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию на 2011-2012гг»
  2. С использованием методического сопровождения подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников  9 классов с участием ТЭК (сайт ФИПИ – демоверсия 2012г.)
  3. С использованием  УМК к линии учебника  В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова  
  4.  Авторских программ: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова  

 к линиям учебников (УМК), рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждения

Общая характеристика учебного предмета

       Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию

биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий ,лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

     Цели

     Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•    освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической

науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;     методах научного познания;

•    овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных  и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными

источниками информации;

•    воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки

последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в  природе.

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф.  

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии выделено 136 часов, в том числе в 10 классе – 68 (2 часа  в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

 В базовую программу были внесены следующие изменения:

  1. Раздел «Вид» объединён с «Современным эволюционным учением», поэтому в нём 26 часов
  2.  На изучение материала о происхождении жизни в теме «Происхождение и развитие жизни на Земле»  выделено 17 часов,т.к. рассматривается развитие жизни в различные эры.
  3. На раздел « Экосистемы» отводится 15 часов из-за лабораторной работы и повторения материала предидущих лет обучения.
  4. Разделы « Биосфера» и « Основы экологии» объединились по причине взаимопроникновения материала этих тем.

Распределение учебного материала по темам и часам:

                                 11 класс

Эволюционное учение

26

Развитие органического мира

17

Взаимодействие организма и среды

15

Биосфера и человек. Основы экологии

10

Итог

68

Эволюционное изучение (26 ч)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции.

Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

Демонстрация

живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.

 

Развитие органического мира (17 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

 Место человека в системе органического мира Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация

окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах;

репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

моделей скелетов человека и позвоночных животных;

модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры

Экскурсия: история развития жизни на Земле (краеведческий музей).

Биосфера и человек. Основы экологии (10 ч)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация

таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы;

схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

модели-аппликации «Биосфера и человек»;

карт заповедников нашей страны.

 Личностные результаты

1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результаты.

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты.

I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:        

1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и искусственного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);

3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости с мены экосистем;

4) привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

7) описание особей вида по морфологическому критерию;

8) выявление изменчивости, приспособление организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы, и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

II. В ценностно-ориентационной сфере:

1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

III В сфере трудовой деятельности:

Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

IV В сфере физической деятельности:

Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и число уроков, отводимых на данный раздел.

Основное содержание темы.

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Раздел 1. Вид. Эволюционное учение (26 часов)

Эволюция видов ( 26 часов).

Доказательства эволюции живой природы. Развитие эволюционных идей. Значения работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционные теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Характеризовать содержание эволюционной теории Ч. Дарвина.

Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира.

Вклад К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитие биологической науки.

Выделять существенные признаки вида, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов.

Объяснить причины эволюции, изменяемости видов.

Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов на основе положений эволюционного учения; необходимости сохранения многообразия видов.

Описывать особи вида по морфологическому критерию.

Сравнивать естественный и искусственный отборы и делать выводы на основе сравнения. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.

Происхождение и эволюция жизни на Земле (9 часов).

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнения живых организмов на земле в процессе эволюции.

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни.

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни.

Находить информацию о гипотезах происхождения жизни в различных источниках и оценивать её.

Происхождение человека и эволюция человека (8 часов).

Гипотеза происхождения человека. Доказательства родства человека в млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение и единство человеческих рас.

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека.

Находить информации. О происхождении человека в разных источниках и оченивать её.

Раздел 2. Экосистемы.

Организмы и среда (15 часов).

Экологические факторы, их значения в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Объяснять влияние экологических факторов на организмы.

Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязей организмов и окружающей среды.

Выявлять приспособления у организмов к влиянию различных экологических факторов.

Экосистемы (10 часов).

Видовая и пространственная структура экосистемы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Агроэкосистемы. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Характеризовать содержание учения В.И. Вернадского о биосфере, его вклад в развитие биологической науки.

Выделять существенные признаки экосистем, процесса круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере.

Объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

Приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы с использованием знаний о круговороте веществ.

Уметь пользоваться биологической терминологией и символикой.

Составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания).

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях.

Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения.

Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о глобальных экологических проблемах, получаемую из разных источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению у окружающей среде.

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах.

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем.

Обосновывать правила поведения в природной среде.

  Календарно-тематическое планирование уроков по биологии

Класс: 11

Учебник: Биология. Общая биология. Авторы: В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова

 Учебный год: 2013-2014

 Количество часов в неделю: 2часа

I полугодие

урока

Дата

№ в теме

Тема урока

Использование ТСО и ИКТ

Практичес-

кая часть

Подготовка к ЕГЭ

Задание на дом

 Эволюционное учение  (26 часов)

1

1

История представлений об эволюции живой природы

6.2

Стр.196-199

2

2

Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. Де Сент-Илера

Видеофрагмент

4.1

Стр.199-200

3

3

Эволюционная теория Ж. -Б. Ламарка

4.1

Стр.201-204

4

4

Первые русские эволюционисты

6.2

Стр.208-209

5

5

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

Видеофрагмент

6.2

Стр.205-208

6

6

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

6.2

стр.209-211;

Зад. в тетр.

7

7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

6.2

Стр.211-214

8

8

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Лаборатор-

ная раб. №1

6.3

Отчёт по работе

9

9

Учение Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства

Видеофрагмент

6.2

Стр.214-216

10

10

 «Изучение изменчивости»

Лаборатор-

ная раб.№2

6.3

Отчёт по работе

11

11

Борьба за существование и естественный отбор

6.2

Стр.216-217

12

12

Вид - эволюционная единица. Его критерии и структура

 презентация

6.1

Стр.217-221

13

13

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций

тестирование

3.6

Стр.221-225

14

14

Генетические процессы в популяциях. Закон Харди – Вайнберга

6.1

Стр.228-232

15

15

Формы естественного отбора

6.3

Стр.232-237

16

16

Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора

Видеофрагмент

6.3

Стр.238-246

17

17

 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Лаборатор-

ная раб.№3

6.3

Отчёт по работе

18

18

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании

 ( С. Четвериков, Л. Л. Шмальгаузен). Географическое и экологическое видообразования

Видеофрагмент

6.2

Стр.247-250

19

19

Микроэволюция (обобщение)

6.2

Записи в тетради

20

20

Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс (А. Н. Северцов)

Видеофрагмент

6.4

Стр.251-253

21

21

Пути достижения биологического прогресса

6.4

Стр.253-254

22

22

Основные закономерности эволюции

тестирование

6.4

Записи в тетради

23

23

 Эволюция

6.4

Стр.225-227

24

24

Результаты эволюции

6.4

Стр.227-228

25

25

Макроэволюция

6.4

Записи в тетради

26

26

Дарвинизм

Видеофрагмент

тестирование

6.2

Записи в тетради

                              Развитие органического мира (17часов)

27

1

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле

Видеофрагмент,

презентация

6.4

Стр.273-275

28

2

Развитие жизни в палеозойскую эру

Видеофрагмент,

презентация

6.4

Стр.275-278

29

3

Развитие жизни в палеозойскую эру. Особенности ароморфозов палеозойской эры.

Видеофрагмент

презентация

6,4

Записи в тетради

30

4

Развитие жизни в мезозойскую эру

Видеофрагмент,

Презентация

6.4

Стр.278-280

31

5

Развитие жизни в мезозойскую эру. Особенности ароморфозов мезозойской эры.

Видеофрагмент,

Презентация

6.4

Записи в тетради

32

6

Развитие жизни в кайнозойскую эру

Видеофрагмент,

презентация

6.4

Стр.280-281

    II  полугодие

33

7

Развитие жизни на Земле.

тестирование

6.2

Стр.254-261

34

8

Теории происхождения жизни.

тестирование

6.2

Стр.262-266

35

9

Современные представления о возникновении жизни.

6.2

Стр. 266-273

36

10

Место человека в живой природе. Систематическое положение

6.5

Стр.282-290

37

11

 Стадии эволюции человека: предшественники человека

6.5

Стр.290-293

38

12

 Стадии эволюции человека: древнейшие и древние люди

Видеофрагмент

6.5

Стр.293-295

39

13

Стадии эволюции человека: современные люди

Видеофрагмент

6.5

Стр.295-296

40

14

Современный человек. Свойства человека как биосоциального существа. Человеческие расы.

Видеофрагмент

6.5

Стр.296-300

41

15

Происхождение человека (обобщение)

тестирование

6.5

Записи, зад. в тетр.

42

16

Выявление признаков сходства зародышей  человека и млекопитаю- щих, как доказательство их родства.

Лабораторная работа №4

6.5

Отчёт по работе

43

17

Происхождение человека

тестирование

6.5

Не задано

                      Взаимодействие организма и среды (15 часов)

                         

44

1

Задачи экологии. Абиотические факторы среды.  

Видеофрагмент

7.1

Стр.304-305

45

2

Абиотические факторы.  Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости.

 

7.1

Стр.306-308

46

3

Взаимоотношение организма и среды

презентация

7.2

Стр.309-312

47

4

Взаимоотношение организма и среды

презентация

7.2

Стр.312-313

48

5

Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами

7.2

Стр.313-317

49

6

Формы взаимоотношений между организмами. Конкуренция. Нейтрализм

7.2

Стр.317; записи

50

7

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами

презентация

7.2

Стр.318-319

51

8

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура. Биоценозы, их характеристика

Видеофрагмент

7.2

Стр.319-322

52

9

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура. Биоценозы, их характеристика

Видеофрагмент

7.2

Стр.322-325

53

10

Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

7.2

Стр. 326-329

54

11

Смена биогеоценозов. Причины смены, формирование новых сообществ

тестирование

7.2

Стр.330-332

55

12

Влияние человека на экосистемы.

7.2

Стр.333-335

56

13

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Лабораторная работа №5

7.2

Отчёт по работе

57

14

История формирования сообществ живых организмов. Биологические области

7.3

Записи в тетради

58

15

Уровни организации живой материи. Клетка - структурно-функциональная

единица живого

1.2

Записи в тетради

Биосфера и человек. Основы экологии(10 часов)

59

1

Понятие о биосфере, её структуре и функциях, жизнь в сообществах

Видеофрагмент

7.4

Стр.336-339; записи

60

3

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы (В. И. Вернадский)

Видеофрагмент

7.4

Стр.339-341

61

4

Круговорот веществ в природе

 презентация

7.3

Стр.341-342

62

5

Жизнь в сообществах

7.3

Стр.342-344

63

6

Основы экологии (зачет)

тестирование

7.1;7.2;7.3

64

7

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы

7.1

Стр.344-351

65

8

Проблемы рационального природопользования

7.5

Стр.352-357

66

9

Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование

7.5

Стр.358-364

67

Эволюционное учение (повторение)

тестирование

6.1-6.5

Не задано

68

Бионика. Использование человека в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги

 презентация

7.5

Не задано

Формы и методы контроля

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестирования, лабораторные работы, самостоятельные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Учебно-методическое сопровождение

 Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2009. -368 с;

 а также методических пособий для учителя:

  1. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.:  «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  1. Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  2. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
  3. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
  4. Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

  1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное
    пособие»);
  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
  4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997.- 96с;
  5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
  6. Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
  7. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. суглубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования   другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по биологии 10 класс 1 час

Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе биологии....

Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 1 час

Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе в неделю в общеобразовательных классах....

Рабочая программа учебного предмета «Математика » 9 класс,204 часа, 6 часов в неделю, тематическое по часовое планирование, контрольные работы по алгебре и геометрии

 Преподавание предмета «Математика» в соответствии с требованиями ФК ГОС в школе в 2014-2015 учебном году осуществляется на основании нормативных и инструктивно-методических документов Мин...

Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,     требований к результатам освоения основной образовательной ...

рабочая программа и планирование "Обществознание" 8 класс, учебник Соболева О.Б

Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ос...

Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК

Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...