Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 1 час
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Сусанова Тамара Дмитриевна

Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе в неделю в общеобразовательных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Пояснительная записка    

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

       Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

       Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 Данная программа реализуется

  1. С помощью учебника: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова   «Биология Общая биология 10-11 классы», который включен в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) МОП РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. Приказ от  24 декабря 2010г. № 2080 «об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию на 2011-2012гг»
  2. С использованием методического сопровождения подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников  9 классов с участием ТЭК (сайт ФИПИ – демоверсия 2012г.)
  3. С использованием  УМК к линии учебника  В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова  
  4.  Авторских программ: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова  

 к линиям учебников (УМК), рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждения

Общая характеристика учебного предмета

       Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию

биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм. Вид. Экосистемы. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (6 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

     Цели

     Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•    освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;  методах научного познания;

•    овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных  и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными

источниками информации;

•    воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в  природе.

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ.  

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 часа (1 час  в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

 В базовую программу были внесены следующие изменения:

1. На раздел «Вид» отводится 19 часов и включается 4 темы:  « История эволюционных идей», «Современное эволюционное учение», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека».              

2. На раздел « Экосистемы» отводится 15 часов из-за лабораторных работ и повторения материала предидущих лет обучения.

Разделы «Биосфера» и «Основы экологии» объединились по причине взаимопроникновения материала этих тем.

Распределение учебного материала по темам и часам:

                                 11 класс

История эволюционных идей

4

Современное эволюционное учение

8

Происхождение жизни на Земле

3

Происхождение человека

4

5.

Экологические факторы

4

6.

Структура экосистем

6

7.

Биосфера – глобальная экосистема

2

8.

Биосфера и человек

3

Итого

34

 История эволюционных идей (4 ч)

     История эволюционных идей. Значение биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.        

Демонстрация

     карты – схемы маршрута путешествия Ч.Дарвина; гербарных материалов; коллекций, фотографий и других материалов, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Современное эволюционное учение (8 ч)

    Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

    Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

    Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация

    схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы

   1. Описание особей вида по морфологическому критерию.

   2 .Выявление изменчивости у особей одного вида.

   3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (при наличии времени).

Происхождение жизни на Земле (3 ч)

    Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

    Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация

    Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

Лабораторные и практические работы

   4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Экскурсия

    История развития жизни на Земле (Дарвиновский музей).

Происхождение человека (4ч)

    Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира

( класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные

 этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация

    Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы

   5. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

    6.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия

    Происхождение и эволюция человека (музей при возможности).

Экологические факторы (4ч)

   Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация

    Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Структура экосистем (6ч)

   Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

Демонстрация

   схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

    7.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме.

    8.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

    9.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

    Экскурсия

    Искусственные экосистемы (парк или сквер школы).

Биосфера – глобальная экосистема (2 ч)

    Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация

    Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов  биосферы.

Биосфера и человек (3ч)

    Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация

    Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

Лабораторные и практические работы  

    11.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

    12.Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Заключение (1 час).

   

        

Личностные результаты

1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результаты.

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты.

I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:        

1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и искусственного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);

3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости с мены экосистем;

4) привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

7) описание особей вида по морфологическому критерию;

8) выявление изменчивости, приспособление организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы, и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

II. В ценностно-ориентационной сфере:

1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

III В сфере трудовой деятельности:

Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

IV В сфере физической деятельности:

Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и число уроков, отводимых на данный раздел.

Основное содержание темы.

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Раздел 1. Вид (19 часов)

История эволюционных идей  (4 часа).

Доказательства эволюции живой природы. Развитие эволюционных идей. Значения работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционные теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной  картины мира.

Характеризовать содержание эволюционной теории Ч. Дарвина.

Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира.

Вклад К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитие биологической науки.

Современное эволюционное учение (8 часов).

 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Выделять существенные признаки вида, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов.

Объяснить причины эволюции, изменяемости видов.

Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов на основе положений эволюционного учения; необходимости сохранения многообразия видов.

Описывать особи вида по морфологическому критерию.

Сравнивать естественный и искусственный отборы и делать выводы на основе сравнения. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.

Происхождение жизни на Земле (3 часа).

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнения живых организмов на земле в процессе эволюции.

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни.

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни.

Находить информацию о гипотезах происхождения жизни в различных источниках и оценивать её.

Происхождение человека

 (4 часа)

Гипотеза происхождения человека. Доказательства родства человека в млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение и единство человеческих рас.

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека.

Находить информации о происхождении человека в разных источниках и оценивать её.

Раздел 2. Экосистемы (15 часов)

Экологические факторы

(4 часа).

Экологические факторы, их значения в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Объяснять влияние экологических факторов на организмы.

Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязей организмов и окружающей среды.

Выявлять приспособления у организмов к влиянию различных экологических факторов.

Структура экосистем (6часов).

Видовая и пространственная структура экосистемы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Агроэкосистемы. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.

 Выделять существенные признаки экосистем, процесса круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере.

Объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

Приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы с использованием знаний о круговороте веществ.

Уметь пользоваться биологической терминологией и символикой.

Составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания).

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях.

Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения.

Биосфера – глобальная экосистема (2 часа)

. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы.

Характеризовать содержание учения В.И. Вернадского о биосфере, его вклад в развитие биологической науки.

Биосфера и человек (3 часа)

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде

Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о глобальных экологических проблемах, получаемую из разных источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде.

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах.

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем.

Обосновывать правила поведения в природной среде.

                                       Календарно-тематическое планирование

п/п

№ в теме

Дата

Тема урока

Практическая часть

Примене

ние ТСО и ИКТ

Подго

товка к ЕГЭ

Дом.

задание

История эволюционных идей – 4 часа

1.

1.

История представлений об эволюции живой природы.

Презента

ция

6.2

§ 4.1

2.

2.

Развитие биологии в додарвиновский период.

Видеофраг

мент

§ 4.2;4.3

3.

3.

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Презента

ция

6.2

§ 4.4

4.

4.

Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира.

тестирование

Презента

ция

6.2

Стр.216, записи

Современное эволюционное учение – 8 часов

5.

1.

Вид, его критерии

Лабора

торная раб.№1

Презента

ция

6.1

§ 4.5

6.

2.

Популяция – структурная единица вида.

Лабора

торная раб. №2

6.3

§ 4.6; 4.7 - обзорно

7.

3.

Движущие силы эволюции (мутационный процесс, популяционные волны, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции).

Презента

ция

6.4

§ 4.8

8.

4.

Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

Презента

ция

6.4

§ 4.9

9.

5.

Адаптации организмов к условиям обитания.

Лабора

торная раб.№3

видеофрагмент

6.3

§ 4.10

10.

6.

Видообразование, способы и пути видообразования.

видеофрагмент

6.2

§ 4.11

11.

7.

Сохранение многообразия видов, причины вымирания (биологический прогресс и регресс).

видеофрагмент

6.4

§ 4.12

12.

8.

Доказательства эволюции органического мира.

Презента

ция

6.2

§ 4.13

Происхождение жизни на Земле – 3 часа

13.

1.

Развитие представлений о возникновении жизни.

тестирование

Презента

ция

6.2

§ 4.14

14.

2.

Современные взгляды на возникновение  жизни. Теория Опарина – Холдейна.

Лабора

торная раб.№4

Презента

ция

6.2

§ 4.15

15.

3.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

видеофрагмент

6.4

§ 4.16

Происхождение человека – 4 часа

16.

1.

Гипотезы происхождения человека.

Лабора

торная раб.№5

Презента

ция

6.2

§ 4.17

17.

2.

Положение человека в системе животного мира.

Лабора

торная раб.№6

6.5

§ 4.18

18.

3.

 Эволюция человека, основные этапы.

Презента

ция

6.5

§ 4.19

19.

4.

Расы человека. Видовое единство человечества.

видеофрагмент

6.5

§ 4.20

Экологические факторы – 4 часа

20.

1.

Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

тестирование

видеофрагмент

7.1

§ 5.1

21.

2.

Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов.

Презента

ция

7.1

§ 5.2

22.

3.

Взаимоотношения между организмами.

Презента

ция

7.2

записи

23.

4.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Презента

ция

7.2

§ 5.3

Структура экосистем – 6 часов

24.

1.

Видовая и пространственная структура экосистемы.

тестирование

Презента

ция

7.2

§ 5.4

25.

2.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Лабора

торная раб.№7

Презента

ция

7.3

§ 5.5

26.

3.

Причины устойчивости и смены экосистем.

Презента

ция

7.2

§ 5.6

27.

4.

Влияние человека на экосистемы.

Лабора

торная раб.№8

видеофрагмент

7.1

§ 5.7, стр.333-334, записи

28.

5.

Искусственные сообщества – агроценозы.

Лабора

торная раб.№9

Презента

ция

7.1

§ 5.7, стр.334-335, записи

29.

6.

Искусственные экосистемы (парк или сквер школы).

Экскур

сия

7.2

отчёт

Биосфера – глобальная экосистема – 2 часа

30.

1.

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

тестирование

Презента

ция

7.4

§ 5.8

31.

2.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.

Презента

ция

7.4

§ 5.9

Биосфера и человек – 3 часа

32.

1.

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Лабора

торная раб.

№10

Презента

ция

7.2

§ 5.10

33.

2.

Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде.

Лабора

торная раб.

№11

видеофрагмент

7.1

§ 5.11

34.

3.

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

тестирование

Презента

ция

7.5

Не задано

35.

Заключительный урок.

Не задано

Формы и методы контроля

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестирования, лабораторные работы, самостоятельные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Учебно-методическое сопровождение

 Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с;

 а также методических пособий для учителя:

  1. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.:  «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  1. Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  2. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
  3. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
  4. Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

  1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное
    пособие»);
  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
  4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997.- 96с;
  5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
  6. Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
  7. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. суглубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования   другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по биологии 10 класс 1 час

Рабочая программа и планирование для старшей школы при одном часе биологии....

Рабочая программа и планирование по биологии 11 класс 2 часа

Для общеобразовательных классов по 2-х часовой программе....

Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 7 класс

Календарно-тематическое   планирование  курса  биологии  7  класс  по  ФГОС  линии  учебно-методических  комплектов  «Линия жизни»  под ...

Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс

Рабочее  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  8  класс...

рабочая программа и планирование "Обществознание" 8 класс, учебник Соболева О.Б

Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ос...

Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК

Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...