ФГОС
учебно-методический материал по биологии ( класс) по теме


Предварительный просмотр:

Типы уроков:

  1. Урок первичного предъявления новых знаний
  2. Урок формирования первоначальных предметных умений
  3. Урок применения предметных умений
  4. Урок обобщения и систематизации
  5. Урок повторения
  6. Контрольный урок
  7. Коррекционный урок
  8. Комбинированный урок
  9. Учебная экскурсия
  10. Урок решения практических, проектных задач

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

1.Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных знаний, умений

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

2. Урок формирования первоначальных предметных умений

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

3.Урок применения предметных умений

Применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

4.Урок обобщения и систематизации

Систематизация предметных умений, универсальных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

5.Урок повторения

Закрепление предметных умений, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

6.Контрольный урок

Проверка предметных умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

7.Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

8.Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Решение поставленных дидактических задач

9.Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Овладение и применение предметных знаний и умений при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

10.Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок 

Урок современного типа 

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС  ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования к уроку

Урок современного типа 

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

   Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет  мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

   Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.



Предварительный просмотр:

Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату



Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия  /УУД/   (А.Г.Асмолов)

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности; способность к самопознанию и самодвижению).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; умение определять своё место и роль в окружающем мире, семье, государстве и т.д).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).



Предварительный просмотр:

Задания для диагностики и формирования УУД

   Предлагаются возможные варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД. При подготовке настоящих рекомендаций было использовано пособие Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.

   Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений;

   Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

«найди отличия» (можно задать их количество);

«на что похоже?»;

поиск лишнего;

«лабиринты»;

упорядочивание;

«цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями;

«пластилин»

   Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

диспут ;

заучивание материала наизусть в классе ;

«ищу ошибки» ;

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) ;

   Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

магнитофонный опрос ;

«отгадай, о ком говорим» ;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.



Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия ( УУД)

Виды УУД

Номенклатура УУД

Критерии сформированности УУД

Личностные

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

- структура ценностного сознания;
- уровень развития морального сознания;
- присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
- полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Регулятивные

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результатов уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).

Коррекции (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

способность:
- выбирать средства для организации своего поведения;
-  запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- начинать и заканчивать действие в нужный момент;
-тормозить ненужные реакции.

Познавательные

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические;

- моделирование.

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

 -установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

 - доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

 - формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- произвольно и осознанно владеют общим приемом решения задач ;
- осуществляют  поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- ориентирование  на разнообразие способов решения задач;
-  научены  основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение  выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-  умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

-  умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 - умение устанавливать аналогии;
- владение общим приемом решения учебных задач;
- осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства школы и микрорайона;
- создание и преобразование   моделей и схем  для решения задач;

- умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

 Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

коммуникативные способности ребёнка , включающие в себя
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.



Предварительный просмотр:

 Эффективность структуры учебного занятия

    Эффективность структуры учебного занятия можно определить по 15 показателям. Для этого необходимо проставить число баллов по уровням. Все баллы просуммировать. Эффективность структуры занятия и средний балл можно рассчитать по формуле:

Эффективность = (сумма баллов : 75) х 100%

   Проведенное занятие получает положительную оценку, если его эффективность больше 80%.

Показатели эффективности

Число баллов по уровням

Низкий

1 балл

Ниже среднего

2 балла

Средний

3 балла

Выше среднего

4 балла

Высокий

5 баллов

Совпадение формулировки цели занятия с его реальным содержанием

Дифференциация учебного материала в зависимости от уровня развития учащихся

Выбор объёма учебного материала для достижения цели

Ориентация учебного материала на профильный уровень

Соответствие формы учебного занятия уровню развития учащихся

Выбор методов и приёмов организации познавательной деятельности учащихся

Логика построения занятия

Сочетание темпа и работоспособности учащихся

Организация познавательной деятельности с помощью заданий, содержащих проблему и имеющих различные варианты решения

Использование для достижения целей идей учащихся и организация осмысления полученных результатов

Включение заданий, связанных с личным жизненным опытом

Дидактическая целесообразность применения информационных технологий

Поддержание ситуации успеха и сохранение положительной самооценки учащихся

Организация деятельности учебных групп и управление ими

Использование воспитательного потенциала учебного занятия

Итого баллов                                           Эффективность занятия



Предварительный просмотр:

СХЕМА

самоанализа урока в рамках обобщения опыта апробации введения ФГОС ООО

Цель самоанализа:

Установить степень результативности урока по отношению к запланированным результатам и выявить факторы, оказавшие влияние на их достижение, оценить необходимость корректировки планов на следующие уроки и внеурочные занятия.

Последовательность вопросов для самоанализа

  1. Часть 1. Оцените степень достижения предметных, личностных и метапредметных результатов на уроке:
  1. Зафиксируйте достижение результатов учащимися на основе проведенных оценочных действий.
  2. Оцените количественно продвижение учащихся класса к результатам  по теме: «Результаты демонстрируют менее 50% учащихся, или более половины учащихся, или более 65% учащихся».
  3. Оцените недостаточность / достаточность демонстрируемых результатов всеми учащимися, группами учащихся, отдельными учащимися.
  4. При необходимости особенно подчеркните наличие тех результатов, без которых продвижение в теме дальше для учащихся является критичным.
  1. Часть 2. Оцените степень влияния на достижение/ недостижение запланированных результатов следующих факторов:
  1. Подбор содержания учебного материала:
  1. степень соответствия содержания учебного материала целям урока;
  2. степень соответствия сложности учебного материала возможностям учащихся;
  3. степень соответствия объема учебного материала возможностям и ресурсам учащихся.
  1. Организация учебной деятельности учащихся
  1. выбранная форма взаимодействия учащихся на уроке (фронтальная с учителем, фронтальная самостоятельная, групповая под руководством учителя, групповая самостоятельная, парная под руководством учителя, парная самостоятельная, самоорганизация);
  2. выбранные способы учебной работы учащихся.
  1. Часть 3. Сформулируйте выводы:
  1. Какие действия по достижению учащимися результатов по теме необходимо предусмотреть при планировании следующего урока или группы уроков (для личностных и метапредметных результатов, возможно на уроках следующей темы).
  2. Выделите элементы положительного опыта о взаимосвязи результатов и подобранного содержания и организации учебной деятельности учащихся.
  3. Выделите элементы отрицательного опыта о взаимосвязи результатов и подобранного содержания и организации учебной деятельности учащихся.


Рекомендации по проведению самоанализа урока

в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО

Уважаемый учитель!

Настоящие рекомендации призваны помочь Вам в повышении эффективности самоанализа урока, как основного механизма апробации введения ФГОС в основной школе.

Самоанализ учителя направлен на формирование методической базы и опыта проведения результативных уроков в соответствии с требованиями ФГОС. В центр внимания учителя ставиться направленность педагогической деятельности на достижение учащимися запланированных результатов.

Часть 1. Самоанализ результативности урока

Первая часть самоанализа должна зафиксировать оценку - насколько ожидаемые результаты достигнуты.

При оценке достижения целей (планируемых результатов) урока учащимися всего класса необходимо предусмотреть методы контроля и оценки, позволяющие проявить достижение результатов специальными приемами. Так, это могут быть:

  • анализ выполнения тестовых заданий с возможностью сверить результат с правильным самими учащимися и накоплением количества баллов за урок для итоговой оценки и анализа по отдельным действиям;
  • анализ продуктов деятельности учащихся по окончанию урока – записи в тетрадях, ведение дневниковых записей, учебные работы (предметы, рисунки, и т.д.);
  • фиксация результатов устного фронтального опроса;
  • анкетирование;
  • взаимоконтроль и взаимооценка с опорой на лист контроля и оценки, где сформулированы показатели выполнения учебных действий и критерии их оценки;
  • заполнение учащимися листов самооценки и т.п.

Зафиксированные результаты обучения можно считать объективными, так они осуществлялись с применением запланированных методов оценки учебных достижений учащихся и имеют материализованную форму представления результатов.

Выводы о результативности урока необходимо делать на базе того количества учеников, у которых достижение результатов фиксировалось на данном уроке, при условии, что учитель периодически осуществляет мониторинг результативности всех учащихся в границах темы, раздела, полного цикла обучения.

Часть 2. Анализ оказания педагогического влияния на достижения учащимися результатов учебной деятельности

Для оценки эффективности влияния на достижение учащимися результатов подобранного содержания учебного материала, форм взаимодействия учащихся на уроке и способов учебной деятельности, в схеме самоанализа предлагается осуществить качественный анализ. Материал для анализа - это наблюдения учителем на уроке за действиями учеников, а также анализ выполненных заданий, упражнений и продуктов учебной деятельности (рисунки, работы, схемы, и т.п.).

Так, например, при анализе зафиксированных результатов, учитель выделяет группу учеников (3 учащихся), которая не справилась с упражнением. В тетради двух учеников присутствуют записи, но есть ошибки, учитель определяет, что учащиеся усвоили порядок выполнения действий неправильно, что и приводит к ошибкам. Однако в тетради у третьего ученика отсутствуют записи, он не приступал к выполнению упражнения, что требует допонимания причин. В корректирующих действиях учитель намечает работу с двумя учащимися через организацию их работы в парах с учащимися, освоившими порядок действий правильно, которые выступят в роли наставников. Для третьего ученика учитель запланировал беседу до начала урока. Тем не менее, наличие только трех учащихся, не справившихся с упражнением, в целом для учителя в самоанализе позволяет сделать вывод, что данное упражнение подобрано верно, оно достаточной степени сложности и фронтальный способ организации работы с разбором порядка выполнения действий у доски с одним из учащихся, позволяет достичь запланированного результата – освоение всеми учащимися порядка выполнения действий в сотрудничестве с учителем. На следующем уроке учитель планирует проведение небольшой самостоятельной работы для достижения учащимися предметного результата – освоение порядка выполнения действий самостоятельно. При организации самостоятельной работы  те ученики, которые справляются с работой первыми, отдают работу на контроль учителю и при условии, что они справились с заданием, становятся контролерами-наставниками. Учитель для них ставит задачу: помочь тем, кто затрудняется в выполнении упражнений найти ошибку в порядке выполнения действий. Наставникам запрещено подсказывать правильный порядок, можно только указать на ошибку. Фиксация ошибки стимулирует учеников к самоконтролю, что является одним из условий формирования самостоятельности в выполнении действий.

Часть 3. Использование материала анализа результативности урока в корректировании последующей педагогической деятельности

Наиболее важной частью самоанализа является использование результатов самоанализа в проектировании последующих уроков, внесение корректив на основе результатов анализируемого урока.

Корректирование намеченных методических планов реализации рабочей программы учителя по предмету может касаться целеполагания, выбора содержания учебного материала, предлагаемого ученикам и организации учебной деятельности учащихся в последовательности уроков.

Рассмотрим это на примере.

На уроке после задания прочитать задачу про себя и нарисовать в тетради схему к задаче, вы, проходя между партами через 5 минут после начала выполнения задания насчитали, что только 12 из 26 учащихся приступили к схематизации, остальные либо читали, либо делали вид, что читали. Вы провели блиц-опрос открытым голосованием. Вопросы:

Выберите из трех предлагаемых ответов тот, который наиболее близко описывает ваше состояние:

Мне сложно выполнить задание, потому что:

  1. Я не понимаю, что значит нарисовать схему к задаче
  2. Я не понимаю некоторых терминов в тексте задачи
  3. Я боюсь сделать ошибку

По результатам опроса вы получили, что из 14 учащихся

  1. Я не понимаю, что значит нарисовать схему к задаче – 2 ученика (14%)
  2. Я не понимаю некоторых терминов в тексте задачи – 5 учеников (36%)
  3. Я боюсь сделать ошибку – 7 учащихся (50%)

Вы попросили сформулировать те трудности, которые не были отражены в опросе.

Из 14 учащихся 5 ответили, что они не понимают, как рисовать схемы и при этом боятся ошибиться, но ответили, что боятся ошибиться.

Таким образом, можно присоединить к первому варианту 5 человек, что составит 50% от числа затрудняющихся в выполнении задания, что фиксирует наличие трудностей у учащихся в схематизации и определяет ведущую мотивацию – избегание неудач.

При проектировании следующего урока учитель постарался учесть результаты.

Вы предложили на уроке выполнить три типа схематизации, разделив класс на группы по 4-5 человек в течение 3 минут. Общее время с докладами – 20 минут.

Первый – интерпретировать схему движения автомобиля на перекрестке (одно из дорожных правил, для учащихся, затруднявшихся в схематизации).

Второе – нарисовать схему выхода из класса в случае пожара для первоклассников (2-3 группы сильных учащихся, задание можно дополнить заданием по внеурочной деятельности: объяснить схему ученикам первого класса после занятий).

Третье – составить схему, которая иллюстрирует взаимоотношения Беллы, Джейкоба и Эдварда, а также их родственников из фильма «Сумерки» (для учащихся, испытывающих страх неудачи).

Анализ данного примера позволяет обратить внимание экспертов на несколько аспектов анализа.

Как видим, учитель при корректировании в комплексном задании создал для учащихся условия, позволяющие им во взаимодействии и общении с друг другом, продвинуться в понимании сути схематизации как знаковом выражении содержания смысла (значения). Задания сформулированы на практическом содержании, направленном на освоение основ безопасности жизнедеятельности – поведения на дороге и при пожаре.

Задание на материале фильма, который смотрели все подростки, призвано снять психологический барьер страха неудачи и оценки через создание позитивной ассоциации процесса схематизации.

Задания по сложности разные и у учителя есть возможность распределить ребят по группам, чтобы создать достаточное для учебной деятельности напряжение.

Форма организации выполнения задания – групповая с докладами также способствует формированию коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

  (  Стрикун Н.Г., Шелкунова Т.В. Методические рекомендации по самоанализу учителем урока в рамках обобщения опыта апробации ФГОС ООО   Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Научно-методический центр содержания образования, 2014 ).



Предварительный просмотр:

Миренкова Е.В., Пак М.С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности.// Научно-методический журнал «Химия в школе». – 2015. – № 10. – С. 7 - 13.

C:\Users\Юрбан\Desktop\задания.JPG



Предварительный просмотр:

Чернышева Л.А. О конструировании задач по методике преподавания химии.// Научно-методический журнал «Химия в школе». – 2016. – № 4. – С. 23 - 27.

C:\Users\Юрбан\Desktop\конструктор задач.JPG

Практические задания к информационному блоку:

(  произвольный выбор ячеек конструктора задач : 3, 12, 18, 26, 30, 40)

  1. Составьте список основных понятий по теме
  2. Прокомментируйте ( критически оцените) предлагаемую авторами …
  3. Сравните, как в пособиях других авторов предлагается ввести понятие…. Обоснуйте выбор оптимальной методики.
  4. Найдите в тексте то, что не соответствует действительности.
  5. Разработайте…
  6. Выскажите критические суждения. Напишите конспект урока и сдайте на проверку учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в образовательных учреждениях Чеди- Хольского кожууна Республики Тыва

Ооржак Чойгана Калдар-ооловна.методист по дисциплинам МБУ ММЦ Чеди-Хольского кожууна, учитель иностранных языковМБОУ Хову-Аксынская СОШКлючевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственностьи пе...

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...