Конспект открытого урока по теме « Жгутиконосцы, инфузории».
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Назарова Ирина Петровна

Урок биологии в 7 классе на тему «Жгутиконосцы, инфузории», построен в соответствии с программой базового уровня изучения предмета «Животные» в общеобразовательных учреждениях, автором которой является В.М. Константинов, В.С. Кучменко,  И.Н.Пономарева. Рекомендуется для учителей. На уроке углубляются знания по простейшим организмам, формируются навыки работы с учебником,  микроскопом. Развиваются умения и практические навыки по приготовлению микропрепаратов.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Познакомиться с  зеленой эвгленой, инфузорией туфелька и вольвоксом как колониальным простейшим.

Задачи урока:

         1)Образовательные - на основе повторения и обобщения знаний по простейшим углубить знания по жгутиконосцам и инфузориям; развивать умение высказывать свою точку зрения о значении простейших; продолжить формирование навыков работы с учебником, микроскопом; раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности эвглены зеленой, а также вольвокса как колониального простейшего; выяснить различия эвглены от амебы;  формировать умения выделять главное .

          2) Воспитательная - воспитывать правильное отношение к окружающей действительности.

          3) Развивающие – развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме « Жгутиконосцы. Инфузории»; развивать умение вести учебный диалог;  развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения по ранее изученным простейшим.

Оборудование к уроку: микропрепараты эвглены зеленой, инфузории туфельки, таблицы «Тип Простейшие», микроскопы.

Материал размещен на сайте " Учебно-методический кабинет"-ссылка на страницу:http://ped-kopilka.ru/users/exzotic.                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме « Жгутиконосцы, инфузории».

Автор: Назарова  Ирина Петровна, учитель биологии,  МОУ «СОШ№8», г. Саратова.

Целевая аудитория:  обучающиеся 7 класса.

Описание материала: урок биологии в 7 классе на тему «Жгутиконосцы, инфузории», построен в соответствии с программой базового уровня изучения предмета «Животные» в общеобразовательных учреждениях, автором которой является В.М. Константинов, В.С. Кучменко,  И.Н.Пономарева. Рекомендуется для учителей. На уроке углубляются знания по простейшим организмам, формируются навыки работы с учебником,  микроскопом. Развиваются умения и практические навыки по приготовлению микропрепаратов.                      

Тема: Жгутиконосцы, инфузории.   7 класс.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Познакомиться с  зеленой эвгленой, инфузорией туфелька и вольвоксом как колониальным простейшим.

Задачи урока:

         1)Образовательные - на основе повторения и обобщения знаний по простейшим углубить знания по жгутиконосцам и инфузориям; развивать умение высказывать свою точку зрения о значении простейших; продолжить формирование навыков работы с учебником, микроскопом; раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности эвглены зеленой, а также вольвокса как колониального простейшего; выяснить различия эвглены от амебы;  формировать умения выделять главное .

          2) Воспитательная - воспитывать правильное отношение к окружающей действительности.

          3) Развивающие – развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме « Жгутиконосцы. Инфузории»; развивать умение вести учебный диалог;  развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения по ранее изученным простейшим.

Оборудование к уроку: микропрепараты эвглены зеленой, инфузории туфельки, таблицы «Тип Простейшие», микроскопы.

План урока.

Этап урока

Приемы и методы

Время(мин

1

Организационный момент

Словесные.

1

2

Актуализация знаний

Письменная работа по карточкам с дифференцированными заданиями,  словесные(беседа) практические.

8

3

Изучение нового материала

Рассказ, беседа, использование иллюстраций, микропрепаратов.

14

4

Закрепление, тренировка, отработка умений

Практические(дифференцированные задания), наглядные(использование иллюстраций), работа с книгой.

9

5

Повторение

Практические(тест), составление таблиц.

3

6

Рефлексия

Словесные.

3

7

Домашнее задание

Словесные.

1

8

Итог урока

1

Домашнее задание: параграф 4, термины. Подготовить сообщение о паразитических простейших.

                                 Ход урока.

№ зтапа

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

1

Сообщение темы, цели, задачи урока (на доске – записано)







Записывают  в тетрадь – дату, тему урока

2














3


























































4






















































5

1.Вызывает к доске ученика и дает ему задание (изобразить амебу и назвать органойды).

2. Предлагает ученику приготовить микропрепарат амебы, используя  ранее подготовленную культуру простейших,  рассмотреть под микроскопом.  

 3.Производит фронтальный опрос по вопросам ; (1. Какие живые организмы относятся к простейшим?  2. Какое строение имеет амеба обыкновенная? 3.Как передвигается и питается амеба? 4. Как происходит размножение амебы? 5. Какова роль  пищеварительной и сократительной вакуолей?  6. Как амеба переносит неблагоприятные условия жизни? 7.Что вам известно о дизентерийной амебе? 8.Чем опасен малярийный плазмодий?    

Рассказ учителя. Эвглена зеленая- очень необычное существо. Ее описание можно встретить в учебниках ботаники и в учебниках зоологии. Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых органическими соединениями. Тело ее вытянутое, длиной около 0,05 мм. Ее передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены, в отличии от растительных клеток, нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку.  На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. Эвглена обладает положительным фототаксисом – ее цитоплазма содержит светочувствительный глазок. В цитоплазме эвглены  содержится около 20 хлоропластов, придающих  ей зеленый цвет. В хлоропластах  находится хлорофилл. На свету эвглена питается как  растения – путем фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших  организмов, т. е. питается как животное.

Задает вопросы классу:

- Почему ботаники относят эвглену к одноклеточным водорослям?

- Почему зоологи относят эвглену к простейшим животным?

- О чем свидетельствует существование таких промежуточных форм, как эвглена?




Продолжение рассказа учителя.

Размножение эвглены происходит также,  как и размножение амебы, - деление клетки пополам. Рассмотрите рисунок в учебнике.

Продолжение рассказа учителя.

Вольвокс  по-русски  называется шаровницей…(И т. д. Сведения о вольвоксе даются по образцу из работы, без таблицы).

Инфузория туфелька.

Туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством органического материала.  Она имеет постоянную, удлиненную форму тела, длина которого достигает 0,1-0,3мм Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед. Инфузория туфелька отличается от других  простейших сложностью внутриклеточной организации. В клетке имеется два ядра: макронуклеус, регулирующий процессы  питания, движения, выделения, и микронуклеус, координирующий процесс размножения.

Ближе к переднему концу тела инфузории находится углубление- перистом( ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды.  Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки- бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется  пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амебы.  Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие- порошицу


Задает вопросы классу:

- Почему инфузория туфелька получила такое название?

Почему инфузорий считают естественными фильтраторами водоемов?

Продолжение рассказа учителя:

Многообразие инфузорий.                  Паразитическая инфузория «рыбья вошь» имеет размер до 1 мм в диаметре. В кишечнике свиней также паразитирует один из видов инфузорий: человек может заразиться ею, заболевая тяжелой формой колита.  У жвачных ( коров, оленей, антилоп) инфузории населяют сложный  желудок с бактериями. В рубце( первом отделе сложного желудка коровы) их бывает более 1 млн на 1 см3.

Дает задание на изготовление  модели эвглены зеленой:

- Попробуйте аккуратно, при помощи линейки поделить свою модель эвглены пополам. Обратите внимание, что вам понадобится еще один кусочек нитки- для второго жгутика.

Задает вопрос классу:

Почему в середине лета обычно наблюдается « цветение» воды в прудах и небольших озерах?

Дает задания классу:

  1. Рассмотрите рисунок эвглены, разберитесь в ее строении, назовите органойды: покажите ядро, цитоплазму, хлоропласты, сократительную вакуоль, светочувствительный «глазок», жгутик.
  2. По форме тела эвглены установите, как она передвигается: плавает или ползает, как амеба.

3.Сравнивая амебу и эвглену,

установите различия.

 





4.С целью закрепления знаний зарисуйте строение эвглены зеленой в тетради.

           5.Рассмотрите строение колонии вольвокса и ответьте, кого напоминает отдельная особь колонии? (Если учащиеся затрудняются с ответом, подсказать, что налицо сходство с одноклеточной двухжгутиковой водорослью хламидомонадой).












Раздает учащимся тест о простейших.

Тест.

1 .У какого все функции живого организма: животного клетка выполняет

А- у многоклеточных организмов;  Б – у простейшего организма; В – у колониального организма; Г – у любого живого организма.

2 .Сократительные вакуоли необходимы: 

А – для пищеварения; Б – для газообмена; В – для поглощения воды из окружающей среды; Г – для удаления избытка воды с растворенными продуктами жизнедеятельности.

3. Животные должны передвигаться, так как:

А – они ищут освещенные места; Б – добывают готовые органические вещества; В – ищут жертву, так как являются хищниками; Г – являются паразитами.

4 .Эвглену зеленую называют «переходной формой», так как она: 

А – передвигается с помощью жгутика; Б

имеет хлоропласты; В – имеет признаки растения и животного; Г – состоит из одной клетки.

5.Простейшие, обитающие в воде, дышат: 

А- растворенным в воде кислородом; Б – атмосферным кислородом; В – атмосферным углекислым газом; Г – растворенным в воде углекислым газом.

Дает задание заполнить сравнительную таблицу  «Тип  Простейшие». (Если учащиеся не успевают справиться с заданием, они его выполняют дома, как часть домашнего задания).


Выполняет на доске рисунок амебы с обозначениями органойдов, рассказывает о ее строении.  

Готовит микропрепарат амебы, рассматривает под микроскопом.


Ученики отвечают на заданные вопросы.






Ученики слушают рассказ учителя, зарисовывают схему строения эвглены зеленой в тетрадь, делают обозначения органойдов эвглены.

Записывают новый термин в биологический словарь.












Отвечают:

- Потому что цитоплазма эвглены содержит хлоропласты, и на свету она питается как растение, строя свое тело из веществ, образующихся в результате фотосинтеза.

-  В темноте эвглена способна питаться как животные, поглощая готовые органические вещества.

Рассматривают рисунок в учебнике, следуя рекомендациям учителя.



Слушают рассказ учителя и в соответствии с объяснением выполняют рисунок инфузории в тетрадях, осуществляя обозначение органойдов.























Отвечают:

- Тело инфузории по форме напоминает крошечную туфлю.

- Инфузории поедают бактерии, тем самым способствуют очистке водоемов.







Ученики выполняют рекомендации учителя.




Отвечают:

-Происходит массовое размножение эвглены зеленой.


1.Выполняют задание по рисунку.





2.Устанавливают, что эвглена плавает.

3. Устанавливают, что эвглена имеет черты и растений, и животных, но многие родственные эвглене жгутиковые не имеют хлоропластов и не могут питаться как растения. Эвглена- важное доказательство родства животных и растений.

4 .Зарисовывают в тетрадь строение эвглены зеленой.

5. Вольвоксы живут колониями, в которых насчитывается до тысячи и даже более особей, объединенных вместе. Биение их жгутиков и вызывает перекатывание вольвокса в воде. Отдельные клетки колонии соединены друг с другом мостиками из цитоплазмы, чем и обеспечивается их согласованная деятельность. В теплую летнюю пору, размножаясь в озерах в огромных количествах, вольвокс вызывает «цветение воды» и играет важную роль в питании рыб(в частности, самой маленькой промысловой рыбы снежка).

























Ответы:

1-Б;  2-Г;  3-Б;  4- В;  5-А.



Заполняют сравнительную таблицу в тетради.







Представители классов

Параметры

Амеба обыкновенная

Эвглена

зеленая

Инфузория

туфелька

окраска

бесцветная

зеленая на свету

бесцветная

форма тела

непостоянная

постоянная

постоянная

количество ядер

одно

одно

два

передвижение

с помощью

ложноножек

при помощи

жгутика

биением  ресничек

питание

водоросли, жгутиковые, инфузории

на свету с помощью фотосинтеза, в темноте- готовыми органическими веществами.

бактериям и при помощи ротового отверстия

6.

Задает вопросы:

1.Для чего мы изучаем простейших?



2. Значение простейших?









3. Понравился ли вам урок?

4. Не понравился урок?

Отвечают:

1.После того,  как отрыли простейших и  изучили их, люди смогли бороться со многими заболеваниями.


2-Образовали минералы и горные породы.

-Являются пищей для других животных.

- Являются показателями загрязненности водоемов.

-Содействуют геологической разведке.

- Являются возбудителями заболеваний животных и человека.

7

Задает домашнее задание с комментариями(Параграф 4, подготовить сообщение о паразитических простейших, доделать таблицу).

Записывают домашнее задание в дневники.

8

Объявляет оценки за урок (комментируя), информирует, что оценки за тест объявит на следующем уроке.

Выставляет оценки в дневники.

Подают дневники на выставление оценок.

Итог: Учащиеся,  работая в коллективе,   становятся более коммуникабельными, получают дифференцированные задания. Формируется собственное мнение, делаются выводы, к которым учащиеся приходят самостоятельно и обобщаются знания по простейшим, при помощи заполнения сравнительной таблицы, которая позволяет воспроизвести в памяти пройденный материал на предыдущих уроках. Сами изготавливают модели простейших. Используется и фронтальная работа с классом, и в парах, и в группах, тестирование. К запоминанию новых терминов приводит ведение биологического словаря. Рассматриваются вопросы из тестов ГИА 9класса, что немало важно для подготовки к будущему экзамену по биологии. Логическое мышление  развивается через самостоятельное добывание знаний по данной теме. Все это  помогает правильно осмыслить отношение к окружающему миру. Рассматривается интересный материал по значению простейших в жизни человека и окружающей среде, а это вызывает познавательный интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».

Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....

Конспект открытого урока по теме: "Альдегиды и кетоны" вводный урок

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала....

Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»

Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»...