Конспект открытого урока по теме: "Альдегиды и кетоны" вводный урок
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. (полностью): Кузьмина Елена Леонидовна

Место работы: МБОУ СОШ №3

Должность: учитель химии.

Предмет: Химия

Класс: 10

Урок по теме «Альдегиды» в 10 классе»

Информация об используемом учебнике: Габриелян, О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Уровень преподавания: базовый.

Урок составлен на основе:

Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)

Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авт.О.С. Габриелян). Базовый уровень. // Программы. Химия М.: Дрофа, 2007.

Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Тема урока: Альдегиды и кетоны.

Тип урока:

 По дидактической цели – формирование новых знаний.

 По способу организации – проблемный.

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала.

Цель:

Задачи:

Учебные

1. Произвести анализ особенностей строения молекул альдегидов.

Образовательные:

Изучить номенклатуру альдегидов и кетонов,  гомологический ряд, виды изомерии, строение альдегидов

Связанные с формированием общепредметных знаний: усвоение знаний об альдегидах и кетонах.

Развивающие:

Обогатить словарный запас через введения новых понятий (карбонильная группа и т.д.), уметь доказывать, анализировать, предвидеть свойства вещества по названию и называть вещества по структурной формуле;

Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;

поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;

включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;

Воспитательные:  

1. Способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;

2. продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов деятельности.

3. Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками  научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения.

4. продолжить формировать культуру общения через умение слушать, вести дискуссию, уважение к отечественной науке через работу русских ученых (патриотическое воспитание)

Реактивы и материалы: склянка с уксусным альдегидом

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; ноутбук;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, мультимедийный ресурс ,  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Раздаточный материал:

  1. Опросник по проверке домашнего задания
  2. Домашнее задание с комментариями по выполнению.

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Этап проверки домашнего задания
  3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
  4. Этап изучения новых знаний
  5. Этап первичной проверки понимания изученного
  6. Этап контроля и самоконтроля
  7. Этап подведения итогов занятия
  8. Этап информации о домашнем задании
  9. Этап рефлексия

Методы обучения:

 Основной – проблемный.

 Частные методы и методические приемы:

 - преподавание; фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием

 Демонстрации презентации, ЭОР.

 - Учения; эвристическая беседа

  1. Организационный момент
  2. На предыдущих уроках мы изучали с вами тему «Фенолы». Сегодня на уроке, вам предстоит выполнить тест (или ответить на вопросы) по изученной теме. После чего мы с вами продолжим знакомство с кислородсодержащими органическими соединениями.
  3. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Как уксусный альдегид двух химиков поссорил слайд

В конце XVIII в. химики интенсивно изучали свойства известных органических соединений. В 1782 г. К. Шееле, окисляя этиловый спирт оксидом марганца (IV) в серной кислоте, заметил, что помимо основного продукта — уксусной кислоты — образовалось еще какое-то резко пахнущее соединение, выделить которое не удалось. В последующие годы новый “кислородный эфир” упоминался в работах А. Фуркруа, Л. Воклена. В 1821 г. Иоганн Вольфганг Дёберейнер окислял этиловый спирт в присутствии платинового катализатора и получил некоторое количество смеси исходного спирта с продуктами его окисления. Многие химики, в том числе и Ю. Либих, сомневались, что в этой смеси содержится неизвестное вещество.

Дёберейнер отправил полученный им образец Ю. Либиху, из которого тот в 1835 г. выделил это вещество. Ученый установил его состав и объявил, что получил новое вещество, названное — безводородный алкоголь.

О каком веществе идет речь, если известно, что плотность по водороду вещества, имеющего массовый состав: С – 54,55%, Н – 9,09%, О – 36,36%, равна 22. Выведите молекулярную формулу этого вещества.

Решение:

СхНуОz

х : у : z = 54,55/12 : 9,09/1 : 36,36/16 = 4.55 : 9,09 : 2,27 = 2 : 4 : 1

Простейшая формула: С2Н4О

М(СхНуОz) = D ∙ М(вод.) = 2∙ 22 = 44г/моль

М(С2Н4О) = 44г/моль

Ответ: СН3 СОН

Составим структурную формулу вещества состава С2Н40. Напоминаю: валентность углерода 4, валентность водорода 1, валентность кислорода 2.

Выделим радикал и то, что осталось (функциональная группа). Сегодня мы знакомимся с другой многочисленной группой кислородно-органических веществ (кислородосодержащих веществ).

Назовите вещество. (Учитель специально просит дать название вещества из класса альдегидов, тем самым создавая проблемную ситуацию). Почему вы не можете назвать данное вещество? Что хотели бы узнать об этом веществе и классе, к которому оно относится?)

Тема нашего урока «Альдегиды и кетоны» Слайд

Формулировка задач урока  Слайд  

  1. Формирование новых знаний ЦОР или слайд
  1.  Понятия карбонильной и альдегидной группы. Определения альдегидов и кетонов (пусть сформулируют сами учащиеся)
  1. Строение

Какой тип гибридизации характерен атому углерода в альдегидной группе? (Ответы учащихся)  ЦОР

Итак, атом углерода карбонильной группы SP2- гибридизирован. Поэтому атомы, «которые непосредственно связанны с ним (атомы «О”, “Н”, “С”) находятся в одной плоскости.

 Укажем в этой формуле типы связей. Сигма-связь существует между атомами углерода и водорода. Между атомами углерода и кислорода – одна сигма-связь и одна пи-связь.

Электронная плотность смещается от атома углерода к более электроотрицательному атому кислорода. Следовательно, атом углерода приобретает частичный положительный заряд, а атом кислорода – частичный отрицательный заряд:

  1. Номенклатура

По международной номенклатуре названия альдегидам дают таким образом: прибавляют окончание «аль» к названию углеводорода с самой длинной углеродной цепью, включающей карбонильную группу, от которой и начинается нумерация цепи.

По международной номенклатуре названия кетонам  дают таким образом: прибавляют окончание «он» к названию соответствующего углеводорода, с указанием положения карбонильной группы.

Учащиеся записывают правило составления названий веществ.

Альдегиды сохранили исторические названия, соответствующие названиям органических кислот, в которые они превращаются при окислении:

метаналь – муравьиный альдегид;

этаналь – уксусный альдегид;

пропаналь – пропионовый альдегид;

бутаналь – масляный альдегид;

пентаналь – валериановый альдегид.

Для метаналя и этаналя используют также исторически сложившиеся названия – формальдегид и ацетальдегид.

Учащиеся записывают вещества и дают им названия по международной и исторической номенклатуре.

Слайд

 Насекомые общаются между собой, выделяя ничтожные количества органических соединений, имеющих сравнительно небольшие молекулы. Такие вещества называются феромонами. Чувствительность насекомых к феромонам просто поразительна: самец ночной бабочки большой павлиний глаз чувствует половой феромон самки на расстоянии до 10 км!

Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют два феромона. Формулы этих феромонов вы сейчас видите на экране. Дайте названия этим веществам.

  1. Изомерия

Вспомним, какие вещества называют изомерами и в чем сущность явления – изомерии?

(Актуализируя знания, учащиеся формулируют понятия «изомерия» и «изомеры».)

Для альдегидов характерна:

- структурная изомерия;

- межклассовая изомерия.

5. А теперь нам предстоит закрепить полученные знания.

6. Степень усвоения нового материала мы проверим с помощью теста (ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ТЕСТ)

7. Домашнее задание

8. Этап подведения итогов занятия

8.Оценочный этап (рефлексия)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный этап

Настроить учащихся на урок, создать условия для работы на уроке

Приветствует учащихся, проверка подготовки к уроку

Приветствуют учителя

  1. Этап проверки домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция; Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме «Фенолы»

Проведение устного опроса

Ответ на вопрос учителя

  1. Этап актуализации знаний

Настроить учащихся на восприятие нового материла; Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками

 научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать

 переходу знаний в убеждения

Слайд 1

Как уксусный альдегид двух химиков поссорил

Решение задачи

Итак, тема нашего урока (слайд 2)

Формулировка задач урока

Слайд 3

1 учащийся работает у доски

Обсуждение информации

Формулировка задачи урока

  1. Этап усвоения новых знаний

Узнать об особенностях строения альдегидов и кетонов. Научиться находить причинно-следственные связи между строением и свойствами

Слайд 4

На слайде представлена общая формула альдегидов, кетонов. Предлагаю учащимся самим сформулировать определение альдегидов и кетонов и записать его в тетрадь в виде схемы. Вводим понятие альдегидная группа

Формулируют определение и оставляют схему:

R +карбонильная группа +Н

R +карбонильная группа + R

Слайд 5

Рассмотрим  строение молекулы альдегида. Какие химические связи есть в молекуле? Какие атомы наиболее электроотрицательны и как они влияют друг на друга

Совместно с учителем выясняют взаимное влияние атомов в молекуле альдегида, повторяют типы химических связей в органических веществах и предполагают химические свойства альдегидов

Слайд 4 или 6

Номенклатура альдегидов. Учащиеся умеют давать названия органическим веществам. Здесь учитель подчеркивает только отличие в названии самого альдегида. Объясняет особенности номенклатуры карбонильных соединений.

Запись в тетрадь ключевых моментов

Самостоятельно выполняют задание на слайде 7

Рассмотрение особенностей изомерии альдегидов

Решение задач у доски

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

Определить уровень усвоения новых знаний и выявить проблемы для дальнейшей корректировки

Выполняют задания. Для тех, кто затрудняется, возможна помощь учителя или одноклассника

  1. Этап контроля и самоконтроля

Каждому учащему предлагается выполнить тест

Выполняют задания.

  1. Этап подведения итогов занятия
  2. Этап информации о домашнем задании

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей самостоятельной  работы дома с целью закрепления материала урока в зависимости от уровня усвоения учащимися знаний, полученных  на уроке

Добиваться

адекватность самооценки учащегося оценке учителя.  Дать  учащимися информации о реальных результатах учения

Формулировка выводов;

Выставление оценок;

Объяснение домашнего задания

Отвечают на вопросы учителя

Записывают домашнее задание

  1. Этап рефлексия

Развивать умения самоанализа

Предлагает  учащимся ответить на вопросы

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока в 10 классе по теме "Альдегиды и кетоны" с презентацией.

Урок построен с использованием технологии развития критического мышления, используется прием "кластер" с презентацией. Для базового уровня....

Урок по теме "Альдегиды и их свойства"

Опорный конспект и презентация по теме "Альдегиды и их свойства".Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна....

вводный урок по теме "Альдегиды"

Знакомит уч-ся с номенклатурой, изомерией альдигидов, их химическими свойствами...

Урок по теме "Альдегиды"

Изучение нового материала...

Методическая разработка к уроку химии в 10 классе на тему "Альдегиды и их свойства"

Методическая разработка к уроку химии в 10 классе на тему "Альдегиды и и х свойства"....

урок по теме "Альдегиды"

Технологическая карта урока по теме "Альдегиды", включает полное изучение темы. Рассматривается на 2 уроках с проведением лабораторных работ и качественных реакций....