урок по теме "Альдегиды"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Самар Ольга Константиновна

Технологическая карта урока по теме "Альдегиды", включает полное изучение темы. Рассматривается на 2 уроках с проведением лабораторных работ и качественных реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx119.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Альдегиды»

Учебник: Химия. 10 класс. Углубленный  уровень. Габриелян О.С. - М.: 2018.

Конспект урока по химии в 10 классе «Альдегиды и их свойства»

Автор: Самар Ольга Константиновна

Тема

Альдегиды

Цель

  • Расширение знаний о кислородсодержащих органических соединениях;

Задачи

  • продолжить формирование понятий гомология, номенклатура, изомерия на примере альдегидов;
  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;
  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;
  • использовать возможности  ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;

 

Планируемый результат

  • Знать общую формулу, функциональную группу класса альдегидов,  их номенклатуру и виды изомерии;
  • Уметь использовать возможности  ИКТ и Интернет-ресурсы для исследовательских работ и  представления результатов;
  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;
  • Уметь выполнять задания части А, В  ЕГЭ по химии.

Основные понятия

  • Карбонильная группа;
  • Гомологи;
  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура альдегидов;
  • Структурная формула;
  • Виды изомерии.
  • Свойства
  • Способы получения
  • Применение

Межпредметные связи

Биология, физика, математика, история, латинский язык.

Ресурсы: основной

 

 

дополнительные

 

Химия. 10 класс. Углубленный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2018. – 318,(2)с.;ил.

Батаев В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255, (1)с.; ил.

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с.

Сайт РХТУ им. Менделеева 

Мобильная электронная школа

Урок 1 Альдегиды. 

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, исследовательская работа) на компьютере, парная.

Тип урока

уроки общеметодологической направленности

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация), задания с платформы «Мобильная электронная школа».

 

 

 

Виды учебной деятельности обучающихся

Регулятивные:

1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

2. Делать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

3. Уметь различать объективную трудность задачи и субъективную сложность.

4. Уметь ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные:

1. Владеть поиском нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

2. Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

3. Проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

1. Уметь разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, вести поиск и давать оценку альтернативным способам разрешения конфликта.

2. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Личностные:

1.  Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

2. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Основные этапы организации учебной деятельности

(в зависимости от типа урока)

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организацион

ный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Назовите вещества, определите классы соединений:  

СН3ОН – метанол (спирты)

С6Н6 – бензол (арены)

С4Н10 – бутан (алканы)

СН3  - СОН -  ?

 

Называют вещества, определяют класс веществ

Умение вести диалог.

Организуют свою работу на уроке.

Постановка цели урока.

Какой класс кислородсодержащих соединений еще не изучен? Проблема: Что значит изучить альдегиды?

Формулируют тему и цель урока.

Умение вести диалог.

Определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Какую функциональную группу содержат альдегиды? Ее строение? Какими связями образована? Вид гибридизации?

Насекомые общаются между собой, выделяя ничтожные количества органических соединений, имеющих сравнительно небольшие молекулы. Такие вещества называются феромонами. Чувствительность насекомых к феромонам просто поразительна: самец ночной бабочки большой павлиний глаз чувствует половой феромон самки на расстоянии до 10 км! Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют два феромона. Формулы этих феромонов вы сейчас видите на экране. Дайте названия этим веществам. Составьте структурную формулу одного из этих альдегидов, и приведите 2-3 формулы его изомеров, назовите их.

Вспоминают изученный ранее материал, необходимый для усвоения новой темы.

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Корректируют ответы одноклассников.

Открытие новых знаний

Гимнастика

Далее мы пройдем в кабинет информатики, где продолжим занятие на платформе «Мобильная электронная школа».

Вы должны будете изучить материал по теме «Альдегиды»

Альдегиды — это органические кислородсодержащие вещества, содержащие альдегидную группу -CH=O. Общая формула насыщенных альдегидов с одной альдегидной группой в молекуле — CnH2nO.

Названия номенклатуры ИЮПАК для альдегидов образуются по общим правилам для веществ, содержащих функциональные группы. Наличие альдегидной группы в молекуле обозначается суффиксом -аль.Так, номенклатурное название первого члена ряда CH2=O — метаналь, а вещества с формулой CH3CH2CH2CH=O — бутаналь. Неправильное название — бутаналь-1, т. к. нумерация начинается с функциональной группы и альдегидная группа всегда расположена у первого атома углерода. Поэтому не нужно указывать её положение цифрой.

Для альдегидов часто используют названия, образованные от названий карбоновых кислот с тем же числом атомов углерода в молекуле. Например, метаналь называют муравьиным альдегидом или формальдегидом (от латинского названия муравьиной кислоты), этаналь — уксусным альдегидом, или ацетальдегидом, и т. д.

Для обозначения кетогруппы используют суффикс -он-. Например, кетон со структурной формулой:

 

По номенклатуре называется бутанон. В данном случае положение карбонильной группы указывать не нужно, ведь возможно существование только одного бутанона. А вот в случае кетонов с пятью атомами углерода это уже необходимо. Напишите самостоятельно структурные формулы пентанона-2 и пентанона-3.

Кетоны иногда называют согласно старой номенклатуре, перечисляя углеводородные заместители у карбонильной группы. Например, старое название бутанона — метилэтилкетон.

Первый член ряда кетонов — пропанон, или диметилкетон, — чаще называют ацетоном.

Поиск и выделение необходимой информации.

Подводят итоги.

Умение отвечать на вопросы при изучении новой темы.

Рефлексия своих действий.

Сравнивают информацию

Находят признак, по которому классифицированы альдегиды

Устанавливают причинно-следственные связи.

Постороение логического доказательства.

Закрепление новых знаний

После изучения темы  выполнить задания:

1.В фокусе токсикология. Спирты и организм

Прочитайте, что происходит с этанолом в организме, выпишите формулы и названия веществ, которые образуются в процессе окисления этанола. К каким классам относятся эти вещества? Как, по вашему мнению, должна работать система ферментов, обезвреживающих этанол, чтобы употребление алкоголя приводило к минимальным последствиям? А в каком случае спиртные напитки наиболее опасны? Обоснуйте свой ответ. Запишите свой ответ

2. Ключевой вопрос?

Историческая справка: Слово «альдегид» появилось в XIX в. Немецкий учёный Ю. Либих придумал это слово как сокращение от лат. alcohol dehydrogenatum, т. е. алкоголь дегидрированный. Каким способом, по вашему мнению, был получен первый альдегид? Объясните происхождение названия этого класса соединений с помощью уравнения реакции.

3. Вы уже познакомились с одним из членов ряда альдегидов — этаналем CH3CH=O. Запишите структурную формулу первого члена ряда альдегидов и выскажите предположение о том, как он называется по номенклатуре ИЮПАК. Сформулируйте определение, что такое альдегиды, и выведите общую формулу членов ряда предельных альдегидов.

Проверьте своё определение альдегидов, формулу и название первого члена ряда. При необходимости дополните свой ответ. Научитесь давать названия альдегидам с помощью заданий-тренажёров.

4. Напишите структурные формулы всех изомерных альдегидов состава C5H10O и дайте названия этим веществам по номенклатуре ИЮПАК.

5. Определяем вещество по свойствам

•        Ароматическое вещество состава С7Н6О легко восстанавливает водно-аммиачный раствор оксида серебра и образуется при окислении спирта. Напишите структурную формулу этого вещества и уравнения реакций, описанных в задании.

Знакомятся с лексическим значением новых слов, применяют правило при выборе написания.

Умение работать на компьютере

Самокоррекция

Записывают структурные формулы и называют вещества

Записывают формулы изомеров и называют вещества

Контроль

 Выполните тестовые задания «Тренируемся»

Компьютер оценивает задание и выставляет оценку

Рефлексия.

Дополняют фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

Итог

- Вспомните цели, которые вы поставили в начале урока

Подводят итоги

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Домашнее задание.

- В МЭШ задание

А. выполнить тест для подготовки к егэ (повышенный уровень)

Б. Задание: Названия альдегидов

Выбирают уровень задания.

 

 

Продолжение. Урок 2.

Основные этапы организации учебной деятельности

(в зависимости от типа урока)

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организацион

ный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Вспомните, от чего зависят свойства кислородсодержащих органических соединений?

Умение вести диалог.

Организуют свою работу на уроке.

Постановка цели урока.

  • Предположите, какова  тема нашего 2 занятия. (Свойства альдегидов – физические и химические). Какие цели вы поставите?
  • Чтобы достигнуть поставленных целей вы должны будете выполнить лабораторные работы.  Результаты оформите  в технологической карте, которую сейчас подпишите. Вам надо выполнить 5 заданий, макс.оценка за каждое задание 5 баллов. Работаете в парах. Оцениваете друг друга. В конце урока карты сдаете.
  • Давайте вспомним правила техники безопасности

Формулируют тему и цель урока.

Умение вести диалог.

Определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Какие физ.св-ва вы должны будете изучить?

Вы определили вещества, а вещество в 3 пробирке тоже альдегид и вы должны будете доказать это? Как?

Вспоминают изученный ранее материал, необходимый для усвоения новой темы.

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Корректируют ответы одноклассников.

Открытие новых знаний

Зрительная гимнастика

  • Исходя из строения альдегидной группы, постарайтесь предположить, какие химические свойства возможны для альдегидов.

Первая группа реакций- присоединение водорода к молекуле альдегидов(стр.198-199 учебника).

Запишем данную реакцию в общем виде:

  Какой продукт  реакции получается при этом взаимодействии?

Подумайте! Какой продукт будет получаться при взаимодействии кетонов с водородом?

Данные реакции относятся к группе реакций восстановления альдегидов и кетонов.

Вторая группа: Реакции  окисления альдегидов.

Альдегиды легко окисляются. Окисление альдегидов до кислот происходит под влиянием как сильных, так и слабых окислителей.

При окислении альдегидов образуются карбоновые кислоты

Реакции окисления альдегидов аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди являются Качественными на альдегидную группу.

Запишите в тетрадях уравнения данных реакций.

- Ребята! Давайте в ходе лабораторной работы подтвердим истинность утверждений, выдвинутых ранее.

Лабораторная работа  «Качественные реакции на альдегидную группу»

1) повторение ТБ при работе с химическими веществами; ТБ при нагревании химических веществ;- Проконтролируйте себя.

Формулируют проблему.

1. Присоединение водорода к молекуле альдегидов

Ответ: в данной реакции получаются первичные спирты

Ответ: тоже будут получаться спирты, но они будут относиться к группе вторичных спиртов.

Поиск и выделение необходимой информации.

1)взаимодействие альдегидов с аммиачным раствором оксида серебра

2)записывают схему реакции:

.

Подводят итоги.

В технологической карте  оформляют ЛР «Качественные реакции на альдегидную группу»(стр350, учебник, опыт «окисление формальдегида гидроксидом меди-II)

1) выполняют опыт согласно инструкции учебника.

Умение слушать учителя.

Отвечать на вопросы при изучении новой темы.

Рефлексия своих действий.

Умение работать в паре.

Сравнивают группы слов.

Находят признак, по которому классифицированы слова.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Постороение логического доказательства.

Самокорекция и самооценка на протяжении всего урока.

Проблемное задание

  • Вы должны будете распознать глицерин и альдегид с помощью одного реактива. Какого? Сделать вывод и написать уравнение реакции.

Выполняют реакцию с гидроксидом меди

Умение работать в паре.

Самокорекция и самооценка на протяжении всего урока.

б)

Составьте кластер, отображающий получение и химические свойства альдегидов, напишите уравнение реакции.

  • Проконтролируйте себя.

Составляют схему

Умение работать в паре.

Находят новую информацию в учебнике.

Контроль

- Следующее задание: проверьте себя. Тест. Оцените себя.

Решают тестовые задания

Умение работать в паре.

Самоконтроль. Самооценивание.

Рефлексия.

Заполните таблицу, поставив необходимые значки.

Заполняют графы таблицы. Озвучивают.

Итог

  • Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты.

Подводят итоги изучения альдегидов.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Домашнее задание.

- Подготовить презентации по темам:

Получение формальдегида в лаборатории и промышленности.

Применение альдегидов и свойства, на которых оно основано.

Выбирают уровень задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...